Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Г.А. Радочинского,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.А. Кутейникова,
при участии представителей:
ГБУЗ "ТКБ N 3 ДЗМ": О.Ю. Ряжкина,
ООО "АСУС": Н.А. Балакиной,
рассмотрев жалобу ООО "АСУС" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ТКБ N 3 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по подготовке угольной котельной к эксплуатации в осенне-зимний период 2018-2019 годов в ГБУЗ "ТКБ N3 ДЗМ" (Закупка N0373200107418000273) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований, нарушающих законодательство об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 06.07.2018 NТФ/32067/18.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводу жалобы Заказчиком установлено требование к оформлению заявки на участие в аукционе.
В силу ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Комиссией Управления установлено, что в инструкции по заполнению заявки указано следующее: "В случае отсутствия в нормативной документации (ГОСТ) значений по требуемым параметрам каких-либо из применяемых при производстве работ товаров, то по данным параметрам участник ставит "прочерк", либо указывает "не нормируется"".
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что участники закупки представляют в любой удобной форме или по форме, рекомендованной заказчиком, информацию о конкретных показателях товара (материала), используемого при выполнении работ, оказании услуг, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанное положение инструкции нарушает ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к показателям товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам по п.1 "Пена монтажная", п.2 "Блок оконный, соответствующий ГОСТ 23166-99 "Блоки оконные. Общие технические условия", ГОСТ 24866-2014 "Стеклопакеты клееные. Технические условия.", ГОСТ 538-2014 "Изделия замочные и скобяные. Общие технические условия", ГОСТ 111-2014 "Стекло листовое бесцветное. Технические условия", ГОСТ 30673-2013 "Профилиполивинилхлоридные для оконных и дверных блоков. Технические условия", ГОСТ 30674-99 "Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия"", п.6 "Мастика битумная, соответствующая ГОСТ 2889-80 "Мастика битумная кровельная горячая. Технические условия"", п.9 "Электроды, соответствующие ГОСТ 9467-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы.", ГОСТ 9466-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия"", п.14 "Болты строительные (крепежный комплект), соответствующие ГОСТ7798-70 "Болты с шестигранной головкой класса точности В. Конструкция и размеры",ГОСТ 24705-2004 "Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Основные размеры"", п.15 "Сталь листовая оцинкованная, соответствующая ГОСТ 3640-94 "Цинк. Технические условия", ГОСТ 14918-80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия", ГОСТ 19904-90 "Прокат листовой холоднокатаный. Сортамент"", оцинкованная", п.16 "Бруски хвойных пород, соответствующие ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры", ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия.", ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения"", п.18 "Олифа, соответствующая ГОСТ 32389-2013 "Олифы. Общие технические условия"", п.22 "Шпатлевка", п.23 "Раствор цементный, соответствующий ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия", ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия.", ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", ГОСТ 9179-77 "Известь строительная. Технические условия"", п.24 "Доски хвойных пород, соответствующие ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры", ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия"", п.25 "Лента предварительно сжатая саморасширяющаяся".
Согласно доводам Заявителя, требования, установленные Заказчиком к вышеуказанным товарам могут препятствовать заполнению заявки на участие в электронном аукционе, поскольку, по мнению Заявителя, значения установленных характеристик не предоставляются производителями данных товаров и могут стать известны потребителю только после проведения испытаний определенной партии товара.
Так, например, Заявитель указывает на следующее требование п.1 "Пена монтажная": "Время высыхания поверхности при температуре +20 °C и относительной влажности 40% в диапазоне от 10 до 18 мин".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом, а также не представил доказательств, подтверждающих возможность указания конкретных значений указанных характеристик на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства. Кроме того, представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы Заявителя.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводу жалобы Заказчиком в инструкции установлены следующие требования: "Болты, гайки и шайбы входящие в крепежный комплект должны быть совместимы друг с другом", что вводит участников закупки в заблуждение, так как требование к товарам, установленные в инструкции по заполнению заявок, препятствуют корректному восприятию потребности Заказчика и создают препятствия при заполнении заявки на участие в аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы Заявителя.
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что требования к товарам, установленные в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, вводят в заблуждение потенциальных участников, что нарушает п. 1 ч.1 ст.33 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводу жалобы Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, не позволяющие однозначно определить потребность Заказчика:
- п.12 "Монтажная диффузионная лента" "Минимальная температура окружающей среды при монтаже ленты": "до -10 °C",
- В п.1 "Пена монтажная": "Морозостойкость затвердевшей пены":
"до -50 °C"
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки "значения показателей, указанные с предлогом "до" означают, что участнику закупки необходимо указать конкретное значение из заданного диапазона менее указанного максимального значения, при этом максимальное значение не включается в диапазон требуемых значений".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанное требование может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку не позволяет однозначно трактовать требуемый параметр и определить потребность Заказчика, что нарушает п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводу жалобы Заказчиком по п.3 "Гвозди строительные, соответствующие ГОСТ 4028-63 Гвозди строительные. Конструкция и размеры" установлено требование "Длина": "Не менее 40 мм", при этом в ГОСТ 4028 параметр "Длина" имеет как минимальное, так и максимальное значение, следовательно, участник вправе указать длину 500 мм, т.к. это будет соответствовать требованиям аукционной документации, но не будет соответствовать требованиям ГОСТ, на который ссылается Заказчик, что вводит участников закупки в заблуждение и препятствует корректному заполнению заявки на участие в аукционе.
Также Заявитель указывает на аналогичные нарушения в установлении требований к указанному товару по параметрам "Диаметр головки" и "Толщина головки", а также к товарам по п. 7 "Прокладки паронитовые, соответствующие ГОСТ 481-80 "Паронит и прокладки из него. Технические условия", п. 8 товара "Шайбы строительные (крепежный комплект), соответствующие ГОСТ18123-82 "Шайбы. Общие технические условия", ГОСТ 11371-78 "Шайбы. Технические условия", ГОСТ 6958-78 "Шайбы увеличенные. Классы точности A и С. Технические условия", п. 13 товара "Гайки строительные (крепежный комплект), соответствующие ГОСТ ISO 4032-2014 "Гайки шестигранные нормальные (тип 1). Классы точности А и В", ГОСТ 24705-2004 "Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Основные размеры", п. 14 товара "Болты строительные (крепежный комплект), соответствующие ГОСТ 7798-70 "Болты с шестигранной головкой класса точности В. Конструкция и размеры", ГОСТ24705-2004"Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Основные размеры", п.15 товара "Сталь листовая оцинкованная, соответствующая ГОСТ 3640-94 "Цинк. Технические условия", ГОСТ 14918-80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия", ГОСТ 19904-90 "Прокат листовой холоднокатаный. Сортамент", п.16 товара "Бруски хвойных пород, соответствующие ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры", ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия", ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения", п. 18 товара "Олифа, соответствующая ГОСТ 32389-2013 "Олифы. Общие технические условия", п.20 товара "Прокладки паронитовые, соответствующие ГОСТ 481-80 "Паронит и прокладки из него. Технические условия", п. 21 товара "Шкурка шлифовальная, соответствующая ГОСТ 13344-79 "Шкурка шлифовальная тканевая водостойкая. Технические условия", п.23 товара "Раствор цементный, соответствующий ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия", ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия.", ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", ГОСТ 9179-77 "Известь строительная. Технические условия", п.24 товара "Доски хвойных пород, соответствующие ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры", ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия",
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанное требование сформированы Заказчика в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
6. По мнению Заявителя инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе содержит излишне детализированное описание, что может вводить участников закупки в заблуждение, например такие как:
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе: "Показатели, указанные в требуемых параметрах в сочетании со словами "диапазон", "пропорция", "в диапазоне" означает требование диапазонного значения, указываемое в диапазоне (нижнего и верхнего значения диапазона), соответствующего в данном случае требованиям о конкретных показателях. При этом, в случае требования диапазонного значения, соответствующего в данном случае требованиям о конкретных показателях, с использованием наречий "не менее" и "не более" - крайние значения данных показателей должны обязательно входить в предлагаемый участником закупки диапазон значений, а предлогов "от", "до", "более", "менее" - крайние значения диапазона (установленные заказчиком), не включены в диапазон возможных значений".
В случае отсутствия в нормативной документации (ГОСТ) значений по требуемым параметрам каких-либо из применяемых при производстве работ товаров, то по данным параметрам участник ставит "прочерк", либо указывает "не нормируется". Также участнику следует учесть, что если какой-либо показатель не применим для определенного типа товара, предлагаемого участником, он должен отразить в заявке, что данный показатель не применим.
Если Заказчиком установлены материалы на выбор, то соответствующие материалы, которые не будут использоваться участником закупки при выполнении работ - не описываются. Если один товар не может иметь все перечисленные значения данного показателя, то считать, что заказчику требуется группа товаров, при этом каждому перечисленному значению показателя соответствует один товар в группе. В этом случае все остальные требования считать указанными к каждому товару в группе и участнику закупки необходимо предоставить технические характеристики каждого такого товара.
В своей жалобе Заявитель указывает, что из данных положений инструкции не представляется возможным установить потребность Заказчика, а именно: требуется диапазон или конкретное значение. Кроме того, инструкция содержит различное трактование условных обозначений, несущих один и тот же смысл.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость описания объекта закупки подобным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена в нарушение п. 1 ч.1 ст.33 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
7. Согласно доводу жалобы Заказчиком установлены неправомерные требования к товару по п. 17 "Наплавляемый рулонный материал для устройства нижнего слоя кровельного ковра": "Тип мелкозернистой посыпки гранулят; сланец".
В своей жалобе Заявитель указывает, что согласно данным производителей посыпка из гранулята и сланца является крупнозернистой, следовательно, требования к товару Заказчиком установлены таким образом, что не позволяют подобрать рулонный материал, тем самым огранивая количество участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к вышеуказанному товару установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ООО "АСУС" на действия ГБУЗ "ТКБ N 3 ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1, ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель Председателя Комиссии Е.И. Ушкова
Члены Комиссии: Г.А. Радочинский
А.А. Кутейников
Исп. Г.А. Радочинский
8 (495) 784-75-05 (доб. 077-124)
1. ГБУЗ "ТКБ N 3 ДЗМ"
ш. Куркинское, д. 29, г. Москва, 125466,
2. ООО "АСУС"
ул. Кусковская, д. 26А, стр. 7, г. Москва, 111394
3. АО "Единая электронная торговая площадка"
пр. 60-я Октября, д. 9, г. Москва, 117312
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-8457/77-18 об устранении нарушении законодательства об осуществлении закупок
09.07.2018 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Г.А. Радочинского,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.А. Кутейникова,
на основании решения Комиссии ООО "АСУС" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ТКБ N 3 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по подготовке угольной котельной к эксплуатации в осенне-зимний период 2018-2019 годов в ГБУЗ "ТКБ N3 ДЗМ" (Закупка N0373200107418000273) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить, Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 09.07.2018 по делу
N 2-57-8457/77-18 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 09.07.2018 по делу N 2-57-8457/77-18.
6. Заказчику, Аукционной комиссии в срок до 15.08.2018 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: .
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание от 09.07.2018 по делу N 2-57-8457/77-18 может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель Председателя Комиссии Е.И. Ушкова
Члены Комиссии: Г.А. Радочинский
А.А. Кутейников
Исп. Г.А. Радочинский
8 (495) 784-75-05 (доб. 077-124)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 июля 2018 г. N 2-57-8457/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2018