Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_______.> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Контракт" (далее - ООО "Контракт") от 12.07.2018 (вх. N 2468-э. от 12.07.2018) на действия администрации городского поселения "Троицко-Печорск" (далее - администрация ГП "Троицко-Печорск", заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории пгт. Троицко-Печорск, извещение N 0107300009918000011 в части обжалования положений документации о таком аукционе (далее - электронный аукцион, закупка, жалоба),
УСТАНОВИЛА:
1. Жалоба ООО "Контракт" от 12.07.2018 (вх. N 2468-э. от 12.07.2018) на положения аукционной документации подана в Коми УФАС России в срок, установленный 4. ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (дата и время окончания срока подачи заявка на участие в электронном аукционе - 13.07.2018 09:00).
ООО "Контракт", администрация ГП "Троицко-Печорск", закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АСТ") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
Письмом от 17.07.2018 N 1130 (вх. N 3441 от 19.07.2018) администрацией ГП "Троицко-Печорск" заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО "Контракт", администрации ГП "Троицко-Печорск", ЗАО "Сбербанк - АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы, по существу.
Заявителем обжалованы следующие действия заказчика:
1) установление в разделе II "Информационная карта" документации об электронном аукционе неверного срока предоставления заказчиком разъяснений аукционной документации, что противоречит ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе;
2) установление в документации об электронном аукционе (п.17 Информационной карты) и извещении о проведении электронного аукциона (абз. 19) срока окончания подачи заявок на участие в закупке, противоречащего ч.3 ст.63 Закона о контрактной системе;
3) неправомерное указание в сметных расчетах требования к материалам, а именно конкретных и однозначных значений характеристик (без указания минимальных и максимальных значений), что по мнению заявителя исключает возможность использования товаров и материалов, эквивалентных и лучше по своим характеристикам;
4) неправомерное указание в документации об электронном аукционе и извещении о проведении такого аукциона различных идентификационных кодов закупки;
5) неустановление в проекте контракта информации о сроках приемки выполненных работ по контракту, что противоречит п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе
6) невключение в проект контракта, являющегося составной частью документации об электронном аукционе (часть V) (далее - проект контракта), обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, что нарушает п. 2 ч. 13 ст. 34 Закон о контрактной системе;
7) установление в п. 4.3. проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе (далее - проект контракта), срока оплаты товара по такому контракту с нарушением ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе;
8) установление в п. 5.3. проекта контракта условия о продлении сроков исполнения такого контракта вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы, что противоречит части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе;
В жалобе заявитель просит, наряду с прочим, передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности по ст. 7.29, 7.30, 7.31, 7.32, 9.16, 19.5, 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Администрацией ГП "Троицко-Печорск" в отзыве на жалобу от 17.07.2018 N 1130 (вх. N3441 от 19.07.2018), заявлены возражения относительно позиции заявителя.
Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком осуществления закупки явилась администрация ГП "Троицко-Печорск".
Наименование объекта закупки - Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории пгт. Троицко-Печорск.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 050 000.00 рублей.
Источник финансирования закупки - дотация из бюджета муниципального района "Троицко-Печорский, средства бюджета городского поселения "Троицко-Печорск".
Извещение о проведении электронного аукциона N 0107300009918000011, документация о проведении электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 05.07.2018.
2. Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
2.1. Как установлено требованием п. 11 ч 1 ст. 64 Закона о контрактной системе аукционная документация должна содержать: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению и аукционной документации, дата окончания срока подачи заявок на участие в данном электронном аукционе - "13" июля 2018 г.
Следовательно, датой окончания срока предоставления заказчиком разъяснений аукционной документации будет 09.07.2018
Однако пп. 2 п. 3 "Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе" части II Информационной карты аукционной документации дата окончания срока предоставления разъяснений заказчиком установлена - "10" июля 2018 года.
Таким образом, указанная заказчиком - администрацией ГП "Троицко-Печорск" дата окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе не соответствует требованиям ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного довод заявителя о нарушении заказчиком ч. 4 ст.65 Закона о контрактной системе обоснован.
2.2. Пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация о сроках, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Порядок исчисления сроков установлен статьями 190 - 192 Гражданского кодекса РФ, согласно которым, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Как следует из п. 11 Информационной карты аукционной документации начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 050 000 (пять миллионов пятьдесят тысяч) рублей.
Пунктом 17 Информационной карты документации установлено: дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - "13" июля 2018 года.
В соответствии с информацией, содержащейся на официальном сайте, извещение о проведении электронного аукциона N 0107300009918000011 размещено 05.07.2018.
Поскольку НМЦК данной закупки составляет более чем три миллиона рублей, то период между днем опубликования извещения и днем окончания срока подачи заявок должен составлять минимум 15 дней, то есть 05.07.2018 - 21.07.2018.
У заказчика же данный срок не соблюден "05.07.2018 - 13.07.2018" и составляет 7 дней.
Действие заказчика - администрации ГП "Троицко-Печорск" в части установления в извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации неверных даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, противоречит требованиям ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе.
Данное нарушение могло иметь своим результатом сокращение сроков подачи заявок на участие в аукционе, и, как следствие ограничение конкуренции в торгах.
Таким образом, довод заявителя о нарушении заказчиком ч.3 ст.63 Закона о контрактной системе обоснован.
2.3. Довод о неправомерности указания заказчиком в сметных расчетах требования к материалам (в случае наличия таковых), во первых, с конкретными и однозначными значениями характеристик (без указания минимальных и максимальных значений), что исключает использование товаров и материалов, эквивалентных или лучше по своим характеристикам, а, во-вторых, которые установлены только с целью определения стоимости данной позиции сметного расчета и расчета общей стоимости выполняемых работ (оказываемых услуг) несостоятелен по следующим основаниям.
В соответствии с п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно положениям части III "Наименование и описание объекта закупки" аукционной документации выполнение работ осуществляется согласно технического задания и локальным сметным расчетам, представленных в приложении N 2 к проекту контракта, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов действующих на территории РФ.
Работы выполняются материалами, силами и средствами подрядчика в соответствии с условиями контракта.
Работы по ремонту дороги должны быть выполнены в соответствии со следующими требованиями, в том числе материалы, используемые при выполнении работ, должны соответствовать требованиям СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги".
Все применяемые материалы для выполнения ремонтных работ должны соответствовать ГОСТ, СанПиН и другим нормативным документам, (оценка качества материалов согласно сертификатов качества, сертификатов соответствия и паспортов).
Указанные в документации минимальные/максимальные характеристики товара, используемого при выполнении работ соответствуют определенным ГОСТам, СНиПам и другим нормативно-техническим документам, предъявляемым к указанным материалам, позволяющим определить показатели качества товара и иные значимые характеристики.
Объектом закупки является выполнение работ, а не поставка товара. Указание в сметах материала, используемого при выполнении работ по мнению Комиссии Коми УФАС России, не противоречит действующему законодательству.
Как следует из материалов дела, установленные в документации требования, позволяют потенциальным участникам аукциона определиться с какими материалами (минимальными характеристиками товаров) будет осуществляться выполнение работ, сформировать свое предложение по характеристикам используемого при выполнении работ товара с учетом потребностей заказчика и оформить свою заявку на участие в торгах, что не указывает на установление в документации требований, влекущих/способных повлечь за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
Из материалов жалобы не усматривается, использование ООО "Контракт" своего права на подачу разъяснений положений документации об электронном аукционе.
Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России на дату и время рассмотрения жалобы отсутствуют достаточные основания полагать, что вышеуказанные оспариваемые действия заказчика - администрации ГП "Троицко-Печорск" не соответствуют требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в том числе влекут за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В связи с чем Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода жалобы заявителя.
2.4. Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона о контрактной системе Идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в части 1 настоящей статьи, формируется с использованием кода бюджетной классификации, определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может включать в себя иную информацию в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация, в том числе идентификационный код закупки, а также при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 настоящего Федерального закона указание на соответствующую часть статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка. При этом при осуществлении закупки в соответствии с частями 5 и 6 статьи 15 настоящего Федерального закона к извещению должны быть приложены копии договоров (соглашений), указанных в данных частях.
В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона указывается информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.
Документация об аукционе должна содержать информацию, предусмотренную извещением о проведении такого аукциона (часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В пункте 1 Информационной карты аукционной документации и проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе указан следующий идентификационный код закупки - 183111500459611150100100300004211244.
При этом, в извещении, сформированном средствами официального сайта, указан идентификационный код закупки -183111500459611150100100300304211244.
Согласно части 3 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования идентификационного кода закупки, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности.
Порядок формирования идентификационного кода закупки установлен Приказом Минэкономразвития России от 29.06.2015 N 422 (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка Структура и состав идентификационного кода закупки представляют собой 36-значный цифровой код, в котором:
- 23-26 разряды - номер закупки, включенной в сформированный (утвержденный) заказчиком на очередной финансовый год и плановый период план закупок (уникальные значения от 0001 до 9999 присваиваются в пределах года, в котором планируется осуществить размещение извещения об осуществлении закупки, направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе не предусмотрено размещения извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), - заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
- 27-29 разряды - номер закупки, включенной в сформированный (утвержденный) заказчиком на очередной финансовый год план-график закупок (уникальные значения от 001 до 999 присваиваются в пределах соответствующего порядкового номера закупки в плане закупок).
В соответствии с пунктом 6 Порядка на этапе формирования и утверждения заказчиком плана закупок на очередной финансовый год и плановый период при формировании идентификационного кода закупки в 27-29 разрядах идентификационного кода закупки указываются значения "0".
Согласно пункту 7 Порядка на этапе формирования и утверждения заказчиком плана-графика закупок на очередной финансовый год в 27-29 разрядах идентификационного кода закупки указывается порядковый номер записи о такой закупке, сформированный в пределах номера укрупненной закупки согласно утвержденному плану закупок.
В соответствии с пунктом 8 Порядка после указания в идентификационном коде закупки информации о порядковом номере записи о данной закупке в плане-графике идентификационный код такой закупки должен оставаться неизменным вплоть до завершения периода хранения информации и документов о такой закупке, установленного законодательством Российской Федерации об архивном деле.
Таким образом, идентификационный код закупки указывается в извещении и документации о проведении закупки на основании плана-графика.
Комиссия Коми УФАС России ознакомилась с размещенным на официальном сайте планом-графиком закупок товаров, работ, услуг администрации ГП "Троицко-Печорск" на 2018 год.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год
Согласно подпункту "ж" пункта 1 Требований план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (далее - закупки) представляет собой единый документ, который оформляется по форме согласно приложению. Указанная форма включает, в том числе, информацию об идентификационном коде закупки, сформированном в соответствии со статьей 23 Закона о контрактной системе.
В размещенном плане-графике закупок товаров, работ, услуг администрации ГП "Троицко-Печорск" на 2018 год указан следующий идентификационный код закупки (позиция N 22 плана-графика) - 183111500459611150100100300304211244.
Таким образом, в документации, проекте контракта, отсутствует надлежащим образом, сформированный идентификационный код закупки, соответствующий плану-графику.
Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - администрации ГП "Троицко-Печорск" содержится нарушение части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем указании идентификационного кода закупки в документации о проведении закупки и проекте контракта.
Таким образом, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода заявителя о нарушении заказчиком ч.1 ст.23 Закона о контрактной системе.
2.5. Согласно п.1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В силу ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30.11.1994 N 51-ФЗ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Согласно доводу заявителя, проект контракта документации об электронном аукционе не содержит существенные условия, а именно срок осуществления приемки выполненных работ.
Пунктом 8.7. Приложения N 1 к муниципальному контракту, являющемуся неотъемлемой частью аукционной документации установлено: "Порядок сдачи и приемки результатов работ - Приемка выполненных работ осуществляется в порядке, предусмотренном муниципальным контрактом".
Однако детально изучив аукционную документацию, в том числе проект контракта установить срок осуществления приемки выполненных работ Комиссии Коми УФАС России не представилось возможным.
Доказательства, подтверждающие наличие в проекте контракта указания на срок осуществления приемки выполненных работ, заказчиком не представлены, в материалах жалобы отсутствуют.
Таким образом, по мнению Комиссии Коми УФАС России, исходя из положений проекта контракта, содержащегося в аукционной документации, утвержденной администрацией ГП "Троицко-Печорск", не представляется возможным установить срок осуществления приемки выполненных работ, что нарушает пункт 1 часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя о нарушении заказчиком п.1 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе признается обоснованным.
2.6. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе определено, что участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия, в том числе об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок.
Условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
Документация об электронном аукционе, в том числе проект контракта, обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком в случае, если контракт заключается с физическим лицом, не содержит.
Бездействие заказчика - администрации ГП "Троицко-Печорск" в части неуказания в документации об электронном аукционе, в том числе проекте контракта, обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком в случае, если контракт заключается с физическим лицом, противоречит пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2.7. В соответствии с ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В силу пункта 4.3. проекта контракта оплата за выполненные работы осуществляется в безналичной форме, в течение 30 рабочих дней со дня подписания акта сдачи-приемки выполненных работ (КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) с приложением счета-фактуры (счета).
Вместе с тем пунктом 16 Информационной карты аукционной документации установлено, что оплата по договору осуществляется безналичным расчетом, путем перечисления Заказчиком денежных средств на счет Исполнителя в течение 30 (тридцати) дней со дня подписания сторонами актов выполненных работ на основании выставленного Исполнителем счета-фактуры, счета.
С учетом изложенного указание в проекте контракта неверного срока оплаты выполненных работ, могло иметь своим результатом при заключении контракта нарушение прав хозяйствующего субъекта на своевременную оплату выполненных им работ.
Таким образом, действие заказчика - администрации ГП "Троицко-Печорский" установившего в проекте контракта надлежащий срок оплаты поставщику (подрядчику, исполнителю) выполненных работ нарушают часть 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2.8. Заказчиком в пункте 5.3. проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, установлено: "Срок исполнения обязательств по настоящему Контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы, а также последствия, вызванные этими обстоятельствами".
Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона
Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
Понятие существенных условий контракта Законом о контрактной системе не определено.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Из пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что к существенным условиям любого контракта относятся, в частности, условия о сроке исполнения предусмотренных контрактом обязательств. Следовательно, условия о сроке исполнения обязательств могут быть изменены только в установленных законом случаях.
Перечень случаев изменения существенных условий контракта при его исполнении, перечисленных в части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, является закрытым.
В указанном перечне отсутствует случай изменения существенных условий контракта вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
Таким образом, действие заказчика в виде установления в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, условия об изменении срока исполнения обязательств, противоречит части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя о нарушении администрацией ГП "Троицко-Печорск" ч.1 ст. 95 Закона о контрактной системе признается обоснованным.
3. По результатам осуществления Комиссией Коми УФАС России внеплановой проверки на предмет соответствия действий, осуществленных заказчиком по закупке, требованиям Закона о контрактной системе установлено следующее.
Согласно частей 1-4 статьи 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки. При проведении электронных процедур оператор электронной площадки возвращает заявки участникам закупки в течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об отмене электронной процедуры с одновременным уведомлением в форме электронного документа участника электронной процедуры об отмене такой процедуры. В случае отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.
По истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 настоящей статьи и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
Решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения, а также незамедлительно доводится до сведения участников закупки, подавших заявки (при наличии у заказчика информации для осуществления связи с данными участниками). Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) считается отмененным с момента размещения решения о его отмене в единой информационной системе.
При отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не несет ответственность перед участниками закупки, подавшими заявки, за исключением случая, если вследствие отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) участникам закупки причинены убытки в результате недобросовестных действий заказчика.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте, электронный аукцион в соответствии с извещением об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.07.2018 NИО1 отменен по решению заказчика 12.07.2018.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 05.07.2018, пункту 20 Информационной карты аукционной документации дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 13.07.2018.
Следовательно, с учетом части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе заказчик был вправе отменить закупу не позднее 07.07.2018.
Действие заказчика - администрации ГП "Троицко-Печорск" в части отмены определения подрядчика с нарушением законодательно установленного срока и порядка, противоречит части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе.
4. С учетом стадии закупки (размещено извещение об отмене определения поставщика по закупке с извещением N 0107300009918000011 от 12.07.2018 NИО1) Комиссия Коми УФАС России считает, что предписание об устранении нарушений, выявленных по результатам рассмотрения настоящей жалобы, законодательства о контрактной системе выдаче не подлежит.
В жалобе заявитель просил осуществить внеплановую проверку действий закупочной комиссии. Вместе с тем, Комиссия Коми УФАС России не имеет возможности осуществить проверку действий аукционной комиссии, поскольку на участие в аукционе не подана ни одна заявка, в связи с чем отсутствует объект проверки.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "Контракт" в части неправомерности указания заказчиком в сметных расчетах требования к материалам (в случае наличия таковых), во первых, с конкретными и однозначными значениями характеристик (без указания минимальных и максимальных значений), что исключает использование товаров и материалов, эквивалентных или лучше по своим характеристикам, а, во-вторых, которые установлены только с целью определения стоимости данной позиции сметного расчета и расчета общей стоимости выполняемых работ (оказываемых услуг) признать необоснованной, в остальной части обоснованной.
2. Признать заказчика - администрацию ГП "Троицко-Печорск" нарушившей ч.4 ст.65, ч.3 ст.63, ч.1 ст.23, п.1 и п.2 ч.13 ст. 34, ч.13.1 ст.34, ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административных дел в отношении должностных лиц заказчика, допустивших установленные настоящим решением нарушения Закона о контрактной системе.
<_______.>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 19 июля 2018 г. N 04-02/5086
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2018