Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Подразделение транспортной безопасности "Эскалибур" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного унитарного предприятия пассажирского автомобильного транспорта Московской области "Мострансавто" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по защите подразделениями транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры ГУП МО "МОСТРАНСАВТО", расположенных по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Привокзальная, 1А; Московская область, г. Чехов, Вокзальная пл., д.8 (извещение N 0548500002518000198 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, Конкурсная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 26.06.2018;
2) начальная максимальная цена контракта - 26 720 000,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 17.07.2018;
4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 25.07.2018.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлены излишние требования к участникам закупки в отношении наличия удостоверения о повышении квалификации по программе "Радиационная безопасность при эксплуатации источников ионизирующих излучений".
Согласно извещению о проведении открытого конкурса объектом закупки является оказание услуг по защите подразделениями транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры ГУП МО "МОСТРАНСАВТО", расположенных по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Привокзальная, 1А; Московская область, г. Чехов, Вокзальная пл., д. 8.
В техническом задании документации об Аукционе установлено:
6. Каждый сотрудник ПТБ при исполнении своих обязанностей должен иметь при себе:
- удостоверение о повышении квалификации по программе "Радиационная безопасность при эксплуатации источников ионизирующих излучений".
Вместе с тем, положения Конкурсной документации не содержат указаний на работы с источниками ионизирующих излечений.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки на участие в Конкурсе удостоверения о повышении квалификации по программе "Радиационная безопасность при эксплуатации источников ионизирующих излучений", установленное Заказчиком в Конкурсной документации, является неправомерным.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Приложении N 1 "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости и порядок оценки" Конкурсной документации установлен следующий порядок опенки, влекущий за собой ограничение количества участников закупки.
В Приложении N 1 "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости и порядок оценки" Конкурсной документации Заказчиком установлено:
"Показатель 1. Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема Ci(1).
Оценивается количество государственных и/или муниципальных контрактов и/или договоров.
Сведения о наличии опыта участника, оформленные согласно таблице "Сведения об опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", подтверждаются копиями лично исполненных контрактов (договоров) и актов выполненных работ, заключенных в соответствии с Федеральными законами N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, за последние три года до даты подачи заявки на участие в конкурсе с ценой контракта (договора) не менее 20 (двадцати) процентов от начальной (максимальной) цены контракта текущей закупки.
Под услугами сопоставимого характера подразумеваются услуги по охране и защите подразделениями транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
Под успешным выполнением работ понимается исполнение участником закупки контрактов (договоров) в полном объёме без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, дополнительными соглашениями (в случае их наличия).
Информация о предоставленных контрактах и договорах должна содержаться в реестре контрактов, размещенном в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) по адресу http://www.zakupki.gov.ru.
В случае, если сведения, указанные в настоящем предложении, не подтверждаются в составе заявки документально, то такие сведения не оцениваются, но неподтвержденная информация не является основанием для отклонения заявки участника конкурса.
Показатель 2. Обеспеченность участника трудовыми ресурсами Ci(2).
Оценивается информация о количественном составе сотрудников подразделения транспортной безопасности, включенных в состав рабочей группы, привлекаемых для оказание услуг, связанных с исполнением данного контракта.
Подтверждается:
Копией выписки из штатного расписания и копиями трудовых книжек и/или трудовых договоров, свидетельствами об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, удостоверениями о повышении квалификации. В случае, если по сотруднику не представлен хотя бы один документ из перечня вышеуказанных документов, сведения о таком специалисте не будут учитываться при оценке заявок по показателю.
Заказчик вправе проверить любую информацию, указанную исполнителем при оформлении заявки любым законным способом".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки, установленный в конкурсной документации, соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации не установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства об аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности.
В пункте 17 информационной карты Конкурсной документации установлено:
"1. Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки - не установлены.
2. Непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.
3. Неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке.
4. Отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.
5. Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
6. Участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящего подпункта понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
8. Участник закупки не является офшорной компанией.
9. Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки".
Также, в пункте 18 информационной карты Конкурсной документации установлено:
"Заявка на участие в конкурсе должна быть подготовлена в соответствии с требованиями раздела 3 "ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАПОЛНЕНИЮ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ", и в соответствии с примерными формами документов, установленными частью III "ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ КОНКУРСА" и содержать:
1. Опись документов (форма 1 части III "ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ КОНКУРСА").
2. Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона - указываются участником конкурса в форме "ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ" (Форма 2 части III "ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ КОНКУРСА").
3. Предложение о цене контракта, оформляемое в соответствии с Формой 2 части III "ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ КОНКУРСА".
4. Предложение о квалификации участника закупки, оформляемое в соответствии с Формой 2 части III "ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ КОНКУРСА".
5. Выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).
6. Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.
7. Копии учредительных документов участника конкурса (для юридического лица).
8. Решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
9. Документы, подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным в подпункте 1 пункта 17 настоящей Информационной карты, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника конкурса требованиям, установленным подпунктами 2-7 пункта 17 настоящей Информационной карты.
10. Документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ).
11. Информация, подтверждающая добросовестность участника открытого конкурса (часть 4 статьи 37 Закона N 44-ФЗ) (при необходимости).
12. Подтверждение квалификации участника закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса. Отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ);
13. Другие документы, прикладываемые по усмотрению участника конкурса."
Комиссия приходит к выводу, что требования, установленные Заказчиком к составу заявки участника закупки на участие в Конкурсе, являются исчерпывающими и соответствуют положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Подразделение транспортной безопасности "Эскалибур" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных правонарушений.
4. Передать материалы дела от 11.07.2018 N 07-24-18650/18 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 11 июля 2018 г. N 07-24-18650/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2018