Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Г.А. Радочинского,
при участии представителей:
ИБХ РАН: А.А. Дорониной, ,
ООО "Ликург": В.В. Анцифирова,
рассмотрев жалобу ООО "Ликург" (далее - Заявитель) на действия ИБХ РАН (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по установке оконных блоков (Закупка N0373100010518000001) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NТФ/32656/18 от 10.07.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы установление Заказчиком обеспечения заявки для вышеуказанного аукциона нарушает положения Закона о контрактной системе с учетом того факта, что начальная (максимальной) цена контракта меньше 1 миллиона рублей.
Комиссией Управления установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона от 02.07.2018 N0373100010518000001 начальная (максимальная) цена контракта составляет 599 042,22 рублей, при этом размер обеспечения заявок на участие в электронном аукционе составляет 1% от начальной (максимальной) цены контракта или 5 990,42 рублей.
Согласно ч.16 ст.44 Закона о контрактной системе размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе должен составлять:
1) от одной второй процента до одного процента начальной (максимальной) цены контракта, если размер начальной (максимальной) цены контракта составляет от пяти миллионов рублей до двадцати миллионов рублей;
2) от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более двадцати миллионов рублей.
В силу ч.1 ст.44 Закона о контрактной системе Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
При этом, согласно постановлению правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. N 439 "Об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах" (далее - постановление Правительства N 439) значение начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, составляет 1 миллион рублей.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Управления отмечает, что Закон о контрактной системе и постановление Правительства N 439 определяют обязанность Заказчика устанавливать требование об обеспечении заявки участников аукциона в размерах, установленных в ч.16 ст.44 Закона о контрактной в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 миллион рублей, при этом указанные нормы не лишают права Заказчика устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 1 миллион рублей.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы, поскольку оспариваемое требование не нарушает положения Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу жалобы в п.15 Информационной карты, устанавливающей общие требования, предъявляемые к участникам аукциона в электронной форме в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе, отсутствует требование, предусмотренное п.11 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
В силу п.11 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в аукционной документации не предусмотрено требование об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации, что нарушает положения ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Заявитель указывает на то, что в соответствии с Извещением о проведении закупки, данная закупка проводится среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, при этом согласно пп.7 п.17.2 Информационной карты Заказчик требует декларацию о принадлежности к субъектам малого предпринимательства в отдельного документа в составе второй части заявки, в то время как согласно п.7 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе такая декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.
Согласно ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе если в извещении о закупке установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, то участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
На основании п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.7 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заказчиком, в пп.7 п.17.2 Информационной карты аукционной документации установлено следующее требование к составу второй части заявки "декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона".
Комиссия Управления отмечает, что указанное требование в пп.7 п.17.2 Информационной карты не может свидетельствовать о нарушении норм Закона о контрактной системе, поскольку не лишает участника закупки права представить указанную декларацию посредством функционала электронной торговой площадки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
4. Согласно доводам жалобы, Заказчиком ненадлежащим образом установлена дата окончания рассмотрения заявок.
В соответствии с ч.2 ст.67 Закона о контрактной системе срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи указанных заявок, а в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.
Комиссией Управления установлено, что согласно Извещению о проведении электронного аукциона от 02.07.2018 N0373100010518000001 дата и время окончания подачи заявок - 11.07.2018 09:00, при этом дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников -13.07.2018, при этом разница между указанными сроками составляет 2 рабочих дня, что свидетельствует о нарушении Заказчиком ч.2 ст.67 Закона о контрактной системе, с тем учетом, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей и составляет 599 042,22 рублей.
5. Также Заявитель указывает, что проект государственного контракта не установлены положения относительно размера пени за каждый день просрочки исполнения государственным Заказчиком своих обязательств.
В силу ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Комиссией Управления установлено, что проектом государственного контракта не предусмотрена ответственность Заказчика в случае просрочки исполнения им своих обязательств.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе.
6. Согласно доводу жалобы, в Информационной карте и проекте государственного контракта установленны различные суммы обеспечения исполнения контракта, что вводит участников закупи в заблуждение. Также Заявитель указывает об отсутствии информации о сроках возврата Заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п.25 Информационной карты аукциона установлен размер обеспечения исполнения контракта равный 29 952,11 рублей, при этом согласно п.9.2 проекта государственного контракта установлен иной размер обеспечения исполнения контракта - 533826,00 рублей, что является нарушением п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссией Управления установлено, что в нарушение ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе Заказчиком не установлены сроки возврата Заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика согласились с данным доводом жалобы, пояснив, что допущена техническая ошибка при формировании проекта контракта.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Ликург" на действия ИБХ РАН обоснованной в части следующих выявленных нарушений: неустановление в аукционной документации требования об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации; ненадлежащий порядок установления даты окончания рассмотрения заявок; неустановление в проекте государственного контракта ответственность Заказчика в случае просрочки исполнения им своих обязательств; неустановление сроков возврата Заказчиком поставщику денежных средств; установление размера обеспечения исполнения контракта ненадлежащим образом.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.31, ч.4,27 ст.34,п.8 ч.1 ст.64, ч.2 ст.67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии: Л.Н. Харченко
Члены Комиссии Д.А. Сологов
Г.А. Радочинский
Исп. Г.А. Радочинский, тел. 8 (495) 784-75-05 (доб. 077-124)
1. ИБХ РАН
ул. Миклухо-Маклая, д. 16/10, г. Москва, 117997
2. ООО "Ликург"
ул. Верхняя Первомайская, д. 47, корп. 11, г. Москва, 105264
3. АО "Единая электронная торговая площадка"
пр. 60-я Октября, д. 9, г. Москва, 117312
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-8633/77-18 об устранении нарушении законодательства об осуществлении закупок
12.07.2018 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Г.А. Радочинского,
на основании решения Комиссии от 12.07.2018 по делу N2-57-8633/77-18, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Ликург" (далее - Заявитель) на действия ИБХ РАН (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по установке оконных блоков (Закупка N0373100010518000001) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику при рассмотрении вторых частей заявок участников аукциона проверить их на соответствие требованиям, предусмотренным п.11 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику при заключении государственного контракта по результатам проведения электронного аукциона N0373100010518000001 скорректировать проект государственного контракта на основании мотивировочной части решения Московского УФАС России от 26.12.2017 по делу N2-57-16822/77-17 и в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, а именно: включить пункт, устанавливающий ответственность Заказчика в случае просрочки исполнения им своих обязательств в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы; скорректировать размер обеспечения исполнения контракта в соответствии с установленным в п.25 Информационной карты аукционной документации; установить сроки возврата Заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедур осуществления закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 26.12.2017 по делу N2-57-16822/77-17.
4. Заказчику в срок до 18.08.2018 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Л.Н. Харченко
Члены Комиссии Д.А. Сологов
Г.А. Радочинский
Исп. Г.А. Радочинский, тел. 8 (495) 784-75-05 (доб. 077-124)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 июля 2018 г. N 2-57-8633/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2018