Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителя РГВИА: Е.Г. Мачикина,
в отсутствие представителей ООО "Стройцентр", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России NТФ/33449/18 от 12.07.2018,
рассмотрев жалобу ООО "Стройцентр" (далее - Заявитель) на действия РГВИА (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по замене внутренних сетей электроснабжения и электроосвещения в архивохранилищах и других помещениях здания федерального казенного учреждения "Российский государственный военно-исторический архив" (РГВИА) (Закупка N0373100101818000003) (дале - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NТФ/33449/18 от 12.07.2018.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1)в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2)использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. На заседании Комиссии Управления также рассмотрен довод жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных избыточных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно: п. "Щитовое оборудование тип 1", п. "Кабельная продукция тип 6", п. "Кабельная продукция тип 7", п. "Ремонтно-строительные материалы тип 1", п. "Ремонтно-строительные материалы тип 2", п. "Ремонтно-строительные материалы тип 3", п. "Ремонтно-строительные материалы тип 4", п. "Ремонтно-строительные материалы тип 7".
Конкретные значения по характеристикам оспариваемых позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и приводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний приводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что все вышеуказанные требования к показателям характеристик вышеуказанных товаров установлены в соответствии с положениями ГОСТ, а также в соответствии со сведениями производителей.
Вместе с тем, представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым показатели по характеристикам вышеуказанных товаров представляется возможным указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара. Так например, показатель "время высыхания до степени до 3 при температуре (20_2)°С: не должно быть более 24 ч" для товара по п. "Ремонтно-строительные материалы тип 3" регламентирует ГОСТ 19007-73 "Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания (с Изменениями N 1, 2)", согласно которому время и степень высыхания определяют при (20_2) °C и относительной влажности воздуха (655)% на трех образцах на расстоянии не менее 20 мм от края образца после естественной или горячей сушки нанесенного слоя лакокрасочного материала.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1 и п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. В составе жалобы указано, что Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам по п. "Светильник тип 1": "Рассеиватели должны быть из материала: Который должен поглощать излучение длин волн не менее 280 и менее 380 Нм и ультрафиолетовые лучи не менее 0 и не более 380 Нм и прочностью к растяжению более 20 и не более 95 МПа(Указать материал)", п. "Степень защиты должна быть": "От пыли не менее проникновения твердых размером более 12 мм; пальцев рук или других предметов длинной не более 80 мм, или твердых предметов и не более полной от всех видов случайного проникновения от влаги не менее защиты от попадания капель, падающих вертикально вниз и не более защиты от попадания воды при постоянном погружении в воду. Вода не должна вызывать порчи оборудования при заданных условиях и неограниченном времени погружения. (Указать буквенное и цифровое значение)", п. "Установочное изделие тип 2": "Материал изделия Литой РА (наименование материала)", п. "Установочное изделие тип 3": "Материал изделия Литой РА (наименование материала)", "Степень защиты от пыли менее частичной защиты от проникновения пыли. Полной защиты от всех видов случайного проникновения. Возможно, лишь попадание пыли в количестве, не нарушающем работу прибора. От влаги должны защиать от попадания струй воды, падающих под любым углом. Указать буквенное и цифровое значение", п. "Монтажное изделие тип 3": "Климатическое исполнение должно быть не менее чем для умеренных макроклиматических районов и не более чем для всех районов земного шара, исключая части земли с очень низкими температурами. По условиям работы должна обеспечивать защиту не менее эксплуатации под навесом Указать буквенное и цифровое значение", "Степень защиты от пыли не менее полной защиты от проникновения пыли и случайного проникновения. От влаги не менее защиты от попадания струй воды, падающих под любым углом. Указать буквенное и цифровое значение", "Нагревостойкость, тепло и огнестойкость Соответствие ГОСТ (указать ГОСТ)", п. "Установочное изделие тип 6": "Степень защиты от пыли менее защиты от проникновения твердых объектов размером более 1 мм; инструментов, проволоки или других предметов диаметром не менее 1 мм. От влаги менее защиты от попадания капель или струй, объектов падающих сверху под углом к вертикали не более 60°(Указать буквенное и цифровое значение )", "Тип покрытия должен быть не электролитическое покрытие с использованием чешуек алюминия и цинка или электролитическое покрытие с использованием чешуек алюминия и цинка или гальванопокрытие методом горячего погружения и нанесения цинк-ламельного(не электролитического покрытия Указать наименование покрытия", п. "Щитовое оборудование тип 1": "Степень защиты изделия от пыли не менее защиты от проникновения твердых размером более 12 мм; пальцев рук или других предметов длинной не более 80 мм, или твердых предметов. От влаги менее защиты от попадания капель, падающих вертикально вниз. (Указать буквенное и цифровое значение)", "Климатическое исполнение должно быть для районов с умеренным и холодным климатом и эксплуатацией не менее эксплуатации в крытых помещениях с отоплением и с искусственной вентиляцией (Указать значение)", поскольку участнику закупки не представляется возможным указать в составе первой части заявки достоверные значения требуемых Заказчиком показателей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, ввиду чего Заказчиком подобным образом установлены требования к вышеуказанным товарам с учетом ст.33 Закона о контрактной системе, предусматривающей обязательное установление показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным Заказчиком требованиям.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Стройцентр" на действия РГВИА обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку Заказчику предписание выдано в рамках рассмотрения жалобы
ООО "Элбридж" по делу N2-57-8666/77-18 от 13.07.2018.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии: А.С. Спирякова
Е.А. Миронова
Исп.Спирякова А.С. 495 784-75-05 (доб.189)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 июля 2018 г. N 2-57-8838/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2018