Резолютивная часть решения оглашена 10 июля 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 13 июля 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), проведя внеплановую проверку соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на газоснабжение ул. Солнечная, Труда, Советская, Октябрьская, Береговая с. Медведево Тимирязевского сельского поселения и ул. Центральная, Солнечная п. Бишкиль Чебаркульского района (извещение N 0169300023018000003) в присутствии:
- представителя Муниципального учреждения Администрация Тимирязевского сельского поселения (далее - заказчик) Агафоновой Т.В., действующего на основании доверенности от 21.06.2018;
- представителя ООО "Сети и Сервис" Ларина Ю.П., действующего на основании доверенности 21.06.2018,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 14.06.2018 поступила жалоба ООО "ТеплоЭнергоСервис" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на газоснабжение ул. Солнечная, Труда, Советская, Октябрьская, Береговая с. Медведево Тимирязевского сельского поселения и ул. Центральная, Солнечная п. Бишкиль Чебаркульского района (извещение N 0169300023018000003) (далее - закупка).
Указанная жалоба отозвана ООО "ТеплоЭнергоСервис" 20.06.2018 путем направления в Челябинское УФАС России ходатайства об отзыве жалоба (от 19.06.2018 исх. N 18).
Уведомлением Комиссии от 21.06.2018 исх. N 8263/09 заказчик уведомлен об отзыве жалобы, а также о проведении внеплановой проверки действий Муниципального учреждения Администрация Тимирязевского сельского поселения при осуществлении рассматриваемой закупки на предмет соответствия законодательству о контрактной системе.
Согласно представленным документам заказчиком 30.05.2018 объявлено о проведении электронного аукциона на газоснабжение ул. Солнечная, Труда, Советская, Октябрьская, Береговая с. Медведево Тимирязевского сельского поселения и ул. Центральная, Солнечная п. Бишкиль Чебаркульского района путем опубликования в единой информационной системе в сфере закупок извещения N 0169300023018000003 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 17 500 000, 00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 15.06.2018 в 16 часов 00 минут.
На дату рассмотрения обращения контракт по итогам закупки заключен с ООО "Сети и Сервис".
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются предъявляемые участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Однако в извещении о проведении электронного аукциона N 0169300023018000003 не установлены конкретные требования к участникам закупки и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, что противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Извещением об осуществлении закупки N 0169300023018000003 предусмотрено, что закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Вместе с тем, пункт 2.4.3 проекта контракта в нарушение части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе устанавливает срок оплаты выполненных работ "в течение 30 (тридцати) дней".
3. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Приложение N 6 к Информационной карте документации об электронном аукционе определяет сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ.
Вместе с тем, в нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе из содержания Приложения N 6 к Информационной карте документации об электронном аукционе невозможно определить максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться; к тому же пункты 10, 11, 12, 13 указанного приложения не содержат сведений о единицах измерения значения показателя "Овальность после экструзии", тогда как согласно пункту 4.1 ГОСТ Р 50838-2009 (ИСО 4437:2007) Трубы из полиэтилена для газопроводов. Технические условия (далее - ГОСТ Р 50838-2009) значение данного показателя измеряется в миллиметрах.
Кроме того, Комиссия, проанализировав позиции Приложения N 6 к Информационной карте документации об электронном аукционе, ГОСТ Р 50838-2009, ГОСТ Р 52779-2007 (ИСО 8085-2:2001, ИСО 8085-3:2001) Детали соединительные из полиэтилена для газопроводов. Общие технические условия (далее - ГОСТ Р 52779-2007) пришла к выводу о том, что установленные заказчиком требования к трубам (позиции 10, 11, 11, 12, 13) не соответствуют ГОСТ Р 50838-2009, к муфтам (позиции 15, 16, 17,18) не соответствуют ГОСТ Р 52779-2007, позволяя участнику закупки предложить товар с характеристиками соответствующими документации о закупке, но противоречащими ГОСТам, при одновременном установлении требования о соответствии предлагаемого товара и тому, и другому.
Так, по позициям 10, 11, 11, 12, 13 Приложения N 6 к Информационной карте документации об электронном аукционе заказчиком изменены наименования показателей, установленные ГОСТ Р 50838-2009, при этом документация о закупке не содержит обоснование необходимости использования иных показателей нежели определенных указанным ГОСТ, что не соответствует пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а именно:
1. Стойкость к газовым составляющим при температуре не ниже 80°С не менее 20 ч.
Тогда как, согласно позиции 10 Таблицы 3 ГОСТ Р 50838-2009:
Наименование показателя |
Значение показателя для труб из полиэтилена |
Метод испытания |
|
|
ПЭ 80 |
ПЭ 100 |
|
10 Стойкость к газовым составляющим при 80 °С, ч, не менее |
При начальном напряжении 2 МПа |
По 8.7 |
|
|
20 |
|
2. Стойкость при постоянном внутреннем давлении при температуре не ниже 20°С и начальном напряжении в стенке трубы более 9,9 МПа, ч, не менее 100.
Между тем, согласно позиции 2 Таблицы 3 ГОСТ Р 50838-2009:
2 Стойкость при постоянном внутреннем давлении при 20 °С, ч, не менее |
При начальном напряжении 10,0 МПа: |
При начальном напряжении 12,4 МПа: |
По ГОСТ 24157 и 8.5 настоящего стандарта |
|
100 |
100 |
|
3. Стойкость при постоянном внутреннем давлении при температуре не ниже 80°С и начальном напряжении в стенке трубы более 3,9 МПа, ч, не менее 1000.
Тогда как, согласно позиции 4 Таблицы 3 ГОСТ Р 50838-2009:
4 Стойкость при постоянном внутреннем давлении при 80 °С, ч, не менее |
При начальном напряжении 4,0 МПа: |
При начальном напряжении 5,0 МПа: |
По ГОСТ 24157 и 8.5 настоящего стандарта |
|
1000 |
1000 |
|
4. Стойкость к медленному распространению трещин при температуре не ниже 80°С и начальном напряжении в стенке трубы 4, МПа, ч, не менее 500.
Согласно позиции 7 Таблицы 3 ГОСТ Р 50838-2009:
7 Стойкость к медленному распространению трещин (МРТ) при 80 °С (для труб номинальной толщиной стенки более 5 мм), ч, не менее |
При начальном напряжении 4,0 МПа: |
При начальном напряжении 4,6 МПа: |
По приложению ДЖ |
|
500 |
500 |
|
5. Термостабильность труб при температуре не ниже 200°С, мин, не менее 20.
Однако позиция 8 Таблицы 3 ГОСТ Р 50838-2009 устанавливает следующее:
8 Термостабильность труб при 200 °С, мин, не менее |
20 |
По приложению ДИ |
Аналогично по позициям 15, 16, 17,18 Приложения N 6 к Информационной карте документации об электронном аукционе заказчиком изменены наименования показателей, установленные ГОСТ Р 52779-2007, при этом документация о закупке не содержит обоснование необходимости использования иных показателей нежели определенных указанным ГОСТ, что не соответствует пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а именно:
1. Стойкость при постоянном внутреннем давлении при температуре не ниже 20°С и начальном напряжении в стенке трубы более 9,9 МПа, ч, не менее 100.
Тогда как согласно позиции 2 Таблицы 5 ГОСТ Р 52779-2007
2 Стойкость при постоянном внутреннем давлении при 20 °С, ч, не менее |
При начальном напряжении 10,0 МПа: |
При начальном напряжении 12,4 МПа: |
По ГОСТ 24157 и 8.5 настоящего стандарта |
|
100 |
100 |
|
2. Стойкость при постоянном внутреннем давлении при температуре не ниже 80°С и начальном напряжении в стенке трубы более 3,9 МПа, ч, не менее 1000.
Тогда как, согласно позиции 4 Таблицы 5 ГОСТ Р 52779-2007:
4 Стойкость при постоянном внутреннем давлении при 80 °С, ч, не менее |
При начальном напряжении 4,0 МПа: |
При начальном напряжении 5,0 МПа: |
По ГОСТ 24157 и 8.5 настоящего стандарта |
|
1000 |
1000 |
|
Следует отметить, что при условии невозможности определения максимальных и (или) минимальных значений показателей, а также значений показателей, которые не могут изменяться, изменение заказчиком наименований показателей, установленных ГОСТами, путем добавления слов "не ниже", "более", может привести к затруднению заполнения первой части заявки участниками закупки, к ее заполнению в нарушение требований аукционной документации и к необъективному рассмотрению аукционной комиссией указанных заявок, тем самым ограничив количество участников закупки.
На основании изложенного, Приложение N 6 к Информационной карте документации об электронном аукционе изготовлено заказчиком в нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Дополнительно Комиссия сообщает, что в действиях виновного должностного лица усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной сторонами, Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика нарушение части 8 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт по итогам закупки заключен.
3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.В. Кулезнева
Д.Ф. Гареева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 10 июля 2018 г. N 96-вп/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2018