Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту кровель объектов Госфильмофонда России (извещение N 0348100038318000016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части доводов жалобы Заявителя и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в документации об Аукционе неправомерные требования, что ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) дата начала подачи заявок- 18.06.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 30 024 684,64 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 04.07.2018;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников -06.07.2018;
5) дата проведения Аукциона - 09.07.2018.
1. Согласно пункту 7 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
В дополнительных требованиях к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005, указано следующее, в том числе:
а) обязательное закрепление в банковской гарантии:
права заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных банковской гарантией, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, в размере цены контракта, уменьшенном на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом и оплаченных заказчиком, но не превышающем размер обеспечения исполнения контракта;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2018 N 11)
права заказчика в случаях, установленных частью 13 статьи 44 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2018 N 11)
права заказчика по передаче права требования по банковской гарантии при перемене заказчика в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с предварительным извещением об этом гаранта;
условия о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет гарант;
перечня документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В проекте контракта Заказчиком установлено требование:
"12.9. Подрядчик обязуется предоставить Заказчику оригинал банковской гарантии на бумажном носителе в течение 14 (Четырнадцати) календарных дней с даты заключения Контракта".
Таким образом, установленные Заказчиком в аукционной документации требования к предоставлению оригинала банковской гарантии не соответствуют действующей редакции Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 (ред. от 15.01.2018) "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий"), что нарушает пункт 7 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2. Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены избыточные требования к товарам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товаров, например, такие показатели как:
- по товару Бетон тип 1 показатели "Требуется бетон плотной структуры средней плотностью более 2000 до 2500 кг/м3";
- по товару Сталь тип 6 - "Допускаются мелкие наплывы (натеки, наслоения), крупинки и неравномерная кристаллизация цинка, следы от перегибов полосы и регулирующих роликов, местная шероховатость покрытия (сыпь), легкие царапины и потертость, не нарушающие сплошность цинкового покрытия, светлые и матовые пятна, неравномерность окраски пассивной пленки";
- по товару Кирпич тип 1 - "Предельное отклонение по длине кирпича должно быть не менее - 4 не более 4 мм. Предельное отклонение по ширине кирпича должно находиться в рамках не менее - 3 не более 3 мм. Предельное отклонение по толщине кирпича не менее - 3 не более 3 мм";
- по товару Кирпич тип 3 - "Допускаются вспучивающиеся включения общей площадью не более 1,0% площади вертикальных граней изделия. Допускаются черная сердцевинаи контактные пятна на поверхности. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов Аэфф должна быть не более 370 Бк/кг";
- по товару Раствор тип 1- "Водоудерживающая способность должна быть не менее 90%. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов Аэфф материалов, применяемых для приготовления растворной смеси, должна быть до 370 Бк/кг. Средняя плотность,D, затвердевшего раствора в проектномвозрасте должна быть менее 1500 кг/м3";
- по товару Сталь тип 8 - "Предельные отклонениями по ширине допускаются не более +/- 0,60 мм";
- по товару Фанера тип 1 - "Косина не должна превышать 2 мм на 1 м длины кромки листа. Отклонение от прямолинейности кромок не должно превышать 2 мм на 1 м длины листа.Предельное отклонение длины или ширины листов фанеры должна составлять +/- 4,0 мм. Ударная вязкость при изгибе, должна быть 34 КДж/м2.Твердость должнасоответствовать 20 Мпа";
- по товару Рубероид тип 1 - "Предельное отклонение по ширине полотна не более +/- 5 мм";
- по товару Эмульсия тип 1 - "Мастика должна быть водонепроницаемой при испытании в течение не менее 10 мин. при давлении не менее 0,03 МПа (0,3кгс/см2)";
- по товару Мастика тип 1 - "Мастика должна быть водонепроницаемой при испытании в течение не менее 72 ч при давлении не менее 0,001 МПа (0,01 кгс/см2)";
- по товару Мастика тип 3 - "Мастика должна выдерживать испытания на гибкость на брусе с закруглением радиусом 5,0 +/- 0,2 мм при температуре не выше минус 5°С. Мастика должна быть водонепроницаемой при испытании в течение не менее 72 ч при давлении не менее 0,001 МПа (0,01 кгс/см2)";
- по товару Проволока тип 1 - "Допускается отклонение по диаметру +/- 0,5 мм. Катанка должна выдерживать в холодном состоянии изгиб на 180° вокруг оправки диаметром, равным диаметру испытываемой катанки";
- по товару Краска тип 1 - "Укрывистостьвысушенной пленки должна составлятьне более 100 г/м2. Условная светостойкость должна составлять не более. Морозостойкость краски, циклы, не менее 5";
- по товару Грунтовка тип 2 - "Внешний вид пленки: после высыхания пленка должна соответствовать ровной, однородной, матовой или полуглянцевой.
Адгезия пленки должна составлять не более 1 балла. Время высыхания однослойного покрытия при температуре (20 +/- 2) °C не более 24 ч";
- по товару Битум тип 1 - "Индекс пенетрации должен составлять от 1,0 до 2,5. Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм должна составлять не менее 160 не более 220";
- по товару Битум тип 2 - "Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм должна составлять не менее 160 не более 210";
- по товару Мастика тип 2 - "На срезе мастики площадью 50 см2 не должно быть более двух непропитанных частиц наполнителя,антисептика или гербицида размеромболее 0,4 мм";
- по товару Цемент тип 1 - "Удельная эффективная активность естественных радионуклидов Аэфф в цементе должна быть не более 370 Бк/кг, а используемых при изготовлении цемента минеральных добавок - не более 740 Бк/кг";
- по товару Краска тип 2 - "Массовая доля нелетучих веществ не менее 62 %. Плотность должна находиться в пределах от 1,25до 1,35 г/см3. Температура замерзания должна быть ниже 00С. При температурах выше 50 °C должна происходить необратимая коагуляцияполимерных связующих краски. Притемпературе выше 100 °C должно идти вскипание (дисперсионная среда вода). При температуре выше 200 °C должна начинаться термодеструкцияполиэтенилацетатных связующих с образованием уксусной кислоты и др. продуктов распада. При температуре выше 250 °C может идти термодеструкцияакрилсодержащих связующих краски до мономеров: метакриловой кислоты/ метилметакрилата/ стирола/ димеров; тримеров; метанола; оксидов углерода; воды. При температуре выше 270 °Cдолжно начинаться формирование вспененного слоя";
- по товару Плиты тип 5 - "Предельное отклонение по длине, ширине должно составлять +/- 0,5%. Предельноеотклонение по толщине может быть +/- 2 мм.";
- по товару Плиты тип 2 - "Предельные отклонения по длине должны составлять 3,0 и/или
5,0 мм. Предельные отклонения по ширине должны соответствовать
3,0 и/или
5,0 мм. Отклонение от перпендикулярности кромок плит, определяемое разностью длин диагоналей пласти, не должно быть более 0,2% длины плиты. Отклонение от плоскостности плит марки ЦСП-1 не должно быть более 0,8 мм, плит марки ЦСП-2 - более 1,0 мм. Отклонение от прямолинейности кромок не должно быть более 1,0 мм на 1 м длины кромки";
- по товару Эмаль тип 1 - "Время высыхания до степени не более 3 при температуре 20+/- 2) °C должна быть не более 24 ч.Адгезия пленки не более 1 балла";
- по товару Брус тип 1 - "Допускается небольшое расслоение между листами шпона и/или непроклей, образовавшийся из-за наличия на шпоне смоляного кармашка, засмолка, сучка и/или прорости размером до 10 мм в глубину".
При этом, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых Заказчиком в документации об Аукционе показателей, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
Аналогичным образом нарушения допущены в ряде других товаров в части установления избыточных требований к показателям товаров.
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям является, в том числе, копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Вместе с тем, в пункте 21 Информационной карты документации об Аукционе установлены требования к содержанию второй части заявки "21. Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, к Участникам закупки", а именно:
"1. Дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99:
Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих (относящихся к той же группе работ строительных, включенных в Коды по ОКПД2: 43.91, на выполнение которых заключается контракт) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится аукцион".
На заседании Комиссии установлено, что требования к документам, подтверждающим соответствие дополнительным требованиям к участникам закупки установлены не в соответствии с Постановлением N 99.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают положения частей 4, 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства N 570 установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Согласно пункту 10 информационной карты: Подрядчик вправе привлечь субподрядчиков, за исключением тех видов и объемов работ по строительству, указанных в Постановлении Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам" в составе и объеме, указанных в Приложении N 5 к Контракту, которые определены на основании предложения Подрядчика. Указанные работы в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 (двадцати пяти) процентов цены контракта.
В соответствии с разделом 7 проекта контракта:
7.1. Подрядчик на все время действия Контракта должен:
7.1.3. Выполнять самостоятельно виды и объемы работ без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по договору в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ N 570 от 15.05.2017 г.
Согласно извещению предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту кровель объектов Госфильмофонда России.
Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, а также ответственность за их неисполнение.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива"обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчиканарушения части 6 статьи 31, пункта 7 части 2 статьи 45, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчикуобязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как выдано ранее по делуот 03.07.2018N 07-24-17980эп/18.
4. Материалы дела от 05.07.2018N 07-24-18397эп/18 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать, так как переданы ранее по делуот 03.07.2018N 07-24-17980эп/18.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 5 июля 2018 г. N 07-24-18417эп/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2018