Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 17851-ЭП/18 от 12.07.2018) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации питания обучающихся в образовательных учреждениях Центрального района Санкт-Петербурга в учебные периоды с 01.09.2018 по 30.05.2020 (извещение номер 0172200002718000089) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 19.06.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002718000089. Начальная (максимальная) цена контракта - 35 487 808,48 рублей.
В жалобе ООО "Служба экспресс-доставки"указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:
- неверном установлении дополнительных требований к участникам закупки;
- установлении требований, ограничивающих количество участников закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает их необоснованными по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 56 Закона о контрактной системе,под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
При проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными ч. 1, ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В силу ч.ч. 2 и 4 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление).
Согласно позиции 6 Приложения N 2 к Постановлению при осуществлении закупки на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей к участникам закупки предъявляется дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Системный анализ Постановления показал, что позиция 6 Приложения N 2 не содержит условий об установлении дополнительных требований в зависимости от предмета закупки (оказание услуг общественного питания либо поставка продуктов питания), следовательно, в рассматриваемом случае, подтверждением соответствия участников закупки дополнительным требованиям является один государственный или муниципальный контракт либо один договор, заключенный с бюджетным учреждением, на оказание услуг общественного питания, либо на поставку пищевых продуктов, либо на оказание услуг общественного питания и поставку пищевых продуктов.
Конкурсной документацией предусмотрено следующее дополнительное требование к участникам закупки:
"наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс".
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что дополнительные требования к участникам закупки установлены Заказчиком не в соответствии с вышеуказанными положениями законодательства, в чем усматривается нарушение ч. 4 ст. 56 (ч. 4 ст. 31) Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы является обоснованным.
2. Пунктом 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Анализ конкурсной документации показал, что в рамках спорного показателя Заказчиком установлен следующий порядок оценки:
"В рамках показателя "Обеспеченность участника конкурса оборудованием и другими материальными ресурсами: наличие у участника конкурса испытательной (аналитической) лаборатории с бактериологическим отделением" оценивается наличие у участника конкурса собственной испытательной (аналитической) лаборатории с бактериологическим отделением.
По показателю "Наличие у участника конкурса испытательной (аналитической) лаборатории с бактериологическим отделением" учитывается предоставление в составе конкурсной заявки следующих копий подтверждающих документов:
0 баллов - отсутствие испытательной (аналитической) лаборатории с бактериологическим отделением,
100 баллов - наличие собственной испытательной (аналитической) лаборатории с бактериологическим отделением,
Наличие у участника закупки собственной испытательной (аналитической) лаборатории с бактериологическим отделением подтверждается копией свидетельства об аттестации и копией лицензии с указанием в ней следующих видов деятельности:
деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степени потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах".
Таким образом, установленный Заказчиком порядок оценки исключает возможность предоставления для оценки сведений о наличии у участников закупки материально-технических ресурсов на ином законном имущественном праве (например, праве аренды), что создает неравные условия для участия в закупке и противоречит нормам действующего законодательства о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки не позволяет выявить лучшие условия исполнения контрактов, в чем усматриваются нарушения ч. 2 ст. 8 и п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы является обоснованным.
3. В части доводов Заявителя, касающихся незаконного установленияЗаказчиком требования о предоставлении участниками закупки отзывов, Комиссия УФАС находит необоснованным.
Так, в качестве показателя оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки" Заказчиком установлен показатель - Деловая репутация участника конкурса: наличие у участника конкурса положительных отзывов за надлежащее исполнение контрактов, договоров на оказание услуг по организации питания, благодарственных писем, грамот.
В рамках показателя "Деловая репутация участника конкурса: наличие у участника конкурса положительных отзывов за надлежащее исполнение контрактов, договоров на оказание услуг по организации питания, благодарственных писем, грамот" оценивается количество полученных положительных отзывов, благодарственных писем, грамот от государственных или муниципальных, бюджетных, казенных учреждений за надлежаще исполненный контракт (договор) аналогичный предмету конкурса за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе при стоимости оказанных услуг по такому контракту (договору) не менее 500 тыс. руб.
В рамках оценки настоящего показателя оцениваются исключительно положительные отзывы, благодарственные письма, грамоты, полученные по итогу надлежащего исполнения контрактов (договоров), которые исполнены за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом в едином реестре государственных и муниципальных контрактов, расположенном на официальном сайте http://zakupki.gov.ru должны отсутствовать сведения о привлечении Участника конкурса к гражданско - правовой ответственности и стоимость оказанных услуг в рамках каждого из таких контрактов (договоров) должна быть не менее 500 тыс. руб.
Положительные отзывы, полученные в количестве более одного за оказание услуг по одному и тому же контракту (договору), для расчета баллов по настоящему показателю учитываться не будут. Так же не будут учитываться положительные отзывы в отношении контрактов (договоров), стоимость оказанных услуг по которым ниже 500 тыс. руб.
При этом не представление в составе заявки указанных выше отзывов в силу положений документации и требований Закона о контрактной системе не может является основанием для отклонения заявки Заявителя.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что указанный показатель не может служить основанием для отклонения заявок участников закупки, а, следовательно,ни в коей мере не ограничивает количество участников закупки.
Также Комиссия УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе в полной мере наделяет Заказчика самостоятельно определять порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участника закупки", в том числе, в части определения показателей оценки и их содержания с учетом действующего законодательства о контрактной системе.
При этом Закон о контрактной системе не содержит запретов на возможность установления Заказчиком требования о представлении в качестве документов, подтверждающих деловую репутацию участников, положительных отзывов за надлежащее исполнение контрактов, договоров на оказание услуг по организации питания, благодарственных писем, грамот.
Таким образом, Комиссия УФАС не усматривает в указанных действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
4. В части доводов Заявителя о том, что действия Заказчика нарушают требования ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Комиссия УФАС отмечает, что вопрос оценки действий Заказчика на предмет их соответствия требованиям указанного Закона не относится к компетенции Комиссии УФАС по настоящему делу и может быть рассмотрен антимонопольным органом по заявлению лица, поданном в порядке ст. 44 Закона о защите конкуренции.
5. Принимая во внимание ранее выданное в рамках рассмотрения дела N44-3342/18 предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, Комиссия УФАС приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений по настоящему делу.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст.ст. 2,99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Служба экспресс-доставки" частичнообоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушенияч. 2 ст. 8, п. 9 ч. 1 ст. 50 и ч. 4 ст. 56 (ч. 4 ст. 31) Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с ранее выданным предписанием по делу N 44-3342/18.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 июля 2018 г. N 44-3503/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2018