Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Артель" на действия муниципального заказчика - Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания (363760, Республика Северная Осетия - Алания, г.Моздок, ул.Кирова, д.37) (далее - АМС Моздокского р-на) при осуществлении закупки на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги "Павлодольская - Притеречный подъезд к первому отделению животноводческой фермы ООО "Добрый продукт" (электронный аукцион N0310200000318001348) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
29 июня 2018 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Артель" (далее - Заявитель) на действия АМС Моздокского р-на при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что в Аукционной документации имеются противоречия. Так, в пункте 6.3.8 Аукционной документации Заказчиком установлено, что участнику следует учесть, что при описании заказчиком используемых товаров в разделе "Требования к товарам, применяемым при выполнении работ" (далее также - описание объекта закупки) применяются характеризующие их показатели, имеющие точные или диапазонные значения, а также максимальные и (или) минимальные значения таких показателей. В соответствии с письмом ФАС России от 1 июля 2016 года NИА/44536/16 сообщаем потенциальным участникам, что первая часть заявки должна быть подготовлена в соответствии с разделом "Требования к товарам, применяемым при выполнении работ". Смета, являющаяся обоснованием начальной (максимальной) цены контракта не содержит требований к товарам. В случае, если в смете или ином разделе документации встречаются указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товара или наименования производителя, то считать такие указания недействительными.
Вместе с тем, пункт 4.1 Технического задания Аукционной документации (далее - ТЗ) содержит условие о том, что выполнение работ должно осуществляться в соответствии с требованиями и условиями, установленными Приложением N1 и локально-сметным расчетом N1 (количество локально-сметных расчетов - один) к настоящему Контракту.
Кроме того, в жалобе Заявитель указывает на то, что в пункте 5.2 ТЗ "Технология производства работ" Заказчиком установлено, что к работам по строительству объекта приступать при наличии согласованных Заказчиком проекта производства работ (ППР) и рабочей документации. Выполнение работ без указанных документов не допускается.
ППР разрабатывается в соответствии с проектной документацией и Эталоном проекта производства работ на строительство автомобильной дороги (Москва, "Транспорт" 1982). Также, при разработке ППР и рабочей документации, включать в их состав перечень конструкций и работ, подлежащих освидетельствованию с оформлением актов скрытых работ и ответственных конструкций. Перечень должен содержать точное количество контролируемых параметров, допустимые отклонения по каждому параметру, количество измерений по каждому параметру каждой конструкции и каждого вида работ, однозначные указания на способы и методики проведения измерений.
Заявитель считает, что пункт 5.2 ТЗ требует от победителя Аукциона, помимо работ, являющимися предметом Аукциона, выполнить еще и работы по разработке проекта производства работ.
В объяснении по существу жалобы АМС Моздокского р-на указала, что в пункте 6.3.8 Аукционной документации указано, что смета, является обоснованием начальной (максимальной) цены контракта не содержит требований к товарам. Таким образом, смета сама по себе не отрицает связь между сметой и работами, поскольку смета формируется с учетом видов работ и их объемов, а их стоимость, также как и начальная (максимальная) цена контракта, зависят от работ и их объемов, указанных в смете.
Кроме того, в пункте 6.3.8 Аукционной документации также установлено, что в случае, если в смете или ином разделе документации встречаются указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товара или наименования производителя, то считать такие указания недействительными. Предложение участника в отношении объекта закупки должно полностью соответствовать требованиям к такому объекту, установленным заказчиком в разделе "Требования к товарам, применяемым при выполнении работ". При этом не подлежат указанию в первой части заявки параметры товаров, показатели которых содержатся в сметной документации, если требования к техническим характеристикам (показателям) этих товаров не установлены Заказчиком в разделе "Требования к товарам, применяемым при выполнении работ".
Также, АМС Моздокского р-на указала, что согласно постановлению Госстроя России от 05.03.2004 года N15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации", Эталону проекта производства работ на строительство автомобильной дороги, утвержденному Минавтодором РСФСР 25.12.1979 года, Приказу Минстроя России от 16.12.2016 года N985/пр "Об утверждении Изменения N1 к СП 34.13330.2012 "СНИП 2.05.02-85* Автомобильные дороги", Приказу Минстроя России от 16.12.2016 г. N988/пр "Об утверждении Изменения N1 к СП 78.13330.2012 "СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги" проект производства работ разрабатывают для определения эффективных методов выполнения строительно-монтажных работ, способствующих снижению их себестоимости и трудоемкости, сокращению продолжительности строительства объектов, повышению степени использования строительных машин и оборудования, улучшению качества строительно-монтажных работ и обеспечения безопасности труда. Разработка ППР производится за счет накладных расходов в строительстве.
Цель проекта производства работ (ППР) - использование наиболее прогрессивных технологий строительного производства с применением высокопроизводительных и мобильных средств механизации, способствующих улучшению качества, сокращению сроков и себестоимости работ. Проект производства работ (ППР) обеспечивает высококачественное и в заданные сроки безопасное выполнение работ, поскольку содержит мероприятия по выполнению требований технических регламентов в строительстве. Осуществление строительства без ППР запрещается.
Основное назначение эталона ППР - установление единой формы проекта производства работ на строительство автомобильных дорог. Образец ППР имеет условные привязки и может служить только примером при составлении ППР на строительство автомобильных дорог.
Проектно-сметная документация разработана и получила положительное заключение государственной экспертизы: N15-1-1-3-0212-16 от 21.10.2016 года "Проектная документация", N1-1-1-3-0212-16 от 21.10.2016 года "Проверка достоверности определения сметной стоимости объекта".
Задача по подготовке ППР может быть выполнена только при наличии рабочей и проектной документации в полном объеме.
Стоимость разработки рабочей документации Подрядчиком заложена в смете и соответственно входит в цену контракта.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 14 июня 2018 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия - Алания, как уполномоченным органом, были размещены извещение N0310200000318001348 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги "Павлодольская - Притеречный подъезд к первому отделению животноводческой фермы ООО "Добрый продукт" с начальной (максимальной) ценой контракта 25 464 090,00 рублей (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 13.06.2018 года главой АМС Моздокского р-на (далее - Аукционная документация).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки. Так, согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 Закона о контрактной системе;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Из анализа Аукционной документации следует, что Аукционная документация содержит описание товаров, требуемых Заказчиком в ходе выполнения работ, в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, а так же обоснование начальной (максимальной) цены контракта в виде проектно-сметной документации, содержащей помимо прочего виды и объемы работ.
Пунктом 6.3.8 Аукционной документации установлено, что участнику следует учесть, что при описании заказчиком используемых товаров в разделе "Требования к товарам, применяемым при выполнении работ" (далее также - описание объекта закупки) применяются характеризующие их показатели, имеющие точные или диапазонные значения, а также максимальные и (или) минимальные значения таких показателей. Первая часть заявки должна быть подготовлена в соответствии с разделом "Требования к товарам, применяемым при выполнении работ". Смета, являющаяся обоснованием начальной (максимальной) цены контракта не содержит требований к товарам. В случае, если в смете или ином разделе документации встречаются указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товара или наименования производителя, то считать такие указания недействительными. Предложение участника в отношении объекта закупки должно полностью соответствовать требованиям к такому объекту, установленным заказчиком в разделе "Требования к товарам, применяемым при выполнении работ".
То есть, требования к товарам, используемым в ходе выполнения работ, установлены Заказчиком исключительно в ТЗ, в свою очередь, проектно-сметная документация содержит информацию, отображающую виды и объемы работ.
Таким образом, Аукционная документация соответствует требованиям статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Согласно постановлению Госстроя России от 05.03.2004 года N15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации", Эталону проекта производства работ на строительство автомобильной дороги, утвержденному Минавтодором РСФСР 25.12.1979 года, Приказу Минстроя России от 16.12.2016 года N985/пр "Об утверждении Изменения N1 к СП 34.13330.2012 "СНИП 2.05.02-85* Автомобильные дороги", Приказу Минстроя России от 16.12.2016 г. N988/пр "Об утверждении Изменения N1 к СП 78.13330.2012 "СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги" проект производства работ (далее - ППР) разрабатывают для определения эффективных методов выполнения строительно-монтажных работ, способствующих снижению их себестоимости и трудоемкости, сокращению продолжительности строительства объектов, повышению степени использования строительных машин и оборудования, улучшению качества строительно-монтажных работ и обеспечения безопасности труда. Разработка ППР производится за счет накладных расходов в строительстве.
Цель ППР - использование наиболее прогрессивных технологий строительного производства с применением высокопроизводительных и мобильных средств механизации, способствующих улучшению качества, сокращению сроков и себестоимости работ. Проект производства работ (ППР) обеспечивает высококачественное и в заданные сроки безопасное выполнение работ, поскольку содержит мероприятия по выполнению требований технических регламентов в строительстве. Осуществление строительства без ППР запрещается.
Основное назначение эталона ППР - установление единой формы проекта производства работ на строительство автомобильных дорог. Образец ППР имеет условные привязки и может служить только примером при составлении ППР на строительство автомобильных дорог.
Задача по подготовке ППР может быть выполнена только при наличии рабочей и проектной документации в полном объеме.
Стоимость разработки рабочей документации Подрядчиком заложена в смете и входит в цену контракта.
Пунктом 5.2 ТЗ установлено, что к работам по строительству объекта приступать при наличии согласованных Заказчиком ППР и рабочей документации. Выполнение работ без указанных документов не допускается.
ППР разрабатывается в соответствии с проектной документацией и Эталоном проекта производства работ на строительство автомобильной дороги (Москва, "Транспорт" 1982). Также, при разработке ППР и рабочей документации, включать в их состав перечень конструкций и работ, подлежащих освидетельствованию с оформлением актов скрытых работ и ответственных конструкций. Перечень должен содержать точное количество контролируемых параметров, допустимые отклонения по каждому параметру, количество измерений по каждому параметру каждой конструкции и каждого вида работ, однозначные указания на способы и методики проведения измерений.
Технология производства работ, применяемые материалы и оборудование должны соответствовать требованиям проекта и нормативных документов. Технологические карты и технологические схемы на любые производственные процессы необходимо разработать в составе ППР.
Подрядчик принимает участок строительства на время производства дорожных работ и несет ответственность за:
- обеспечение безопасности дорожного движения;
- организацию места строительных работ привести в соответствие с требованиями технических норм и правил;
- выполнение объемов работ производить в соответствии с требованиями СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги", ВСН 19-89 и проектно-сметной документацией, а также действующими нормативными документами, установленными государственным контрактом между заказчиком и подрядчиком.
Таким образом, пункт 5.2 ТЗ соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Кроме того, согласно части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе контракт является неотъемлемой частью Аукционной документации.
Однако, в нарушение пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, проект контракта не содержит обязательного условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненных работ.
Действия должностного лица АМС Моздокского р-на, выразившиеся в утверждении Аукицонной документации с нарушением требований пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "Артель" на действия муниципального заказчика - АМС Моздокского р-на при проведении электронного аукциона N0310200000318001348 на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги "Павлодольская - Притеречный подъезд к первому отделению животноводческой фермы ООО "Добрый продукт".
2. Признать в действиях АМС Моздокского р-на при проведении электронного аукциона N0310200000318001348 нарушение пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявлено нарушение на результаты определения исполнителя повлиять не могло, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 6 июля 2018 г. N А213-07/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2018