Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России от "18" мая 2018 г. N62-п (далее - Инспекция), в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России П.Л. Потылицына; участников Инспекции - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления М.В. Литвинова и специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления А.В. Федотова, на основании обращения Иванова Кирилла Дмитриевича (вх. N4442 от 07.05.2018), статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку муниципального заказчика администрации муниципального образования "Харабалинский район" (416010, Астраханская обл, Харабалинский р-н, Харабали г, УЛ Б.ХМЕЛЬНИЦКОГО, 17) на предмет соблюдения им требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении закупок: 0325300016318000008, 032530016318000009, 0325300016318000010, 032530016318000016, 0325300016317000106, 0325300016317000107, 0325300016318000002, 0325300016318000001, по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
17.11.2017 Распоряжением Администрации МО "Харабалинский район" Астраханской области N1316-р от 17.11.2017 на территории МО "Харабалинский район" Астраханской области был введен режим чрезвычайной ситуации в связи с отсутствием нормативного запаса топлива (мазута) в мазутохранилищах, реальной угрозой причинения вреда здоровью населения и нормального функционирования объектов социальной сферы в условиях низких температур, а также в целях организации и выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Распоряжением Администрации МО "Харабалинский район" Астраханской области N1317-р от 17.11.2017 внесены изменения в Распоряжение Администрации МО "Харабалинский район" Астраханской области N1316-р от 17.11.2017 путем добавления п. 2.1 следующего содержания: "Заключить муниципальный контракт на поставку мазута топочного в количестве 820 тонн у единственного поставщика".
23.11.2017 Администрацией МО "Харабалинский район" Астраханской области на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе с ООО "Югснаб" был заключен муниципальный контракт N10 на поставку мазута топочного марки М-100 для нужд отопления населения МО "Город Харабали" в количестве 820 тонн на сумму 13 357 800,00 рублей.
07.12.2017 Администрацией МО "Харабалинский район" Астраханской области на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе с ООО "ОйлПродукт" был заключен муниципальный контракт N07/12/2017 на поставку мазута топочного марки М-100 ГОСТ 10585-2013 для нужд отопления населения МО "Город Харабали" в количестве 1000 тонн на сумму 18 000 000,00 рублей.
26.01.2018 Администрацией МО "Харабалинский район" Астраханской области на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе с ООО "ОйлПродукт" был заключен муниципальный контракт N26/01/2018 на поставку мазута топочного марки М-100 ГОСТ 10585-2013 для нужд отопления населения МО "Город Харабали" в количестве 500 тонн на сумму 9 000 000,00 рублей.
26.01.2018 Администрацией МО "Харабалинский район" Астраханской области на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе с ООО "Югснаб" был заключен муниципальный контракт N26/01/2018 на поставку мазута топочного марки М-100 ГОСТ 10585-2013 для нужд отопления населения МО "Город Харабали" в количестве 1500 тонн на сумму 26 700 000,00 рублей.
27.02.2018 Администрацией МО "Харабалинский район" Астраханской области на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе с ООО "Волга-ГЭС" был заключен муниципальный контракт N27/02/2018 на поставку мазута топочного ГОСТ 10585-2013 в количестве 281,97 тонн на сумму 4 849 884,00 рублей.
07.03.2018 Администрацией МО "Харабалинский район" Астраханской области на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе с ООО "Волга-ГЭС" был заключен муниципальный контракт N07/03/2018 на поставку мазута топочного ГОСТ 10585-2013 в количестве 118,25 тонн на сумму 2 033 900,00 рублей.
13.03.2018 Администрацией МО "Харабалинский район" Астраханской области на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе с ООО "ОйлПродукт" был заключен муниципальный контракт N13/03/2018 на поставку мазута топочного марки М-100 ГОСТ 10585-2013 для нужд отопления населения МО "Город Харабали" в количестве 500 тонн на сумму 8 250 000,00 рублей.
26.03.2018 Администрацией МО "Харабалинский район" Астраханской области на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе с ООО "ОйлПродукт" был заключен муниципальный контракт N26-03/2018 на поставку мазута топочного марки М-100 ГОСТ 10585-2013 в количестве 312,72 тонн на сумму 5 160 000,00 рублей.
По мнению подателя обращения, Заказчик должен был заключать вышеуказанные контракты используя конкурентные способы определения поставщика, а не заключать контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе.
В силу части 2 статьи 24 вышеназванного Закона конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Исчерпывающий перечень случаев осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) содержится в части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе. Мазут топочный (код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 19.2 "Нефтепродукты") включен в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях: закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных и Закона о контрактной системе.
Поскольку Распоряжением Администрации МО "Харабалинский район" Астраханской области N1317-р от 17.11.2017 для устранения чрезвычайной ситуации на территории МО "Харабалинский район" предусмотрена необходимость в заключении муниципального контракта у единственного поставщика на поставку мазута топочного только в количестве 820 тонн, то основания для заключения Заказчиком контрактов N07/12/2017 от 07.12.2017; N26/01/2018 от 26.01.2018; N26/01/2018 от 26.01.2018; N27/02/2018 от 27.02.2018; N07/03/2018 от 07.03.2018; N13/03/2018 от 13.03.2018; N26-03/2018 от 26.03.2018 на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе отсутствовали.
Кроме того, положения пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе связывают возможность осуществления закупки у единственного исполнителя с наличием юридически значимых обстоятельств: наличие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, когда применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ) под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Вышеуказанные договоры были заключены Администрацией МО "Харабалинский район" Астраханской области без применения конкурентных способов определения подрядчика и в отсутствие оснований для заключения контракта с единственным поставщиком, предусмотренных частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Основания для заключения контракта без проведения конкурентной процедуры (у единственного поставщика) должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. В иных случаях заказчик обязан предвидеть необходимость поставки товаров и соответственно запланировать подобные нужды.
Доказательства того, что указанная ситуация является чрезвычайной, вызванной природными или техногенными причинами или непреодолимой силой, Заказчиком не представлены.
Администрацией МО "Харабалинский район" Астраханской области не представлено доказательств отсутствия возможности заключить контракт на поставку мазута топочного с единственным поставщиком в объёме, необходимом для устранения чрезвычайной ситуации, объявив о проведении в это время запроса котировок.
Таким образом, заключение вышеуказанных договоров без применения конкурентных способов определения подрядчика при наличии императивной нормы, устанавливающей конкретный способ определения поставщика при осуществлении муниципальной закупки на выполнение работ, противоречит принципам, на которых базируются общественные отношения по обеспечению государственных и муниципальных нужд, ограничивает доступ всех желающих претендентов к участию в конкретной закупке, а также свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств.
Вышеуказанные действия заказчика нарушают ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе и образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст.7.29 КоАП РФ.
Основания для выдачи предписания отсутствуют.
04.07.2018 инспекцией в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России П.Л. Потылицына; участников Инспекции - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления М.В. Литвинова и специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления А.В. Федотова, в отсутствие представителей Администрации МО "Харабалинский район" Астраханской области и Иванова Кирилла Дмитриевича надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте проведения внеплановой проверки был объявлен перерыв в рассмотрении дела до 09:30 06.07.2018. После перерыва Инспекция продолжила рассмотрение в том же составе, в отсутствие представителей Администрации МО "Харабалинский район" Астраханской области и Иванова Кирилла Дмитриевича надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте проведения внеплановой проверки.
Основываясь на изложенном, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать муниципального заказчика Администрацию муниципального образования "Харабалинский район" нарушившей ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Передать материалы, собранные в ходе проведения проверки, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица муниципального заказчика Администрации муниципального образования "Харабалинский район".
Руководитель инспекции П.Л. Потылицын
Участники инспекции: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 12 июля 2018 г. N 86-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2018