Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 16 июля 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - руководителя управления Паутова И.Г., членов Комиссии: главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Смирновой Т.А., специалиста-эксперта отдела контроля закупок Ковальковой А.С.,
с участием:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Контракт" (далее также - ООО "Контракт", заявитель, общество), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
от заказчика, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области" (далее также - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ярославской области, заказчик), - представителя по доверенности Засыпина И.В.,
от оператора электронной площадки, общества с ограниченной ответственностью "РТС-тендер", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" на действия заказчика, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания гостиницы УКП (извещение N 0371100005718000010) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
04.07.2018 Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Контракт" на действия заказчика, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания гостиницы УКП (извещение N 0371100005718000010) (далее - жалоба).
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок ввиду следующего.
1. Заказчиком в документации об электронном аукционе (Информационная карта) указан неверный срок окончания предоставления разъяснений участникам закупки.
2. Заказчик ненадлежащим образом установил срок окончания подачи заявок на участие в аукционе, чем нарушил часть 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Заказчиком неправомерного установлены требования согласно части 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ: требования о наличии финансовых ресурсов для исполнения контракта, а также дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.
4. Извещение о проведении электронного аукциона не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона, участниками которого могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
5. Заказчик не установил в документации об электронном аукционе требование о наличии у участников закупки и представлении последними в составе заявки на участие в аукционе подтверждения членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
6. Заказчик не приложил к документации об электронном аукционе документы проекта, "обязательные", по мнению заявителя, в случае проведения работ по капитальному ремонту, при этом в документации об электронном аукционе отсутствует описание объекта закупки в части требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ, что, как полагает заявитель, ограничивает количество участников закупки и исключает возможность надлежащим образом сформировать ценовое предложение и подать заявку на участие в закупке.
7. Заказчик неправомерно установил требование о предоставлении участниками закупки в первой части заявки только согласия на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, чем нарушил требования части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
8. Заказчиком обязательное условие об ответственности сторон за факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, установлено в нарушение требований закона: неверно указаны штрафы (отсутствует указание размера штрафа) для подрядчиков, являющихся субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями.
Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание для устранения допущенных нарушений.
Представитель заказчика частично согласился с доводами жалобы, вместе с тем считает допущенные недочеты несущественными, не повлиявшими на результат проведения аукциона, в связи с чем просит признать жалобу общества необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 25.06.2018 размещено извещение N 0371100005718000010 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания гостиницы УКП вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект государственного контракта.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 897 454,60 рублей.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе (часть 1 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В отношении первого и второго доводов заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно частям 1, 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, указанная в статье 42 настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ определено, что в извещении об осуществлении закупки должен содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (пункт 3 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона N 0371100005718000010, сформированном программно-аппаратными средствами сайта единой информационной системы (далее также - извещение о проведении электронного аукционе, извещение), дата и время окончания подачи заявок на участие в аукционе: 05.07.2018 10:00.
Вместе с тем, в разделе "Перечень прикрепленных документов" извещения заказчиком размещен файл "Аукционная документаци по ИК-2.doc", содержащий документацию об электронном аукционе, являющуюся неотъемлемой частью данного извещения, из которого следует, что заказчиком установлены следующие дата и время окончания подачи заявок на участие в аукционе: с момента размещения извещения до 10:00 03.07.2018 (см. пункт 27 "Информационная карта" документации).
Таким образом, срок подачи заявок (дата окончания подачи заявок) на участие в рассматриваемом аукционе установлена заказчиком противоречивым, не допускающим однозначного толкования участниками закупки условий данной закупки образом, что является нарушением пункта 6 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодами времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления событий, которыми определено его начало.
Статьей 194 ГК РФ установлено, что, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (статья 193 ГК РФ).
Таким образом, в данном случае для расчета даты, когда должно быть размещено извещение о проведении электронного аукциона, необходимо отнять от даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе пятнадцать дней, шестнадцатый день, таким образом, будет датой размещения такого извещения.
Иными словами, определение даты размещения извещения о проведении электронного аукциона находится в прямой зависимости от даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Как установлено выше, заказчиком в извещении и документации об электронном аукционе дата окончания срока подачи заявок установлена противоречивым образом, вместе с тем, если взять в расчет более позднюю дату окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 05.07.2018, следовательно, учитывая вышеназванные положения законодательства, извещение о проведении электронного аукциона должно было быть размещено в единой информационной системе не позднее 19.06.2018.
Однако установлено, что извещение N 0371100005718000010 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания гостиницы УКП (вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект государственного контракта) размещено заказчиком в единой информационной системе только 22.06.2018, что, соответственно, является нарушением части 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе (пункт 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Частью 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса от участника электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, в данном случае, учитывая в том числе приведенные выше положения ГК РФ, для расчета даты окончания срока предоставления заказчиком разъяснений положений документации об электронном аукционе необходимо выполнить следующие действия: (1) отнять от даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе три дня, четвертый день, таким образом, будет датой окончания срока, в течение которого участники закупки могут подать заказчику запрос, содержащий просьбу разъяснить положения документации об электронном аукционе; (2) прибавить к этой дате еще два дня, таким образом, второй день будет являться датой окончания срока предоставления заказчиком разъяснений положений документации об электронном аукционе (то есть до двадцати четырех часов этого дня срока заказчик может давать ответы на запросы о разъяснении положений документации об электронном аукционе, поступившие в последний возможный день срока).
Иными словами, дата окончания срока предоставления заказчиком участникам закупки разъяснений положений документации об электронном аукционе находится в прямой зависимости от даты поступления соответствующего запроса.
Согласно пункту 25 "Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе" документации об электронном аукционе дата начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе указаны в Информационной карте документации. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса государственный заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Как установлено выше, заказчиком в извещении и документации об электронном аукционе дата окончания срока подачи заявок установлена противоречивым образом, вместе с тем, если в качестве даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе взять 05.07.2018, то, учитывая вышеназванные положения законодательства, датой окончания срока, в течение которого участники закупки могут подать заказчику запрос, содержащий просьбу разъяснить положения документации об электронном аукционе, является 02.07.2018, если 03.07.2018 - 29.06.2018, а датой предоставления заказчиком ответов на поступившие запросы - 04.07.2018 и 02.07.2018, соответственно.
В пункте 27 "Информационная карта" документации об электронном аукционе заказчиком указано, что дата начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе - с момента размещения извещения, дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе - 29.06.2018.
Принимая во внимание избранный заказчиком способ изложения, Комиссия приходит к выводу, что в данном случае дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об электронном аукционе, установлена заказчиком противоречивым, не допускающим однозначного толкования участниками закупки условий данной закупки образом; поскольку, с одной стороны, такая дата установлена "до 29.06.2018", с другой стороны, "в течение двух дней с даты поступления <_> запроса <_>, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе" (то есть фактически позднее, чем 29.06.2018); что, соответственно, является нарушением пункта 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В отношении третьего доводов заявителя Комиссией установлено следующее.
В извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона (пункт 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона (часть 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Частью 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг (часть 2.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Объектом рассматриваемого электронного аукциона в соответствии с извещением и документацией об электронном аукционе является выполнение работ по капитальному ремонту здания гостиницы УКП.
Из извещения о проведении электронного аукциона следует, что заказчиком в разделе "Преимущества и требования к участникам" извещения установлены требования к участникам закупки, в том числе требование к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ), а также требования к участникам закупок в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем из пункта 9 "Требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона" документации об электронном аукционе, являющейся неотъемлемой частью извещения, следует, что дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ - не установлены.
Соответственно, в данном случае заказчиком в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, в частности, в соответствии с частями 2, 2.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, установлены противоречивым, не допускающим однозначного толкования участниками закупки ее условий образом.
В отношении четвертого доводов заявителя Комиссией установлено следующее.
В извещении о проведении электронного аукциона, наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, должны содержаться преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28-30 настоящего Федерального закона (пункт 5 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в редакции закона, действовавшей на момент размещения извещения о проведении данного электронного аукциона (то есть до 01.07.2018).
Пунктом 4 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ определено, что в извещении об осуществлении закупки должны содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком).
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона (часть 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Из содержания извещения о проведении электронного аукциона, с одной стороны, следует, что ни преимущества участникам закупки, ни ограничения участия в данной закупке заказчиком не установлены (как пояснил на заседании Комиссии представитель заказчика, данная закупка проводится для любых участников, не только для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций); однако, с другой стороны, в пункте 8 "Ограничение участия в определении исполнителя" документации об электронном аукционе указано, что участниками электронного аукциона могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, а в пункте 10 "Преимущества, предоставляемые государственным заказчиком в соответствии со статьями 28-30 Закона N 44-ФЗ" - что участниками аукциона могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации; что, соответственно, является нарушением пункта 4 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, пункта 5 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в редакции закона, действовавшей на момент размещения извещения о проведении данного электронного аукциона (то есть до 01.07.2018).
В отношении пятого доводов заявителя Комиссией установлено следующее.
В извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона (пункт 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона (часть 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закон.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (абз. 3 пункта 1 статьи 49 ГК РФ).
Объектом рассматриваемого электронного аукциона в соответствии с извещением и документацией об электронном аукционе является выполнение работ по капитальному ремонту здания гостиницы УКП.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 897 454,60 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Частями 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:
1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;
4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц;
5) физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома, а также лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в пунктах 1-3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса.
При этом согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
В соответствии с частью 3 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением:
1) иностранных юридических лиц;
2) случая, если на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрированы индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, отсутствует зарегистрированная саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство, и соответствующая требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 55.4 настоящего Кодекса. В этом случае индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право обратиться с заявлением о приеме в члены саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, и зарегистрированной на территории любого из субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с этим субъектом Российской Федерации. При этом такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо дополнительно представляет в указанную саморегулируемую организацию выписку из государственного реестра саморегулируемых организаций об отсутствии на территории этого субъекта Российской Федерации зарегистрированных саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство. Саморегулируемая организация, в которую обратились с заявлением о приеме в члены данный индивидуальный предприниматель или данное юридическое лицо, зарегистрированные в установленном законом порядке на территории субъекта Российской Федерации, имеющего общую границу с субъектом Российской Федерации, на территории которого зарегистрирована такая саморегулируемая организация, не имеет права отказать такому лицу в приеме в члены саморегулируемой организации по основанию, указанному в абзаце первом настоящей части.
Исходя из части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Согласно части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
4) семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
5) двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Исходя из частей 4 и 5 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.
Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" утверждена форма выписки из реестра членов саморегулируемых организаций.
Иными словами, для участия в рассматриваемом электронном аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания гостиницы УКП, участники закупки должны являться членами саморегулируемой организации (далее - СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также иметь выписку из реестра членов такой СРО, выданную не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке по форме согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" и представить указанную выше выписку в составе второй части своей заявки.
При этом СРО, членом которой является участник закупки, должна иметь:
- компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, предусмотренный частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Требование о наличии выписки из реестра СРО не распространяется на случаи, предусмотренные частями 2.1 и 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона и подпункту 1 пункта 9.1 "Требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ" документации об электронном аукционе заказчиком к участникам закупки установлены единые требования о соответствии последних требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющегося объектом закупки.
Однако данное требование не конкретизировано в соответствии с законом.
Более того, согласно пункту 13 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" документации об электронном аукционе представление участниками закупки в составе второй части заявки на участие в данном аукционе копий документов, подтверждающих соответствие услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к услугам и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе не требуется.
Таким образом, учитывая, что заказчиком не учтены и не включены в извещение и документацию об электронном аукционе приведенные выше требования как к участникам закупки, так и о представлении участниками закупки в составе вторых частей их заявок документов, подтверждающих соответствие последних таким требованиям (в извещении и документации об электронном аукционе они не установлены), Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях заказчика нарушения пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В отношении шестого и восьмого доводов заявителя Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из буквального толкования названных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации о закупке должен установить требования к объекту закупки с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Таким образом, при формировании описания объекта закупки заказчику в данном случае предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик используемых при выполнении работ товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребностям.
В данном случае закупка проводится в интересах заказчика, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ярославской области.
Объектом рассматриваемого электронного аукциона в соответствии с извещением и документацией об электронном аукционе является выполнение работ по капитальному ремонту здания гостиницы УКП. Описание объекта закупки приведено в пункте 28 "Техническое задание" документации об электронном аукционе, в котором указано, что закупаемые работы должны быть произведены подрядчиком в полном соответствии с локальным сметным расчетом, рабочим проектом (приложение к данному разделу).
Кроме того, при выполнении работ, являющихся объектом данной закупки, подрядчик обязан:
- производить работы в полном соответствии с действующими нормами, СНиП, стандартами и техническими условиями;
- представить заказчику перед началом выполнения работ требуемые сертификаты и/или протоколы о результатах испытаний качества поставляемых на строительную площадку материалов, оборудования и комплектующих изделий, а также данные общих пожаробезопасности в соответствии с нормами, действующими в Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством;
- представить заказчику перед началом выполнения работ требуемые санэпидзаключения на используемые при выполнении работ материалы, конструкции и изделия, в случаях, предусмотренных законодательством;
- при осуществлении работ соблюдать требования законов и иных правовых актов об охране окружающей среды, противопожарной безопасности и о безопасности работ;
- представить к приемке заказчику работы, подлежащие закрытию. Подрядчик приступает к выполнению последующих работ только после приемки заказчиком скрытых работ и составления актов освидетельствования этих работ;
- предоставить срок гарантии нормального функционирования результатов работ 24 месяца с даты подписания акта о приемке выполненных работ формы КС-2, за исключением случаев преднамеренного повреждения указанных результатов со стороны третьих лиц.
Вместе с тем приложением к пункту 28 "Техническое задание" документации об электронном аукционе являются локальный сметный расчет на капитальный ремонт здания общежития 3-х этажного (гостиницы), из содержания которого, как пояснил представитель заказчика на заседании Комиссии, представляется возможным установить объективным образом тот перечень и объем работ, которые требуется выполнить в рамках настоящей закупки, а также те материалы (товары) с помощью которых закупаемые работы следует выполнять (например, стеклообои, елочка - 117,4 м2 (пункт 34 сметы), двери МДФ 200*80 - в штуках (пункты 42, 58, 104, 123, 142 и так далее сметы), фанера марки ФК, сорт ВВС, размер 1525*1525*10 - в м2 (пункты 67, 80, 93, 113, 132, 151 и так далее сметы) и другие). Проектная документация на капитальный ремонт в данном случае отсутствует, а, соответственно, не была (не могла быть) опубликована заказчиком в единой информационной системе вместе с документацией об электронном аукционе. Отсутствие в составе документации проекта не влияет, по мнению заказчика, на возможность принять участие потенциальных поставщиков в данной закупке.
Напротив, отсутствие ограничения числа участников закупки в данном случае подтверждается тем, что согласно представленной заказчиком информации (копии первых частей заявок) на участие в аукционе было подано шесть заявок.
Запросы на предоставление разъяснений положений документации об электронном аукционе в адрес заказчика в указанной части не поступали, что также, в свою очередь, косвенно свидетельствует об отсутствии в данном случае в документации об электронном аукционе неясных положений, способных ограничить количество потенциальных участников закупки.
Заявитель же на рассмотрение жалобы не явился, доказательств невозможности выполнения работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, либо формирования ценового предложения на участие в данном аукционе не представил.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика по формированию объекта электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания гостиницы УКП нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а, следовательно, доводы жалобы заявителя не нашли своего подтверждения.
Однако, учитывая то обстоятельство, что в документации об электронном аукционе (локальном сметном расчете на капитальный ремонт здания общежития 3-х этажного (гостиницы) содержатся указания на товарные знаки используемых при выполнении работ, являющихся объектом закупки товаров (материалов) (например, мастика "Битумлиноль", стеклообои "TASSOGLAS" и проч.), которые, в свою очередь, не сопровождаются (пункт 28 "Техническое задание") словами "или эквивалент", Комиссия усматривает в этом случае нарушение в действиях заказчика пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В отношении седьмого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктами 2, 3 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в редакции закона, действовавшей на момент размещения извещения о проведении данного электронного аукциона (то есть до 01.07.2018) первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии),
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При этом необходимо отметить, что законодательство о закупках не содержит положений, запрещающих заказчику применять норму пункта 2 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в редакции закона, действовавшей на момент размещения извещения о проведении данного электронного аукциона (то есть до 01.07.2018) (о том, что в случае, если предметом электронного аукциона является выполнение работ или оказание услуг, заказчик требует от участников закупки только согласие на выполнение работ / оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работ или оказание услуг) в случаях, когда предметом закупки является выполнение работ / оказание услуг, для выполнения или оказания которых используется товар.
Учитывая отсутствие подобных запретов (ограничений), Комиссия полагает, что заказчик в случае осуществления электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ, для выполнения или оказания которых используется товар, вправе в зависимости от своих потребностей указать требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе либо в соответствии с положениями пункта 2 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, либо в соответствии с положениями пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в редакции закона, действовавшей на момент размещения извещения о проведении данного электронного аукциона (то есть до 01.07.2018).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Объектом рассматриваемого электронного аукциона в соответствии с извещением и документацией об электронном аукционе является выполнение работ по капитальному ремонту здания гостиницы УКП. Описание объекта закупки приведено в пункте 28 "Техническое задание" документации об электронном аукционе, в котором указано, что:
- закупаемые работы должны быть произведены подрядчиком в полном соответствии с локальным сметным расчетом, рабочим проектом (приложение к данному разделу (которое содержит в своем составе полный перечень видов и объемов работ необходимых к выполнению в рамках настоящей закупки);
- подрядчик обязан производить работы в полном соответствии с действующими нормами, СНиП, стандартами и техническими условиями;
- подрядчик обязан представить заказчику перед началом выполнения работ требуемые сертификаты и/или протоколы о результатах испытаний качества поставляемых на строительную площадку материалов, оборудования и комплектующих изделий, а также данные общих пожаробезопасности в соответствии с нормами, действующими в Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством;
- подрядчик обязан представить заказчику перед началом выполнения работ требуемые санэпидзаключения на используемые при выполнении работ материалы, конструкции и изделия, в случаях, предусмотренных законодательством;
- подрядчик обязан при осуществлении работ соблюдать требования законов и иных правовых актов об охране окружающей среды, противопожарной безопасности и о безопасности работ;
- подрядчик обязан представить к приемке заказчику работы, подлежащие закрытию. Подрядчик приступает к выполнению последующих работ только после приемки заказчиком скрытых работ и составления актов освидетельствования этих работ;
- подрядчик обязан предоставить срок гарантии нормального функционирования результатов работ 24 месяца с даты подписания акта о приемке выполненных работ формы КС-2, за исключением случаев преднамеренного повреждения указанных результатов со стороны третьих лиц.
Согласно пункту 13 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме.
То есть в данном случае заказчиком в документации об электронном аукционе (пункт 13 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке") установлены требования к содержанию первой части заявки в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в редакции закона, действовавшей на момент размещения извещения о проведении данного электронного аукциона (то есть до 01.07.2018): согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
На основании указанного выше, по мнению Комиссии, изложенные заказчиком требования к содержанию и составу первой части заявки участников закупки не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок поскольку для последнего в данном случае необходимым и достаточным является представление участниками аукциона исключительно согласия на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, и, соответственно, довод заявителя об обратном не нашел своего подтверждения.
В отношении девятого доводов заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (часть 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила).
Так, в соответствии с пунктом 2 Правил размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3-9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)).
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4-8 Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) (пункт 3 Правил).
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно) (пункт 4 Правил).
И так далее.
Условия об ответственности сторон указаны в разделе 10 "Ответственность сторон" проекта государственного контракта, в соответствии с пунктами 10.5, 10.6 которого за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы. Штраф устанавливается в размере: 10 % от цены контракта (этапа) в случае если цена контракта не превышает 3 000 000 рублей / 5 % если цена контракта от 3 000 000 до 50 000 000 рублей включительно.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет (1000,00 (одна тысяча) рублей если цена контракта не превышает 3 000 000 рублей / 5 000 (пять тысяч) если цена контракта от 3 000 000 до 50 000 000 рублей включительно.
Однако, по мнению заявителя, заказчиком в данном случае для закупки, участниками которой, как полагает заявитель, могут являться только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в проекте государственного контракта не установлен размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (пункт 4 Правил).
Вместе с тем, как было установлено Комиссией ранее (см. четвертый довод жалобы), ограничения участия в данной закупке (в том числе для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций) заказчиком не установлены, соответственно, необходимость установления в проекте государственного контракта условия об ответственности (размере штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом) у заказчика отсутствует.
Таким образом, Комиссия не усматривает нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика относительно включения (невключения условия об ответственности подрядчиков, принадлежащих к субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям) в проект государственного контракта обязательного условия об ответственности сторон (в частности, подрядчика) в виде штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения последним обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а, следовательно, данный довод заявителя об обратном является необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Контракт" (ИНН 2366004339, ОГРН 1182375036744) на действия заказчика, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области" (ИНН 7610039065, ОГРН 1027601115805), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания гостиницы УКП (извещение N 0371100005718000010) обоснованной в части нарушения заказчиком пунктов 4, 6 статьи 42, части 3 статьи 63, пунктов 5, 6 части 5 статьи 63, пунктов 1, 2, 11 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
2. Признать заказчика, федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области" (ИНН 7610039065, ОГРН 1027601115805), нарушившим пункты 4, 6 статьи 42, часть 3 статьи 63, пункты 5, 6 части 5 статьи 63, пункты 1, 2, 11 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику, федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области" (ИНН 7610039065, ОГРН 1027601115805), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Смирнова Т.А.
Ковалькова А.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 11 июля 2018 г. N 05-02/175Ж-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2018