Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), жалобу ООО "Сибавтотранс" на действия конкурсной комиссии администрации Уватского муниципального района Тюменской области при проведении открытого конкурса N 2/18 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300024518000059) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 05.07.2018 г. (вх.4987 от 05.07.2018 г.) поступила жалоба заявителя на действия конкурсной комиссии заказчика при проведении открытого конкурса N 0167300024518000059.
По мнению заявителя, конкурсная комиссия неправомерно допустила к участию в конкурсе ОАО "Тобольское ПАТП", поскольку данным участником при внесении изменений в заявку на участие в конкурсе, предоставлены не все документы, установленные разделом 3.3. конкурсной документации.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, пояснил, что заявка ОАО "Тобольское ПАТП" правомерно допущена конкурсной комиссией к участию в открытом конкурсе, поскольку к заявке были приложены все необходимые документы и сведения, предусмотренные ч.2 статьей 51 Закона N44-ФЗ и разделом 3.3. конкурсной документации. После подачи заявки на участие в конкурсе данным участником были внесены изменения в заявку в части предложенной цены, которые были оформлены в соответствии с требованиями конкурсной документации с приложением в составе подаваемых изменений только тех документов, изменения в которые вносятся участником конкурса. При этом, по мнению заказчика, у участника отсутствует обязанность направлять повторно весь пакет документов, поданных ранее, учитывая, что поданные изменения не заменяют по своей сути первоначальную заявку, а изменяют ее в части, В обоснование своей позиции заказчик ссылается на часть 7 статьи 51 Закона N44-ФЗ, предусматривающей для участника конкурса подать только одну заявку в отношении каждого предмета открытого конкурса (лота).
Соответственно, конкурсная комиссия должна оценивать не отдельные документы в форме изменений (дополнений, уточнений), поступившие от участника конкурса, а заявку участника в целом, то есть с учетом всех документов (первоначальной заявки и поступивших изменений, если таковые были поданы участником до момента вскрытия заявок.
Представители заинтересованного лица в своих письменных возражениях (письмо вх.N 825 от 11.07.2018 г.), озвученных в заседании Комиссии поддержали позицию заказчика, просили признать жалобу заявителя необоснованной.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя, заказчика и заинтересованного лица исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Частью 1 статьи 51 Закона контрактной системе установлено, что заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Возможность для участника конкурса изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок установлена статьей 43 Закона о контрактной системе. В этом случае участник конкурса не утрачивают право на внесенные в качестве обеспечения заявки денежные средства. Изменение заявки или уведомление о ее отзыве является действительным, если изменение осуществлено или уведомление получено заказчиком до истечения срока подачи заявок.
Положениями статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрен порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, согласно ч. 2 которой участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).
В соответствии с ч. 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям названного Закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В силу ч. 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Из материалов настоящего дела усматривается, что администрацией Уватского муниципального района на основании распоряжения от 17.04.2018 г. N 0476-Р объявлен открытый конкурс N 2/18 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам. Начальная максимальная цена контракта составила 63 038 520,37 рублей.
Информация об указанном открытом конкурсе (с конкурсной документацией) 09.06.2018 г. была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300024518000059.
До окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе (02.07.2018 09:00) были поданы заявки от 2 (двух) участников закупки: ООО "Сибавтотранс", ОАО "Тобольское ПАТП", что подтверждается соответствующим протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 02.07.2018 г.
Как следует из протокола заседания конкурсной комиссии по рассмотрению и оценке заявок на участие в открытом конкурсе от 04.07.2018 г. по результатам рассмотрения представленных заявок на соответствие требованиям, установленным в конкурсной документации, все заявки участников были признаны надлежащими и допущены до участия в конкурсе. Победителем конкурса было признано ОАО "Тобольское ПАТП", как участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, установленных в конкурсной документации, и заявке которого присвоен первый номер.
Как было указано выше, заявитель оспаривает законность принятого конкурсной комиссией решения о допуске к участию в конкурсе ОАО "Тобольское ПАТП", поскольку заявка данного участника не содержала всех необходимых документов и сведений, предусмотренных разделом 3.3. конкурсной документации.
Комиссией в рамках внеплановой проверки установлено, что заявка ОАО "Тобольское ПАТП" на участие в открытом конкурсе на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам поступила 02.07.2018 г., зарегистрирована в журнале регистрации поступивших заявок под номером N2.
После подачи заявки на участие в конкурсе данным участником были внесены изменения в заявку в части предложенной цены контракта, которые были оформлены с приложением в составе подаваемых изменений только тех документов, изменения в которые вносятся участником конкурса.
Согласно ст. 43 Закона N 44-ФЗ участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок с учетом положений настоящего Федерального закона.
В свою очередь, пункт 7 часть 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ обязывает установить в конкурсной документации порядок внесения изменений в заявки.
С учетом требований законодательства, в конкурсной документации N 2/18 порядок внесения изменений в заявки на участие в конкурсе определен в Разделе 3.2.
Согласно Разделу 3.2. конкурсной документации: "участник конкурса вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок с учетом положений Федерального закона N44-ФЗ. Изменения заявки должны быть оформлены в порядке, установленном для общего оформления заявок на участие в конкурсе в соответствии с требованиями раздела 3.3. конкурсной документации с приложением всех документов в составе подаваемых изменений к заявке. Изменения заявки на участие в конкурсе подаются по месту нахождения уполномоченного органа до начала вскрытия конвертов с заявками. Изменения заявки на участие в конкурсе подаются в запечатанном конверте с маркировкой "Изменение заявки на участие в открытом конкурсе", с указанием номера и название конкурса, номера и названия лота (если предмет конкурса разделен на лоты), номера заявки, присвоенного уполномоченным органом в момент приема последней. Конверты с изменениями заявок вскрываются конкурсной комиссией одновременно с конвертами с первоначальными заявками на участие в конкурсе. После вскрытия конвертов с изменениями соответствующих заявок конкурсная комиссия устанавливает, поданы ли изменения заявки надлежащим лицом, рассматриваются и оцениваются в соответствии с требованиями настоящей документации. При этом первоначальные заявки на участие в конкурсе конкурсной комиссией не рассматриваются и не оцениваются."
В Разделе 3.3. конкурсной документации установлены требования к содержанию, в том числе описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе. Указанный раздел содержит информацию о том, какие документы и сведения должны быть представлены в составе заявки на участие в конкурсе, в соответствии со ст. 51 Закона N 44-ФЗ.
С учетом того, что разделом 3.2. конкурсной документации определено, что изменения заявки должны быть оформлены в соответствии с разделом 3.3. конкурсной документации, измененная заявка на участие в конкурсе должна содержать весь перечень документов и информацию, указанную в разделе 3.3. конкурсной документации, в полном объеме.
В тоже время, участником закупки ОАО "Тобольское пассажирское автотранспортное предприятие" при внесении изменений в заявку на участие в конкурсе, предоставлены не все документы, установленные разделом 3.3. конкурсной документации.
В свою очередь, доводы заказчика и заинтересованного лица, относительно того, что первоначальная заявка содержала все документы, установленные конкурсной документацией и Законом N 44-ФЗ безосновательны, поскольку в конкурсной документации прямо установлено, что после вскрытия конвертов с изменениями соответствующих заявок первоначальные заявки на участие в конкурсе конкурсной комиссией не рассматриваются и не оцениваются.
Кроме того, в силу статьи 51 Закона N 44-ФЗ все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы, заявка на участие в открытом конкурсе и каждый том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса и подписаны участником открытого конкурса.
При этом, названным Законом не предусмотрены исключения в оформлении заявки в связи с внесением изменений в заявки участников, а так же какой либо иной порядок и требования к содержанию заявок с внесенными изменениями отличный от порядка установленного статьей 51 Закона N 44-ФЗ.
Исходя из буквального прочтения ст. ст. 43, 51 Закона N 44 ФЗ требования к порядку оформления заявки актуальны, в том числе и к порядку внесения изменений в такие заявки.
Таким образом, поскольку, при внесении изменений в заявку на участие в конкурсе, ОАО "Тобольское ПАТП" не были соблюдены вышеуказанные требования к оформлению заявки, конкурсной комиссии надлежало принять решение о несоответствии заявки данного участника требованиям статьи 51 Закона N 44-ФЗ и конкурсной документации.
По смыслу ч. 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия указывает на наличие в действиях конкурсной комиссии администрации Уватского муниципального района нарушения предусмотренного частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе и считает необходимым выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе 0167300024518000059 от 04.07.2018 г. и осуществления повторной процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в указанном конкурсе в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
В связи с изложенным, руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г. Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сибавтотранс" на действия конкурсной комиссии администрации Уватского муниципального района Тюменской области при проведении открытого конкурса N 2/18 (N 0167300024518000059) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам обоснованной.
2. Признать конкурсную комиссию нарушившей требования ч. 3 статьи 53 Закона о контрактной системе при осуществлении процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в отрытом конкурсе N 2/18 (N 0167300024518000059).
3. Выдать заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения ч. 3 статьи 53 Закона о контрактной системе путем отмены протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе 0167300024518000059 от 04.07.2018 г. и осуществления повторной процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в указанном конкурсе в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
4. По факту выявленного нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N ФКС 18/285 о нарушении законодательства о контрактной системе
12 июля 2018 года г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России)
на основании решения от 12.07.2018 г. по делу N ФКС 18/285 о нарушении законодательства о контрактной системе, принятого Комиссией Тюменского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы ООО "Сибавтотранс" на действия конкурсной комиссии администрации Уватского муниципального района Тюменской области при проведении открытого конкурса N 2/18 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300024518000059) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам,
руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :
1. Конкурсной комиссии администрации Уватского муниципального района Тюменской области (ИНН 7225002810; ОГРН 1027201303535, адрес места нахождения: 626170, Россия, Тюменская область, с. Уват, ул. Иртышская, д. 19) надлежит устранить нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, допущенное при осуществлении процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в отрытом конкурсе N 2/18 (N 0167300024518000059) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам путем совершения следующих действий:
1.1. принять решение об отмене протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 2/18 (N 0167300024518000059) от 04.07.2018 г. и разместить указанное решение на официальном сайте ЕИС в сети Интернет www.zakupki.gov.ru;
1.2. провести повторную процедуру рассмотрения и оценки заявок на участие в отрытом конкурсе N 2/18 (N 0167300024518000059) в соответствии с законодательством о контрактной системе с учетом решения Тюменского УФАС России от 12.07.2018 г. по делу N ФКС 18/285 о нарушении законодательства о контрактной системе и разместить протокол, составленный по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на официальном сайте ЕИС в сети Интернет.
3. Заказчику - администрации Уватского муниципального района Тюменской области в срок до 27.07.2018 г. в адрес Тюменского УФАС России представить копию решения об отмене протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 2/18 (N 0167300024518000059) от 04.07.2018 г., а также протокол, принятый по итогам исполнения пункта 1.2. настоящего предписания; скриншоты, подтверждающие размещение соответствующих документов на официальном сайте в сети Интернет.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения согласно ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе.
Обжалование предписания в судебном порядке не приостанавливает действия предписания.
В случае неисполнения настоящего предписания. Тюменское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 12 июля 2018 г. N ФКС 18/285
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2018