Резолютивная часть решения оглашена 18.07.2018
В полном объеме решение изготовлено __.07.2018
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу САО "ВСК", в присутствии:
- представителя ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Златоуст" Цвирлинг В.Л., действующего на основании доверенности от 16.07.2018,
- представителя ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Златоуст" Королевой С.В., действующего на основании доверенности от 16.07.2018,
- представителя САО "ВСК" Худякова И.Г., действующего на основании доверенности N 74АА 3948169 от 06.02.2018,
- представителя САО "ВСК" Евстфеева А.В., действующего на основании доверенности от 04.04.2018,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 12.07.2018 поступила жалоба САО "ВСК" на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) (извещение N 0369300009318000035) (далее - запрос котировок).
Согласно представленным документам 02.07.2018 ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Златоуст" объявило о проведении запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта - 58 355 рублей 63 копейки.
Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок - 09.07.2018 в 10:00.
На момент рассмотрения жалобы САО "ВСК" контракт не заключен.
В жалобе указано, что котировочная комиссия неправомерно допустила к участию в запросе котировок СПАО "РЕСО-ГАРАНТИЯ", так как ценовое предложение участника закупки не соответствует порядку расчета страховой премии, утвержденному Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У, а также требованиям извещения о проведении закупки.
Таким образом, заявка общества должна быть отклонена как не соответствующая требованиям извещения о проведении запроса котировок.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения по доводам жалобы, а также пояснили, что действия котировочной комиссии соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Так, СПАО "РЕСО-ГАРАНТИЯ" допущено к участию в запросе котировок, так как цена, предложенная указанным участником закупки, не превышает начальную (максимальную) цену контракта.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
Как следует из части 1 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день.
Согласно части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 - 7 (за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона) части 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Таким образом, одним из оснований отклонения заявок участников закупки является не соответствие котировочной заявки требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
В техническом задании документации о закупке, в Приложении N 2 к извещению о проведении запроса котировок, в котором содержится обоснование начальной (максимальной) цены контракта, указано, что обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется страховщиком в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указания N 3384-У).
В Приложении N 2 к извещению о проведении запроса котировок произведен расчет цены контракта, в котором также определены исходные данные о базовых тарифах и коэффициентах страховых тарифов, применяемых заказчиком для определения страховой премии, оплачиваемой страховщику по каждому транспортному средству.
Указанные базовые тарифы и коэффициенты также содержатся в Приложении N 3 к извещению - форме заявки на участие в запросе котировок.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об обязательном страховании) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Согласно части 6 статьи 9 Закона об обязательном страховании страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Указанием N 3384-У установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласно пункту 2 Приложения 2 Указания N 3384-У при расчете страховой премии используется, в том числе коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ).
В соответствии с пунктом 4 Примечаний к пункту 2 Указания N 3384-У по договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии сведений (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3.
Таким образом, определение в Приложениях N 2,3 к извещению о проведении запроса котировок сведений о КБМ транспортных средств является обязательным условием для расчета участником закупки ценового предложения в соответствии Законом об обязательном страховании и с Указанием N 3384-У.
Кроме того, в извещении о проведении запроса котировок не указано, что сведения о коэффициенте КБМ сформированы с учетом последнего договора обязательного страхования (действующего договора), в том числе сведения о наличии либо отсутствии страховых возмещений за текущий период, что позволило бы изменить действующий коэффициент на 0,5 (в сторону увеличения или уменьшения).
В связи с изложенным, из извещения о проведении запроса котировок можно сделать вывод, что коэффициент КБМ указан на новый период страхования, не подлежащий изменению при формировании страховой премии участником закупки, что соответствует части 8 статьи 22 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой начальная (максимальная) цена контракта формируется с учетом цены закупаемых услуг.
Кроме того, в Приложении N 1 к проекту контракта содержится таблица, в том числе, отражающая графу "КБМ" с заполненными показателями, то есть указанный коэффициент является одним из неизменных условий исполнения контракта, влияющим на формирование ценового предложения участника закупки.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 09.07.2018 (далее - протокол) заявки всех участников закупки - САО ВСК, СПАО "РЕСО-ГАРАНТИЯ" признаны соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок.
Победителем закупки признано СПАО "РЕСО-ГАРАНТИЯ", предложившее наименьшую цену контракта - 54 562 рубля, 51 копейка.
САО ВСК признан участником запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий - 58 355 рублей, 63 копейки.
В форме котировочной заявки, на условиях которой заполняются заявки участников закупки, в отношении транспортных средств указаны следующие коэффициенты КБМ (Таблица N 1).
Таблица N 1
УАЗ - 39623 |
0,8 |
LADA 2131 |
0,85 |
УАЗ - 39623 |
0,85 |
УАЗ - 39623 |
0,7 |
УАЗ - 39623 |
0,85 |
УАЗ - 39623 |
0,85 |
УАЗ - 39623 |
0,85 |
УАЗ - 39623 |
1 |
ЛУИДОР-2250В2 |
0,95 |
В заявке СПАО "РЕСО-ГАРАНТИЯ" представлена таблица, в которой содержится расчет цены контракта, при этом в отношении всех транспортных средств определены КБМ, отличные от указанных в извещении о проведении закупки (Таблица N 2).
Таблица N 2
УАЗ - 39623 |
0,7 |
LADA 2131 |
0,8 |
УАЗ - 39623 |
0, |
УАЗ - 39623 |
0,65 |
УАЗ - 39623 |
0,8 |
УАЗ - 39623 |
0,8 |
УАЗ - 39623 |
0,8 |
УАЗ - 39623 |
0,95 |
ЛУИДОР-2250В2 |
0,9 |
Следует отметить, что из пункта 2 Указаний N 3384-У следует, что в случае отсутствия страховых возмещений на следующий период страхования КБМ может снизиться с 0,8 только до 0,75, тогда как в составе заявки СПАО "РЕСО-ГАРАНТИЯ" указанный коэффициент снижен до 0,7.
На основании изложенного, решение котировочной комиссии о признании СПАО "РЕСО-ГАРАНТИЯ" победителем закупки является неправомерным, ввиду предложения участником закупки коэффициентов КБМ по всем транспортным средствам, не соответствующим требованиям извещения о закупке, в том числе форме заявки, а также Указанию N 3384-У, что противоречит части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.
При проведении внеплановой проверки обжалуемой закупки антимонопольным органом установлено следующее.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), пункте 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), пунктах 9 - 11 статьи 42 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника запроса котировок, банковские реквизиты участника закупки, а также декларацию о соответствии участника запроса котировок требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать единым требованиям, установленным в пунктах 3-11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что подтверждается декларацией о соответствии участника запроса котировок требованиям, указанным в пунктах 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона, представляемой в составе котировочной заявки.
При этом, единые требования к участнику закупки, а также требования к составу заявки в части предоставления декларации о соответствии участника запроса котировок требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должны находить отражение в извещении о проведении запроса котировок.
Вместе с тем, в пункте 15 извещения о проведении запроса котировок отсутствует единое требование к участнику закупки об отсутствии у него ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 73, пункт 11 части 1, часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 16 извещения о проведении запроса котировок также отсутствует требование к составу котировочной заявки о предоставлении участником закупки декларации о соответствии участника запроса котировок требованиям в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что противоречит пункту 7 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Вместе с тем, в проекте контракта отсутствует условие о порядке оплаты услуг заказчиком в части уменьшения цены контракта на размер налоговых и иных обязательных платежей, что противоречит пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в нарушение части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в пункте 3.6 проекта контракта указано, что оплата по контракту производится в течение 30 дней с момента получения документов, подтверждающих факт оказания услуг, тогда как в соответствии с указанной нормой оплата обуславливается датой подписания заказчиком документа о приемке.
3. Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" при заключении контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования, в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.
Вместе с тем, в проекте контракта не установлен порядок расчета цены контракта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 в нарушение части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 1042) предусмотрены штрафные санкции за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.
В пункте 6 Постановления N 1042 предусмотрены штрафные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения.
При этом, в пунктах 5.1.4-5.1.7 и других положениях проекта контракта содержатся обязательства исполнителя, не имеющие стоимостного выражения.
В нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 5,6 Постановления N 1042 в проекте контракта не установлены штрафные санкции на исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение нестоимостных обязательств, а также в случае заключения контракта с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.
Дополнительно Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частями 4.2, 6 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу САО "ВСК" на действия котировочной комиссии обоснованной.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях котировочной комиссии нарушение части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1, пункта 7 части 3 статьи 73, пункта 11 части 1, части 5 статьи 31, частей 2, 8, пункта 2 части 13, части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 5,6 Постановления N 1042.
4. Выдать заказчику, котировочной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.Ф. Гареева
И.О. Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 июля 2018 г. N 463-ж/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2018