Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущей заседание Комиссии - временно исполняющей обязанности руководителя управления Кодерле И.В.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Ермоловой О.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Козаченко А.А.,
в отсутствие представителей:
заказчика - администрации сельского поселения "село Аянка" (далее - Заказчик), извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "КОНТРАКТ" (далее - ООО "КОНТРАКТ", Заявитель), извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона (далее - ЭА) на строительство объекта: 8-ми квартирного жилого дома по ул. Полярная (закупка N 0138300014918000002), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
18.06.2018 Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем ЭА на строительство объекта: 8-ми квартирного жилого дома по ул. Полярная (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 83 998 546, 05 руб.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 05.07.2018 на участие в ЭА поступило 2 заявки (NN 1, 2). Аукционная комиссия, рассмотрев поступившие заявки, приняла решение:
- участника, подавшего заявку N 2, допустить к участию в ЭА;
- участнику, подавшему заявку N 1, отказать в допуске к участию в ЭА на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
02.07.2018 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО "КОНТРАКТ" на действия Заказчика.
По мнению Заявителя, документация об ЭА не соответствует требованиям Закона о контрактной системе:
1) дата окончания срока дачи разъяснений положений документации об ЭА установлена не в соответствии со статьей 65 Закона о контрактной системе;
2) сокращен срок подачи заявок на участие в ЭА;
3) в извещении о проведении ЭА не указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками Закупки в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе;
4) в проекте контракта установлен срок оплаты не в соответствии со статьей 34 Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об ЭА должна содержать информацию о порядке, датах начала и окончания срока предоставления участникам ЭА разъяснений положений документации об ЭА.
Порядок предоставления документации об ЭА, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений указан в статье 65 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В силу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 данной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В документации об ЭА установлены следующие даты:
- дата окончания подачи заявок на участие в ЭА 03.07.2018;
- дата окончания срока дачи разъяснений положений документации об ЭА 29.06.2018, то есть за три дня до даты окончания подачи заявок.
Таким образом, дата окончания срока дачи разъяснений положений документации об ЭА установлена в соответствии с Законом о контрактной системе.
В связи с чем довод Заявителя не обоснован.
2. Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В силу части 1 статьи 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено в Единой информационной системе 18.06.2018. То есть, в соответствии с требованиями ГК РФ срок окончания подачи заявок должен был быть установлен 03.07.2018 18:00.
Однако согласно извещению о проведении электронного аукциона срок окончания подачи заявок - 03.07.2018 09:00, что не соответствует статьям 191, 194 ГК РФ.
Таким образом, Заказчик установил срок окончания подачи заявок в нарушение части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Выявленное нарушение не повлияло на результат определения подрядчика.
3. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении ЭА указываются требования, предъявляемые к участникам ЭА, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками ЭА в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам ЭА в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99.
Согласно приложению N 1 Постановления Правительства РФ N 99 при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки предъявляются дополнительные требования, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документами подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям являются копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Заказчик в пункте 8 документации об ЭА "Требования, предъявляемые к участникам ЭА и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками ЭА" установил:
- "соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющегося объектом закупки: участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства - подтверждается выпиской (либо копией выписки) из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 (срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи)";
- "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право, заключить который проводится закупка:
копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
В извещение о проведении ЭА требования, предъявляемые к участникам ЭА указаны, однако исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками ЭА в соответствии с установленными требованиями к участникам, отсутствует, в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Выявленное нарушение не повлияло на результат определения подрядчика.
4. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об ЭА прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В пункте 2.3 проекта контракта указано: "Оплата производится Заказчиком на расчетный счет Подрядчика, указанный в Контракте, в течение 30 (тридцати) дней, с даты предоставления счета, счета-фактуры и на основании подписанного Сторонами акта приемки выполненных работ (Приложение N 4 к Контракту), формы КС-2, при отсутствии у Заказчика претензий по объему и качеству выполненных работ".
Таким образом, Заказчик установил срок оплаты в соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В связи с чем, довод Заявителя не обоснован.
5. Статьей 110.2 Закона о контрактной системе установлены особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.
На основании части 2 указанной статьи Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 (далее - Постановление РФ N 570) утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контракту.
Пунктом 2 Постановления РФ N 570 установлено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
В проекте контракта (пункт 5.8) установлена обязанность подрядчика выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением РФ N 570, которые исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупности выражения должны составлять не менее 15 процентов цены контракта.
При этом в документации об ЭА не установлены возможные виды и объемы работ по строительству объекта: 8-ми квартирного жилого дома по ул. Полярная, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно из числа видов работ, утвержденных Постановлением РФ N 570, для последующего определения подрядчиком конкретных видов работ из установленных в документации об ЭА возможных видов и включения этих работ в контракт, в нарушение требований Постановления РФ N 570 и статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 данной статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Исходя из части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 утверждены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - Типовые условия).
В силу пункта 5 Типовых условий оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
В пункте 5.5.4 проекта контракта указано: "Оплачивать выполненные субподрядчиком работы (ее результаты), заключенного с таким субподрядчиком, в течение 30 дней с даты подписания Подрядчиком документа о выполненной работе (ее результатов)".
Таким образом, Заказчик установил срок оплаты субподрядчику, соисполнителю за выполненные работы (ее результаты) не в соответствии с Типовыми условиями, в нарушение части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе.
7. В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении ЭА указывается информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 7, 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться следующая информация:
- размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе);
- размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
В документации об ЭА (пункты 5, 6) указаны порядки внесения денежных средств качестве обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта.
В извещение о проведении ЭА в разделах "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки", "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта" указано: "Обеспечение заявки", "Обеспечение контракта".
Таким образом, в извещении о проведении ЭА порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта отсутствует, в нарушение части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Выявленное нарушение не повлияло на результат определения подрядчика.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной в части не надлежащего установления срока подачи заявок на участие в ЭА; неуказания в извещении о проведении ЭА исчерпывающего перечня документов в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 7 статьи 30, частей 3, 5 статьи 63, статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений части 7 статьи 30, статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
4. Предписание об устранении нарушений частей 3, 5 статьи 63 Закона о контрактной системе не выдавать, так как указанные нарушения не повлияли на результат определения подрядчика.
5. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии: ____________________ И.В. Кодерле
Члены комиссии: ____________________ С.Н. Парфирьева
____________________ О.В. Ермолова
____________________ А.А. Козаченко
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
заказчику - Администрации сельского поселения "село Аянка":
1. В срок до 18 июля 2018 года устранить нарушения части 7 статьи 30, статьи 110.2 Закона о контрактной системе:
при заключении контракта
- установить срок оплаты субподрядчику, соисполнителю за выполненные работы (ее результаты) в соответствии с типовыми условиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466;
- включить в проект контракта возможные виды и объемы работ по строительству объекта: 8-ми квартирного жилого дома по ул. Полярная из числа видов работ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту.
2. В срок до 27 июля 2018 года представить в Камчатское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (4152)42-58-74 или электронной почте to41@fas.gov.ru.
Примечание.
Предписание подлежит исполнению в установленный данным предписанием срок.
Неисполнение в срок предписания влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Под неисполнением в срок предписания понимается уклонение от исполнения или частичное исполнение предписания, либо несвоевременное исполнение предписания.
Ведущая заседание Комиссии: ____________________ И.В. Кодерле
Члены комиссии: ____________________ С.Н. Парфирьева
____________________ О.В. Ермолова
____________________ А.А. Козаченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 9 июля 2018 г. N 21-06/210-18Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2018