Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБДОУ детский сад N 14 Московского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Ландшафт-Парк" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей:
Администрации Московского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 17687/18 от 10.07.2018) на действия аукционной комиссии Уполномоченного органа при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории ГБДОУ детский сад N 14 Московского района Санкт-Петербурга в 2018 году (извещение номер 0172200000418000087) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 14.06.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200000418000087. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 291 863,32 рублей.
В жалобе ООО "Ландшафт-Парк" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Уполномоченного органа, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном допуске к участию в электронном аукционе заявок иных участников по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает их необоснованными.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок от 06.07.2018 Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
"1.1). В Приложении N 4 к Техническому заданию документации об аукционе по позиции N 34 "Неорганический сыпучий материал в соответствии с пунктом 87 ресурсной ведомости N 1" установлены, в том числе, следующие требования: "Материал полученный при разработке песчаных месторождений или полученный при производстве гранитного щебня или полученный с использованием специального оборудования при производстве щебня из гравия или полученный с использованием специального оборудования при разработке гравийно-песчаных месторождений. Материал, полученный с использованием специального оборудования в виде песка с улучшенным зерновым составом и меньшим содержанием пылевидных и глинистых частиц или в виде песка с улучшенным зерновым составом и меньшим содержанием зерен слабых пород и пылевидных и глинистых частиц или в виде песка, разделенного на фракции". В заявке участник закупки представил по позиции N 34 "Неорганический сыпучий материал в соответствии с пунктом 87 ресурсной ведомости N 1", в том числе, следующие сведения: "Материал, полученный с использованием специального оборудования в виде песка с улучшенным зерновым составом и меньшим содержанием пылевидных и глинистых частиц. Материал полученный при разработке песчаных месторождений". При этом, в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, указав одно или несколько альтернативных значений показателей товара (материала, оборудования), участник должен предоставить сведения о показателях товара (материала, оборудования), которые относятся именно к указанному (-ым) альтернативному(-ым) значению(-ям) показателя. Показатели, относящиеся к не указанным участником альтернативным значениям, участник должен либо не указывать вовсе, либо вместо значения такого показателя использовать слова/знаки: "не указывается", "не определяется", "не нормируется", "Х" и т.п. Таким образом, указав по позиции N 34 "Неорганический сыпучий материал в соответствии с пунктом 87 ресурсной ведомости N 1" значение показателя "Материал, полученный с использованием специального оборудования", не относящегося именно к указанному значению "полученный при разработке песчаных месторождений" показателя "Материал", участник предоставил информацию, не соответствующую требованиям документации.
1.2). В Приложении N 4 к Техническому заданию документации об аукционе по позиции N 43 "Неорганический сыпучий материал в соответствии с пунктом 10 ресурсной ведомости N 2" установлены, в том числе, следующие требования: "Материал полученный при разработке песчаных месторождений или полученный при производстве гранитного щебня или полученный с использованием специального оборудования при производстве щебня из гравия или полученный с использованием специального оборудования при разработке гравийно-песчаных месторождений. Материал, полученный с использованием специального оборудования в виде песка с улучшенным зерновым составом и меньшим содержанием пылевидных и глинистых частиц или в виде песка с улучшенным зерновым составом и меньшим содержанием зерен слабых пород и пылевидных и глинистых частиц или в виде песка, разделенного на фракции". В заявке участник закупки представил по позиции N 43 "Неорганический сыпучий материал в соответствии с пунктом 10 ресурсной ведомости N 2", в том числе, следующие сведения: "Материал, полученный с использованием специального оборудования в виде песка с улучшенным зерновым составом и меньшим содержанием пылевидных и глинистых частиц. Материал полученный при разработке песчаных месторождений.". При этом, в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, указав одно или несколько альтернативных значений показателей товара (материала, оборудования), участник должен предоставить сведения о показателях товара (материала, оборудования), которые относятся именно к указанному (-ым) альтернативному(-ым) значению(-ям) показателя. Показатели, относящиеся к не указанным участником альтернативным значениям, участник должен либо не указывать вовсе, либо вместо значения такого показателя использовать слова/знаки: "не указывается", "не определяется", "не нормируется", "Х" и т.п. Таким образом, указав по позиции N 43 "Неорганический сыпучий материал в соответствии с пунктом 10 ресурсной ведомости N 2" значение показателя "Материал, полученный с использованием специального оборудования", не относящегося именно к указанному значению "полученный при разработке песчаных месторождений" показателя "Материал", участник предоставил информацию, не соответствующую требованиям документации".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о закупке) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Требования к товарам, которые используются при оказании услуг, установлены Заказчиком в Приложении N 4 "Требования к товарам, использующимся при выполнении работ" к Техническому заданию документации об аукционе.
К товару по позиции 34 "Неорганический сыпучий материал в соответствии с пунктом 87 ресурсной ведомости N 1" Заказчиком установлены требования: "Материал полученный при разработке песчаных месторождений или полученный при производстве гранитного щебня или полученный с использованием специального оборудования при производстве щебня из гравия или полученный с использованием специального оборудования при разработке гравийно-песчаных месторождений. Материал, полученный с использованием специального оборудования в виде песка с улучшенным зерновым составом и меньшим содержанием пылевидных и глинистых частиц или в виде песка с улучшенным зерновым составом и меньшим содержанием зерен слабых пород и пылевидных и глинистых частиц или в виде песка, разделенного на фракции".
В отношении товара по позиции 43 "Неорганический сыпучий материал в соответствии с пунктом 10 ресурсной ведомости N 2" Заказчиком установлены требования: "Материал полученный при разработке песчаных месторождений или полученный при производстве гранитного щебня или полученный с использованием специального оборудования при производстве щебня из гравия или полученный с использованием специального оборудования при разработке гравийно-песчаных месторождений. Материал, полученный с использованием специального оборудования в виде песка с улучшенным зерновым составом и меньшим содержанием пылевидных и глинистых частиц или в виде песка с улучшенным зерновым составом и меньшим содержанием зерен слабых пород и пылевидных и глинистых частиц или в виде песка, разделенного на фракции".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена в части II "Информационная карта аукциона" документации об аукционе.
Согласно положениям данной инструкции:
"При установлении альтернативных значений показателя в Приложении N 4 к Техническому заданию с использованием слов/знаков "или", "и/или", "/" (кроме случаев, когда знак "/" стоит в единице измерения, в числах, выраженных в виде простой несократимой дроби, в марках битумов и типах цементов); ";" потребностям Заказчика удовлетворяет каждый из вариантов таких значений (что обусловлено технологическими и функциональными особенностями товара (материала, оборудования), используемого при выполнении работ, и связано с тем, что в зависимости от определенных параметров требуемого товара (материала, оборудования), он может обладать конкретным значением или несколькими значениями, которые удовлетворяют потребностям заказчика); при этом, при использовании "или", "/", ";" (в случаях, когда непосредственно перед вариативными значениями, разделенными знаком ";" не стоит знак двоеточия) участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать одно из альтернативных значений показателя без использования слов/знаков "или", "/", ";", если ниже не предусмотрен иной порядок предоставления сведений с указанием того, что он является приоритетным; при использовании "и/или" участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать одно или несколько значений показателя без использования слов/знаков "и/или", "или", "/", если ниже не предусмотрен иной порядок предоставления сведений с указанием того, что он является приоритетным; при использовании ";" (в случаях, когда непосредственно перед вариативными значениями, разделенными знаком ";" стоит знак двоеточия) участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать только первое из альтернативных значений показателя, разделенных знаком ";", или несколько альтернативных значений показателя, разделенных знаком ";", включая первое из альтернативных значений показателя без использования знака ";", если ниже не предусмотрен иной порядок предоставления сведений с указанием того, что он является приоритетным. Указав одно или несколько альтернативных значений показателей товара (материала, оборудования), участник должен предоставить сведения о показателях товара (материала, оборудования), которые относятся именно к указанному (-ым) альтернативному(-ым) значению(-ям) показателя. Показатели, относящиеся к не указанным участником альтернативным значениям, участник должен либо не указывать вовсе, либо вместо значения такого показателя использовать слова/знаки: "не указывается", "не определяется", "не нормируется", "Х" и т.п.".
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по спорным позициям им предложены товары с указанием характеристик:
"Материал, полученный с использованием специального оборудования в виде песка с улучшенным зерновым составом и меньшим содержанием пылевидных и глинистых частиц. Материал полученный при разработке песчаных месторождений", что соответствует требованиям Приложения N 4 "Требования к товарам, использующимся при выполнении работ" к Техническому заданию документации об аукционе.
Представителем Заказчика даны пояснения, согласно которым значение показателя "Материал, полученный с использованием специального оборудования", не относящегося именно к указанному значению "полученный при разработке песчаных месторождений" показателя "Материал"
При этом государственный стандарт, ссылку на который приводит представитель Заказчика (ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия"), не содержит положений, которые однозначно подтверждают выводы аукционной комиссии.
Таким образом, основания полагать, что сведения о товаре по спорным позициям не соответствуют требованиям ГОСТ и документации об аукционе - отсутствуют.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
С учетом вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика не имела оснований для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, следовательно, в ее действиях усматривается нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, а доводы жалобы являются обоснованными.
Выявленные в действиях аукционной Уполномоченного органа комиссии нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ландшафт-Парк" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Уполномоченного органа нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Уполномоченного органа и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении членов аукционной комиссии Уполномоченного органа.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 июля 2018 г. N 44-3497/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2018