Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г. жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Стройцентр" (ОГРН 1187746340044, ИНН 7722445322) на действия заказчика - Отдел жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта, связи и газификации администрации Ишимского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству внутридворовых территорий (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru 0167300030118000068).
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 04.07.2018 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе, поступила жалоба заявителя Общества с ограниченной ответственностью - "Стройцентр" (ОГРН 1187746340044, ИНН 7722445322) на действия заказчика - Отдел жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта, связи и газификации администрации Ишимского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству внутридворовых территорий.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Согласно доводам жалобы, заявитель считает, что заказчик, установив в аукционной документации требование к участникам закупки о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 нарушил часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе. Поскольку, указанное Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 применяется при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства, наряду с его применением в документации об электронном аукционе - участник должен состоять в саморегулируемой организации в сфере строительства и представлять во второй части заявки копию выписки из реестра членов СРО, однако указанное требование к участникам электронного аукциона отсутствует, что нарушает законодательство о контрактной системе.
Представитель заявителя на заседание Комиссии не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель заказчика на заседание Комиссии не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представителем уполномоченного органа представлены возражения на поступившую в Тюменское УФАС России жалобу, а также надлежащим образом заверенная копия аукционной документации, указанные документы приобщены к материалам рассматриваемого дела. Представитель уполномоченного органа Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области на заседании Комиссии Тюменского УФАС России просил признать жалобу ООО "Стройцентр" необоснованной.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Администрация Ишимского муниципального района Тюменской области выступила организатором проведения электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству внутридворовых территорий.
19.06.2018 года информация о конкурсе была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300030118000068.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 000 000,00 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В составе локальных сметных расчетов указаны следующие виды работ:
- строительство малых архитектурных форм (раздел 3, раздел 4 локальных сметных расчетов на благоустройство дворовой территории п. Плодопитомник, ул. Мичурина N 8, N 10, N 11, N 15; с. Гагарино, ул. Гагарина N 38, N 40, N 42, N 40а, N 42а; с. Стрехнино, ул. 70 лет Октября 4а; с. Стрехнино, ул. Стаханова д. 2; с. Стрехнино, ул. Стаханова д. 8);
- строительство внутриквартальных проездов (раздел 1 локальных сметных расчетов на благоустройство дворовой территории п. Плодопитомник, ул. Мичурина N 3, N 5, N 11, N 15; с. Гагарино, ул. Гагарина N 38, N 40, N 42, N 40а, N 42а);
- строительство тротуара (раздел 3 локального сметного расчета на благоустройство дворовой территории с. Гагарино, ул. Гагарина N 38, N 40, N 42, N 40а, N 42а);
- строительство площадок для автомобилей (раздел 2 локальных сметных расчетов на благоустройство дворовой территории п. Плодопитомник, ул. Мичурина N 8, N 10, N 11, N 15, N 3, N 5; с. Гагарино, ул. Гагарина N 38, N 40, N 42, N 40а, N 42а);
- строительство площадок твердых бытовых отходов (раздел 2 локальных сметных расчетов на благоустройство дворовой территории п. Плодопитомник, ул. Мичурина N 3,5).
В соответствии с пунктом 3.1 технического задания аукционной документации одним из требований к участникам электронного аукциона является: "соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (лицензия, СРО) - не устанавливается".
В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).
В соответствии с ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Тюменской области от 10.04.2012 N 131-п "Об утверждении перечня случаев, для которых получение разрешения на строительство не требуется" не требуется разрешение на строительство в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также для территорий и участков размещения объектов жилищно-гражданского, культурно-бытового и промышленно-производственного назначения, включая установку малых архитектурных форм, работы с растительным грунтом, ремонтом и восстановлением внутриквартальных проездов, строительство тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек, ограждений, открытых плоскостных сооружений, озеленение, строительство фонтанов, устройство фасадных систем с теплоизоляцией и освещением здания, в том числе систем видеонаблюдения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации объект закупки (предмет контракта) не относится к видам деятельности, для осуществления которых требуется обязательное членство участника закупки в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, то заказчик в извещении о проведении электронного аукциона не имеет права в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливать подобное требование к участникам закупки. Тем более, если бы такое требование заказчиком все же было установлено, то это бы повлекло за собой ограничение количества участников закупки в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Тюменское УФАС России приходит к выводу, что при выполнении работ по строительству малых архитектурных форм, строительству внутриквартальных проездов, строительству тротуаров которые предусмотрены техническим заданием аукционной документации, организации (потенциальному участнику закупки) которая будет осуществлять указанный перечень работ не требуется получение разрешения на строительство в соответствии с действующим законодательством, а следовательно, не требуется и членство в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на выполнение указанного перечня работ. Довод жалобы заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупок о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации при осуществлении закупок работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 миллионов рублей (п. 2 приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99).
При этом, используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Исходя из положений документации об электронном аукционе (приложение N 1 - описание объекта закупки) при исполнении контракта участнику закупки - победителю аукциона (иному лицу, с которым планируется заключение контракта необходимо будет выполнить следующие строительные работы по устройству объектов, не являющихся объектами капитального строительства:
- строительство малых архитектурных форм;
- строительство внутриквартальных проездов;
- строительство тротуаров;
- строительство площадок для автомобилей;
- строительство площадок твердых бытовых отходов.
С учетом изложенного, учитывая что предметом рассматриваемого электронного аукциона являются работы по благоустройству внутридворовых территорий, которые относятся к коду ОКПД2 - 42.11.20.000, и начальная (максимальная) цена электронного аукциона составляет 15 000 000 рублей в силу Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 в документации об электронном аукционе на выполнение работ по благоустройству внутридворовых территорий должно быть установлено требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 (три) года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом, стоимость такого исполненного контра (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Довод жалобы заявителя не нашел своего подтверждения.
Комиссией Тюменского УФАС России проведена внеплановая проверка действий заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, по результатам которой установлено следующее.
Согласно ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, в том числе в соответствии со ст. 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с нормоположениями п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Порядок заключения контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в частности по результатам электронного аукциона, регламентирован следующими положениями Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с ч. 1 ст. 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1.2 раздела 1 проекта муниципального контракта (приложение N 2 к документации об электронном аукционе): "согласно настоящему контракту подрядчик обязуется по заданию заказчика, выполнить в соответствии с требованиями и условиями контракта работы по объекту: благоустройство внутридворовых территорий (код по ОКПД - 42.11.20.000: работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов) в соответствии с описанием объекта закупки (приложение N 1) и локальными сметными расчетами (приложение N 2) являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта (далее - работы), а также в соответствии со строительными нормами и правилами, а Заказчик обязуется обеспечить проверку и приемку выполненных работ, оплатить результаты фактически выполненных подрядчиком обязательств в порядке, на условиях и в сроки, установленные настоящим контрактом".
Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что указанные приложения (приложение N 1, приложение N 2) в проекте муниципального контракта отсутствуют, то есть проект контракта, в том виде, который был утвержден Заказчиком и размещен в ЕИС, не содержит описание объекта закупки, поскольку в нем отсутствует виды и объемы выполняемых работ, что в свою очередь свидетельствует об утверждении документации об аукционе в электронной форме N 0167300030118000068 в части проекта контракта, не соответствующей требованиям, установленным ч. 1 ст. 34, п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В этой связи, Комиссия считает необходимым выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в контракт при его заключении, в частности привести контракт в соответствие с положениями аукционной документации в части включения приложений определяющих объем, виды и требования к материалам используемых при выполнении работ.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Стройцентр" (ОГРН 1187746340044, ИНН 7722445322) на действия заказчика - Отдел жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта, связи и газификации Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству внутридворовых территорий (реестровый номер закупки 0167300030118000068) необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим часть 1 статьи 34, пункт 1 части 1, части 4 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, путем внесения изменений в проект контракта при его заключении и с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
4. По факту выявленного нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N ФКС 18/280 о нарушении законодательства о контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
11 июля 2018 года г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:
на основании решения от 11.07.2018 г. по делу N ФКС 18/280 о нарушении законодательства о контрактной системе, принятого Комиссией Тюменского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Стройцентр" (ОГРН 1187746340044, ИНН 7722445322) на действия заказчика - Отдел жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта, связи и газификации администрации Ишимского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству внутридворовых территорий (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru 0167300030118000068), руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :
1. Отделу жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта, связи и газификации Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области надлежит устранить нарушения части 1 статьи 34, пункт 1 части 1, части 4 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, допущенные при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству внутридворовых территорий (N 0167300030118000068) путем внесения изменений в контракт при его заключении, в частности привести контракт в соответствие с положениями аукционной документации в части включения приложений определяющих объем, виды и требования к материалам используемых при выполнении работ.
2. Отделу жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта, связи и газификации Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области после внесения изменений в аукционную документацию, провести процедуру закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства.
3. В срок до 03 августа 2018 г. включительно, в адрес Тюменского УФАС России представить доказательства исполнения настоящего предписания, в том числе, скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение соответствующей информации на официальном сайте единой информационной системы (ЕИС) сети Интернет.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения согласно ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе, ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов.
Обжалование предписания в судебном порядке не приостанавливает действия предписания.
В случае неисполнения настоящего предписания Тюменское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 11 июля 2018 г. N ФКС 18/280
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2018