На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от "09" июля 2018 года N 161, на основании обращения заказчика ГБУ БО СШОР "РУСЬ" исх. 104 от 09.07.2018 года, документов, представленных заказчиком ГБУ БО СШОР "РУСЬ", уполномоченным органом Управление государственных закупок Брянской области, информацией, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "__."
Членов Комиссии: "__.."
в присутствии:
"__.." директора ГБУ БО СШОР "РУСЬ", действующего на основании Приказа N 11-к от 07.11.2012 г.;
"__." слушателя,
в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате и времени осуществления внеплановой проверки представителей уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области;
осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком ГБУ БО СШОР "РУСЬ" требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на закупку спортивного оборудования для отделения дзюдо и лёгкой атлетики по ОФП и СФП за N 0127200000218003504, установила:
1) 19.06.2018 года в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение и документация об электронном аукционе на закупку спортивного оборудования для отделения дзюдо и лёгкой атлетики по ОФП и СФП за N 0127200000218003504.
2) Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 043 400 ,00 рублей.
3) На участие в электронном аукционе за N 0127200000218003504 подано четыре заявки.
09.07.2018 года в адрес Брянского УФАС России поступило обращение ГБУ БО СШОР "РУСЬ" (вх. 5216 от 09.07.2018 года), из содержания которого следует, что заказчиком при составлении технического задания была допущена техническая ошибка в части указания наполнителя для татами.
По итогам изучения представленных документов, инспекция Брянского УФАС России пришла к следующим выводам:
1. Заказчиком ГБУ БО СШОР "РУСЬ" при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения пунктов 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, согласно которым заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системы, в соответствии с которыми документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, поскольку заказчиком сформированы технические характеристики спортивного оборудования не отражающие потребность заказчика и которым не соответствует ни один товар ни одного производителя, так в частности:
- по позиции 2 Приложения N2 к документации об электронном аукционе "Характеристики поставляемого товара" "Татами для дзюдо" заказчиком установлено требование о наполнителе для татами: "пенополиэтиленовые листы", в то время как наполнителем для татами служит "пенополиуретановые листы". Татами для дзюдо с наполнителем "пенополиэтиленовые листы" не существует.
Таким образом, указание заказчиком несуществующего наполнителя для татами не отражает потребность заказчика. Кроме того, указание заказчиком в документации об электронном аукционе на поставку товара с несуществующим наполнителем повлечет за собой невозможность заключения и исполнения контракта по итогам рассматриваемой закупки;
- по позиции 37 Приложения N2 к документации об электронном аукционе "Характеристики поставляемого товара" "Набор мячей набивных-медицинболов" заказчиком установлен диаметр мяча "не менее 35 и не более 40 см", которому не соответствует ни одни наборы мячей набивных- медицинболов ни одного производителя. В рамках проведения внеплановой проверки заказчиком не осуществлено подтверждение соответствия технических характеристик каких-либо наборов мячей набивных-медицинболов совокупности требований, указанных в техническом задании документации об электронном аукционе.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Заказчиком ГБУ БО СШОР "РУСЬ" при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, в соответствие с которыми документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе, поскольку в разработанной заказчиком инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе предусмотрено требование об указании участниками закупки в содержании первой части заявки на участие в электронном аукционе показателей товаров, которые возможно получить только при условии проведения испытаний.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных настоящей документацией, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), в соответствии с Приложением N 1 к аукционной документации (Техническое задание), наименование страны происхождения товара. Конкретные показатели используемого товара указываются в соответствии с разделом "4. Характеристики поставляемого товара" приложения N2 к документации.
Характеристики поставляемого товара" приложения N2 к документации содержит следующие требования к товарам, в частности: по позиции 27 "Тренажер Гиперэкстензия": Показатель устойчивости тренажера к опрокидыванию должен превышать 1,8 деканьютона; по позиции 28 "Гриф олимпийский в комплекте с замками " Гриф должен быть изготовлен из стали, обеспечивающей прочность снаряда на разрыв не менее 200 000 psi".
Таким образом, инструкция, содержащаяся в документации об аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в электронном аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели товаров, которые можно установить только в результате проведенных соответствующих испытаний. Указанные требования могут привести к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, результатах испытаний такого товара.
Выявленные в действиях заказчика ГБУ БО СШОР "РУСЬ" нарушение требований Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Заказчиком ГБУ БО СШОР "РУСЬ" при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе, в соответствие с которыми в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, поскольку заказчиком пунктом 2.5 проекта контракта предусмотрена, что "оплата производится по факту поставки товара на основании счета и после подписания Заказчиком документов, подтверждающих исполнение, путем безналичного перечисления на расчетный счет Поставщика, указанный в Разделе 13 настоящего Контракта, денежных средств в срок не более 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке", в то время как в извещении и в документации об осуществлении закупки установлены ограничения, в соответствии с которыми участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации.
4. Заказчиком ГБУ БО СШОР "РУСЬ" нарушены требования ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть, поскольку размещенные в единой информационной системе в сфере закупок 03.07.2018 года разъяснения положений документации об аукционе на закупку спортивного оборудования для отделения дзюдо и лёгкой атлетики по ОФП и СФП за N 0127200000218003504 изменили ее суть путем указания на иной наполнитель для татами, отличный от предусмотренного документацией об электронном аукционе.
Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Так, по позиции 2 Приложения N2 к документации об электронном аукционе "Характеристики поставляемого товара": "Татами для дзюдо" заказчиком установлено требование о наполнителе для татами: "пенополиэтиленовые листы".
Потенциальный участник электронного аукциона 29.06.2018 года направил запрос о разъяснении положений технического задания документации об электронном аукционе, заключающийся в следующем: "Наполнителем для татами должны служит пенополиэтиленовые листы вторичного вспенивания. Такого материала не существует. Просим указать корректный материал, соответствующий физическим характеристикам".
Заказчиком ГБУ БО СШОР "РУСЬ" в сроки, установленные ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, а именно, 03.07.2018 года в единой информационной системе в сфере закупок размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе, предоставляющие возможности поставки татами с наполнителем пенополиуретановые листы вторичного вспенивания, изменив при этом суть документации об аукционе, что не допустимо в силу ч.5 ст. 65 Закона о контрактной системе, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов участников закупки.
Вышеуказанные признаки нарушений Закона о контрактной системе свидетельствуют об административном правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По итогам проведения внеплановой проверки, инспекция Брянского УФАС России, решила:
1. Признать доводы ГБУ БО СШОР "РУСЬ требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на закупку спортивного оборудования для отделения дзюдо и лёгкой атлетики по ОФП и СФП за N 0127200000218003504, изложенные в обращении от 09.07.2018 года исх. 104, подтвердившимися.
2. Признать в действиях заказчика ГБУ БО СШОР "РУСЬ" нарушение положений п.1 ч.1 ст. 33, п.2 ч.1 ст. 64, ч.3 ст. 66, ч.8 ст. 30, ч.5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику ГБУ БО СШОР "РУСЬ", уполномоченному органу Управление государственных закупок Брянской области, оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" предписание об устранении выявленных нарушений п.1 ч.1 ст. 33, п.2 ч.1 ст. 64, ч.3 ст. 66, ч.8 ст. 30, ч.5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России материалы внеплановой проверки для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производств.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель инспекции "__."
Члены инспекции "__."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 17 июля 2018 г. N 26
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2018