Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - начальника отдела административных производств А.Т. Чшиева,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
при участии представителей:
ГКУ АЗ (КС) ДЗМ: И.И. Шевченко, А.Г. Кисиной, Э.В. Поздняковой, А.А. Бреля, И.А. Царенко,
Департамента г. Москвы по конкурентной политике: Д.Ф. Гильмановой,
в отсутствие представителей ООО "Мелисента" о времени и месте заседания уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России N 28189/18 от 14.06.2018,
рассмотрев жалобу ООО "Мелисента" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "АЗ (КС) ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку слуховых аппаратов (Закупка N0173200001418000635) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N 28189/18 от 14.06.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование ;
2)использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводам жалобы Заявителя, в технической части аукционной документации неправомерно установлены излишне детализированные требования к показателям характеристик товаров, а также нестандартные показатели, требования к которым не нормируются государственными стандартами, так например:
по п.3 "Слуховые аппараты заушные сверхмощные высокотехнологичные цифровые программируемые многоканальные в миниатюрном корпусе (15 шт.)" установлены требования: максимальная частота: не менее 5800 Гц; световой индикатор состояния работы слухового аппарата - наличие;
по п.2 "Слуховые аппараты сверхмощные цифровые программируемые высокотехнологичные (20 шт.)" установлено требование: максимальный выходной уровень звукового давления при входном УЗД равном 90 дБ - не менее 142 дБ;
по п.5 "Слуховые аппараты заушные сверхмощные цифровые программируемые в миниатюрном корпусе (15 шт.)" установлено требование: максимальная частота: не менее 5500 Гц;
по п. 6 "Слуховые аппараты заушные сверхмощные цифровые программируемые широкополосные (20 шт.)" установлены требования: максимальная частота - не менее 5800 Гц; тип обработки цифрового сигнала многоканальный (не менее 17 каналов цифровой обработки сигнала) или бесканальный; световая индикация работы слухового аппарата - наличие;
по п. 11 "Слуховые аппараты заушные мощные цифровые высокотехнологичные программируемые с возможностью открытого протезирования (50 шт.)" установлены требования: максимальное акустическое усиление - не более 75 дБ; максимальная частота - не менее 6400 Гц;
по п. 12 "Слуховые аппараты заушные мощные цифровые программируемые высокотехнологичные (50 шт.)" установлены требования: бинауральная беспроводная синхронизация переключения программ и регулировки громкости - наличие; возможность подключения и использования устройства беспроводной связи для управления слуховым аппаратом и передачи в него аудио сигнала от внешних устройств - наличие;
по п. 13 "Слуховые аппараты заушные мощные цифровые программируемые высокотехнологичные многоканальные (100 шт.)" установлены требования: максимальный выходной уровень звукового давления при входном УЗД равном 90 дБ - не менее 136 дБ; максимальная частота - не менее 6100 Гц;
по п. 17 "Слуховые аппараты заушные мощные цифровые программируемые многоканальные многопрограммные (100 шт.)" установлено требование: беспроводная бинауральная синхронизация регулировки громкости и переключения программ - наличие;
по п. 22 "Слуховые аппараты заушные средней мощности цифровые программируемые высокотехнологичные (500 шт.)" установлено требование: максимальное акустическое усиление - не более 63 дБ;
по п. 25 "Слуховые аппараты заушные средней мощности цифровые программируемые с цифровой системой улучшения разборчивости речи (500 шт.)" установлено требование: тип обработки цифрового сигнала - многоканальный (должно быть не менее 17 каналов цифровой обработки сигнала) или бесканальный;
по п. 27 "Слуховые аппараты заушные средней мощности цифровые программируемые многоканальные многопрограммные (250 шт.)" установлены требования: максимальный выходной уровень звукового давления при входном УЗД равном 90 дБ - не менее 129 дБ; максимальное акустическое усиление - не более 60 дБ;
по п. 32 Слуховые аппараты заушные малой мощности цифровые программируемые высокотехнологичные цифровые многоканальные многопрограммные (100 шт.) установлено требование: тип обработки цифрового сигнала: многоканальный (не менее 17 каналов цифровой обработки сигнала) или бесканальный.
по п. 33 "Слуховые аппараты заушные малой мощности цифровые программируемые (100 шт.)" установлено требование: максимальный выходной уровень звукового давления при входном УЗД равном 90 дБ - не менее 129 дБ;
по п. 34 "Сверхмощные цифровые программируемые заушные слуховые аппараты двенадцатиканальные 3-х программные с системой направленных микрофонов и с высокочастотной компрессией и дополнительным усилением в области низких частот для детей (8 шт.)" установлено требование: максимальный выходной уровень звукового давления при входном УЗД равном 90 дБ - не менее 142 дБ;
по п. 35 "Сверхмощные высокотехнологичные цифровые программируемые заушные слуховые аппараты семнадцатиканальные 4-х программные с системой направленных микрофонов и с бинауральной синхронизацией (15 шт.)" установлены требования: максимальный выходной уровень звукового давления при входном УЗД равном 90 дБ - не менее 141 дБ; световой индикатор состояния слухового аппарата - наличие; батарейки, типоразмер - 675;
по п. 36 "Сверхмощные высокотехнологичные цифровые программируемые заушные слуховые аппараты двадцатиканальные 5-ти программные с системой направленных микрофонов, с высокочастотной компрессией (60 шт.)" установлены требования: оличество каналов - не менее 20 шт.; максимальный выходной уровень звукового давления при входном УЗД равном 90 дБ - не менее 142 дБ; количество программ прослушивания, переключаемых вручную - не менее 5 шт.; батарейки, типоразмер - 675;
по п. 37 "Сверхмощные высокотехнологичные цифровые программируемые заушные слуховые аппараты шестнадцатиканальные 4-х программные с системой направленных микрофонов с высокочастотной компрессией (70 шт.)" установлены требования: максимальный выходной уровень звукового давления при входном УЗД равном 90 дБ - не менее 142 дБ; батарейки, типоразмер - 675;
по п. 38 "Сверхмощные высокотехнологичные цифровые программируемые заушные слуховые аппараты с системой направленных микрофонов с высокочастотной компрессией (31 шт.)" установлены требования: количество каналов - не менее 20; батарейки, типоразмер - 675;
по п. 39 "Сверхмощные высокотехнологичные цифровые программируемые заушные слуховые аппараты шестнадцатиканальные 4-х программные с системой направленных микрофонов и дополнительным усилением в области низких частот в миниатюрном корпусе (16 шт.)" установлены требования: максимальное акустическое усиление - не более 75 дБ; максимальная частота - не менее 6300 Гц;
по п. 40 "Сверхмощные высокотехнологичные цифровые программируемые заушные слуховые аппараты двадцатиканальные 5-ти программные с высокочастотной компрессией и дополнительным усилением в области низких частот (20 шт.)" установлены требования: количество каналов - не менее 20 шт.; максимальное акустическое усиление - не более 75 дБ; максимальная частота - не менее 6300 Гц; количество программ прослушивания, переключаемых вручную - не менее 5 шт;
по п. 41 "Сверхмощные высокотехнологичные цифровые программируемые заушные слуховые аппараты девятиканальные с бинауральной синхронизацией (45 шт.) установлены требования: максимальное акустическое усиление - не более 78 дБ; максимальная частота - не менее 6100 Гц; световой индикатор состояния - наличие;
по п. 42 "Сверхмощные высокотехнологичные цифровые программируемые заушные слуховые аппараты девятиканальные 4-х программные в миниатюрном корпусе с бинауральной синхронизацией (60 шт.)" установлены требования: максимальное акустическое усиление - не более 78 дБ; максимальная частота - не менее 6200 Гц;
по п. 43 "Мощные высокотехнологичные цифровые программируемые заушные слуховые аппараты шестнадцатиканальные 4-х программные с системой направленных микрофонов с бинауральной синхронизацией (48 шт.)" установлены требования: активация узколучевой бинауральной направленности в соответствии со специальным алгоритмом оценки окружающей акустической обстановки - наличие; синхронизация переключения программ и регулировки громкости - наличие; бинауральное прослушивание телефона при поднесении трубки к одному уху - наличие;
по п. 44 "Мощные высокотехнологичные цифровые программируемые заушные слуховые аппараты двадцатиканальные 5-ти программные с системой направленных микрофонов с бинауральной синхронизацией (40 шт.) установлены требования: количество каналов - не менее 20 шт.; автоматическая активация узколучевой бинауральной направленности в соответствии со специальным алгоритмом оценки окружающей акустической обстановки - наличие; функция компрессии и смещения неслышимых высокочастотных звуков в зону с хорошим остаточным слухом - наличие; синхронизация переключения программ и регулировки громкости - наличие; бинауральное прослушивание телефона при поднесении трубки к одному уху - наличие;
по п. 45 "Мощные высокотехнологичные цифровые программируемые заушные слуховые аппараты десятиканальные 4-х программные с бинауральной синхронизацией (65 шт.)" установлены требования: максимальное акустическое усиление - не более 61 дБ;
по п. 46 "Мощные миниатюрные цифровые программируемые заушные слуховые аппараты двадцатиканальные 5-ти программные с системой направленных микрофонов и с высокочастотной компрессией и дополнительным усилением в области низких частот (40 шт.) установлены требования: количество каналов - не менее 20 шт.; автоматическая активация узколучевой бинауральной направленности в соответствии со специальным алгоритмом оценки окружающей акустической обстановки - наличие; функция компрессии и смещения неслышимых высокочастотных звуков в зону с хорошим остаточным слухом - наличие; синхронизация переключения программ и регулировки громкости - наличие; бинауральное прослушивание телефона при поднесении трубки к одному уху - наличие;
по п. 47 "Мощные миниатюрные цифровые программируемые заушные слуховые аппараты шестнадцатиканальные 4-х программные с системой направленных микрофонов и с высокочастотной компрессией (48 шт.)" установлены требования: активация узколучевой бинауральной направленности в соответствии со специальным алгоритмом оценки окружающей акустической обстановки - наличие; синхронизация переключения программ и регулировки громкости - наличие; бинауральное прослушивание телефона при поднесении трубки к одному уху - наличие;
по п. "48 Мощные миниатюрные цифровые программируемые заушные слуховые аппараты семнадцатиканальные (11 шт.) установлены требования: количество каналов - не менее 17 шт;
по п. 49 "Мощные миниатюрные цифровые программируемые заушные слуховые аппараты с системой направленных микрофонов с высокочастотной компрессией (17 шт.)" установлены требования: количество каналов - не менее 20 шт.; автоматическая активация узколучевой бинауральной направленности в соответствии со специальным алгоритмом оценки окружающей акустической обстановки - наличие; функция компрессии и смещения неслышимых высокочастотных звуков в зону с хорошим остаточным слухом - наличие; синхронизация переключения программ и регулировки громкости - наличие; бинауральное прослушивание телефона при поднесении трубки к одному уху - наличие;
по п. 50 "Средней мощности миниатюрные цифровые программируемые заушные слуховые аппараты десятиканальные 4-х программные с бинауральной синхронизацией (68 шт.)" установлены требования: бинауральная координация кнопки-переключателя - наличие; бинауральная система подавления обратной связи - наличие; возможность управлять СА с пульта ДУ - наличие;
по п. 51 Средней мощности миниатюрные цифровые программируемые заушные слуховые аппараты шестнадцатиканальные 4-х программные с системой направленных микрофонов и с высокочастотной компрессией (66 шт.)" установлены требования: максимальное акустическое усиление - не более 63 дБ; максимальный выходной уровень звукового давления при входном УЗД равном 90 дБ - не менее 132 дБ;
по п. 52 "Средней мощности миниатюрные цифровые программируемые заушные слуховые аппараты двадцатиканальные 5-ти программные с системой направленных микрофонов и с высокочастотной компрессией (32 шт.)" установлены требования: количество каналов - не менее 20 шт.; максимальное акустическое усиление - не более 63 дБ; максимальный выходной уровень звукового давления при входном УЗД равном 90 дБ - не менее 132 дБ; количество программ прослушивания - не менее 5 шт;
по п. 53 "Средней мощности миниатюрные цифровые программируемые заушные слуховые аппараты с системой направленных микрофонов с высокочастотной компрессией (11 шт.)" установлены требования: количество каналов - не менее 20 шт.; максимальное акустическое усиление - не более 63 дБ; максимальный выходной уровень звукового давления при входном УЗД равном 90 дБ - не менее 130 дБ;
по п. 56 "Малой мощности миниатюрные цифровые программируемые заушные слуховые аппараты семнадцатикальные 4-х программные с системой направленных микрофонов (19 шт.) установлены требования: количество каналов - не менее 17 шт.; максимальное акустическое усиление - не более 63 дБ;
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что техническая часть аукционной документации составлена в соответствии с потребностью Заказчика, обусловленной необходимостью индивидуального подбора слуховых аппаратов для каждого ребенка, так как слуховые аппараты, как изделие медицинского назначения и медицинской техники, являются индивидуальным техническим средством реабилитации.
Основным стандартом, описывающим функциональные и технические характеристики слуховых аппаратов является ГОСТ Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний", согласно п.4.6 которого в технических условиях на слуховые аппараты конкретных типов дополнительно к перечисленным должны быть приведены другие параметры в соответствии с функциональными особенностями и назначением слуховых аппаратов. При этом представитель Заказчика также сообщил, что в вышеуказанном ГОСТ Р 51024-2012 описываются лишь основные функциональные и технические характеристики слуховых аппаратов, что в свою очередь не означает отсутствие на рынке слуховых аппаратов с дополнительными характеристиками, позволяющими обеспечить пользователям максимальную социализацию.
Вместе с тем, Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для Заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Кроме того, Комиссия Управления также отмечает, что предъявленные Заказчиком требования к поставляемым товарам в равной степени распространялись на всех участников аукциона, ввиду чего любое лицо обладало возможностью закупить и поставить требуемые к поставке товары. Каких-либо доказательств невозможности совершения данных действий Заявителем не представлено, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в завышении начальной (максимальной) цены контракта, поскольку только по 19 позициям технического задания цена завышена на колоссальную сумму 43 523 968,90 руб.
Комиссией Управления установлено, что в составе аукционной документации присутствует обоснование НМЦК.
Согласно ч.3 ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч.10 ст.99 Закона о контрактной системе) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В соответствии с п.2 ч.9 ст.99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Таким образом, рассмотрение жалобы участника закупки на предмет завышения обоснования начальной (максимальной) цены государственного контракта не относятся к компетенции Московского УФАС России.
3. Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком даны разъяснения положений документации не по существу запроса, поданного 06.06.2018.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком даны разъяснения положений документации на поступивший запрос (поданный 06.06.2018 NРД5) в соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доказательств и сведений, какие именно разъяснения положений документации и в какой части свидетельствуют о нарушение Заказчиком ч. 4, 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Мелисента" на действия
ГКУ "АЗ (КС) ДЗМ" необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) письмом Московского УФАС России N 28189/18 от 14.06.2018.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.Т. Чшиев
Члены Комиссии Д.С. Бруев
А.В. Кочетков
Исп. Бруев Д.С.
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 июня 2018 г. N 2-57-7533/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2018