Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии представителя ООО "Белая трость", уведомленного надлежащим образом, ходатайствовавшего о рассмотрении дела в его отсутствие,
в присутствии представителей от ответчика ГУ-Псковское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Н. А.Г. (доверенность N 32 от 21.12.2017 года), В. С.Г. (доверенность N 16 от 10.07.2018 г.), К. М.Н. (доверенность N 18 от 10.07.2018 года),
рассмотрев жалобу ООО "Белая трость" на положения документации электронного аукциона на поставку ТСР - специальных устройств для чтения "говорящих" книг, для оптической коррекции слабовидения (N 0257100001418000092), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
28.06.2018 года ФСС РФ ГУ-ПРО ФСС РФ объявлен электронный аукцион на поставку ТСР - специальных устройств для чтения "говорящих" книг, для оптической коррекции слабовидения (N0257100001418000092).
Извещение о проведении вышеуказанного аукциона размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 28.06.2018 19:05
Начальная (максимальная) цена контракта -580 027,60 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 06.07.2018 08:00.
05.07.2018 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 12.07.2018 года.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, вх.418 з от 05.07.2018 г.)
Указание в Техническом задании характеристики закупаемого товара ограничивают количество участников закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводами жалобы и представили письменные объяснения вх. N 878 р от 11.07.2018 г. (в материалах дела).
При формировании описания объекта закупки Заказчиком учтены потребности инвалидов по зрению, сформированные на основании медико-социальной экспертизы. Заявленные требования к товару не ограничивают конкуренцию, а максимально отражают потребность Заказчика.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
28 июня 2018 года Заказчиком объявлен электронный аукцион на поставку ТСР - специальных устройств для чтения "говорящих" книг, для оптической коррекции слабовидения (N0257100001418000092).
Техническим заданием аукционной документации установлены требования товару, в частности: "Тифлофлешплеер должен иметь следующие технические параметры, функции и режимы: воспроизведение "говорящих книг", звуковых и электронных текстовых файлов следующих форматов: "говорящие книги", записанные в специализированном формате на флеш-картах типа SD, SDHC и SDXC с применением трехпроходного поточного блочного шифрования содержимого МРЗ файлов по алгоритму ХХТЕА с длиной ключа криптозащиты 128-бит. (ТУ 4031-015-05178197-2014)"
Данные параметры заявитель расценивает как указание на товарный знак, которые не может быть указан в описании объекта закупки без слов "или эквивалент".
С указанными доводами согласиться нельзя.
Документация электронного аукциона, а именно Техническое задание, в котором изложены требования к закупаемому товару, не содержит указание на какой-либо товарный знак. Указание же на ТУ 4031-015-05178197-2014, который по определению, является стандартом организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги (п.15 ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О стандартизации в Российской Федерации"), не противоречит п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, как следует из представленных доказательств, а также доводов, озвученных в ходе рассмотрения жалобы представителями Заказчика, установление спорных характеристик обусловлено потребностями граждан - инвалидов по зрению, являющихся конечными получателями закупаемых технических средств реабилитации. При описании объекта закупки Заказчиком учтен опыт работы с указанной категорий лиц, имеющих право на получение социальной помощи, а также результат комплексного исследования реабилитационных мероприятий, и мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей лица к выполнению определенных видов деятельности.
Условие поддержки международного стандарта для аудиолитературы DAISY (Digital Accessible Information System - Система доступной цифровой информации), в случае использования которого книга представляется в виде аудиофайла, который может быть размещен на любом носителе информации и без ограничения скопирован и передан по средствам телекоммуникации также обусловлено особенностями категории лиц, для которых приобретаются технические средства реабилитации.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле" слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках. Информационное обеспечение инвалидов является составной частью информационной составляющей библиотечного дела, поскольку каждый гражданин имеет право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами. В России созданы специализированные библиотеки или отделы универсальных библиотек, рассчитанные на граждан, не имеющих возможности воспользоваться указанным правом в полной мере.
На инвалидов по зрению может быть распространено действие ч. 3 ст. 8 Закона N 78-ФЗ, согласно которой пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку из-за физических недостатков, имеют право пользоваться заочными или внестационарными формами обслуживания, которые финансируются за счет средств соответствующих бюджетов и федеральных программ. Возможность получить "на дом" библиотечные ресурсы в цифровом виде, существует в том числе с использованием "говорящих книг" в формате DAISY, который используется ВОС и Российской государственной библиотекой.
Таким образом, заявленные характеристики товара обусловлены объективной потребностью Заказчика, специализирующегося на обеспечении социальной защиты инвалидов, и учитывают потребности конечных потребителей социальной услуги.
Ссылки заявителя на несоответствие требований Технического задания предупреждению ФАС России, N ИА/42719/18 от 09.06.2018 г., а также рекомендациям ВОС не свидетельствуют о нарушении Заказчиком норм законодательства о контрактной системе, регламентирующих порядок описания объекта закупки, установленный ст. 33 Закона о контрактной системе.
Опровергает доводы жалобы и протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0257100001418000092 от 11.07.2018 года, в соответствии с которым на участие в аукционе подано две заявки с предложением о поставке товаров различных производителей, которые полностью соответствуют требованиям аукционной документации.
Руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Белая трость" необоснованной.
2. Передать материалы дела уполномоченному сотруднику УФАС по Псковской области для рассмотрения вопроса о наличии в действиях Заказчика признаков нарушения ст. 15, 17 Федерального закона от 26.07.2006 NN 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 12 июля 2018 г. N 44-45/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2018