Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: |
И.С. Шестаковой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
|
членов Комиссии:
с участием представителей: |
М.В. Мельникова
А.А. Кошкумбаевой
|
заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего специалиста первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, |
|
уполномоченного органа - Конкурсного агентства Калининградской области
заказчика - ГБУЗ КО "Родильный дом Калининградской области N3" |
Е.Е. Якимовой
Е.П. Лисицыной А.С. Нахвата В.Н.Шелеста
|
представителя по доверенности;
представителя по доверенности, представителя по доверенности; главного врача |
в отстутствие представителей заявителя - ООО "ВКМТ-Северо-Запад", о времени и места рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ВКМТ-Северо-Запад" (вх. N 4712 от 13.07.2018) (далее - Заявитель) на действия уполномоченного органа - Конкурсного агентства Калининградской области (далее - Уполномоченный орган) и заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Родильный дом Калининградской области N3" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (аппарат наркозно-дыхательный), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0135200000518001598) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного органа при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Считает, что требования технического задания документации об Аукционе составлены Заказчиком таким образом, чтобы лишь формально соблюсти требования статьи 14 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку под них не подходит ни одна модель отечественного производства.
Считает необходимым внести изменения в пункты технического задания документации об Аукционе, которые являются эксклюзивными технологиями и показателями, относящимися только к одному иностранному производителю, а именно в пункты: 7,16,19,21,22,25.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Исходя из положений статьи 13 Закона о контрактной системе целью осуществления закупки является удовлетворение потребностей заказчика. Заказчик вправе самостоятельно определять свои потребности.
В силу требований статьи 33 и статьи 64 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям, требованиям порядка оказания высокотехнологичной медицинской помощи по профилю медицинской деятельности Заказчика.
Требования оспариваемых пунктов технического задания документации об Аукционе устанавливались исходя из потребностей Заказчика в осуществлении наиболее безопасной, качественной высококвалифицированной медицинской помощи
Заказчиком максимально точно и подробно описан необходимый товар - аппарат наркозно-дыхательный, без указания товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования страны происхождения товара.
Просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
Уполномоченным органом даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Поддержал доводы Заказчика, указал, что при составлении документации об аукционе соблюдены требования статьи 14 Закона о контрактной системе в части применения национального режима при осуществлении закупок.
Просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
28.06.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС, официальный сайт) Уполномоченным органом размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0135200000518001598 и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 315 000,00 рублей.
На основании части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе 13.07.2018 в документацию об Аукционе внесены изменения, срок окончания подачи заявок продлен до 30.07.2018.
1. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии со статьей 10 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Таким образом, Заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям Заказчика с учетом специфики его деятельности, поскольку в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
При описании объекта закупки Заказчиком не были использованы товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также иные запрещенные законом требования, указаны значимые для Заказчика функциональные, технические, качественные характеристики товаров.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Комиссия отмечает, что осуществление закупки производится среди поставщиков товара, так как предметом аукциона является поставка товара, а не его изготовление. В связи с этим, участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об Аукционе и требованиям Заказчика. Отсутствие у Заявителя возможности поставить товар с требуемыми характеристиками не свидетельствует о том, что заказчик ограничил число участников закупки.
Действующим законодательством в отношении медицинских изделий не налагается ограничений на поставку товаров лицами, не являющимися производителями товаров. Фактов, подтверждающих невозможность закупки определенного документацией об Аукционе товара, или ограничений, налагаемых производителями данных медицинских изделий, на их свободную продажу третьим лицам, со стороны Заявителя предоставлено не было.
Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик закупаемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим моделям товара всех производителей, представленных на российском рынке.
Представителями Заказчика на заседании Комиссии были даны пояснения с представлением подтверждающей информации из научно-методических источников, о том, что установление в техническом задании документации об Аукционе по ряду оспариваемых позиций соответствующих требований (например по п.15 "Максимальный пиковый поток, л/мин - не менее 165; по п. 21 "Анестезиологический вентилятор" - наличие вентилятора с электроприводом поршневого и/или турбинного типа с электронным управлением и/или объёмный рефлектор с точной доставкой дыхательного объёма, и др.) обусловлено необходимостью оказания максимально эффективной медицинской помощи.
Заявитель, в свою очередь, явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, доказательств того, что аппараты наркозно-дыхательные российских производителей не могут соответствовать требованиям технического задания документации об Аукционе, а также, что его права и законные интересы каким-либо образом нарушены действиями Заказчика и Уполномоченного органа, не представил. Аналогично, не было представлено и доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки. При указанных обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией не установлен, в связи с чем Комиссия признает жалобу Заявителя необоснованной.
2. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 05.02.2015 N 102 (ред. от 10.11.2017) "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона в числе прочего указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Извещением о проведении Аукциона установлено ограничение допуска происходящих из иностранных государств отдельных видов медицинских изделий, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Пунктом 17 "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами" раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об аукционе установлено следующее:
Предметом настоящего аукциона в электронной форме являются товары, включенные в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также Постановление N 102) устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N1).
Постановлением N 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N1, отклоняются все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N1 и происходящих из иностранных государств, за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N1, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в документации об аукционе в полной мере соблюдены требования статьи 14 Закона о контрактной системе в части применения национального режима при осуществлении закупок.
В то же время, вопрос возможного нарушения Заказчиком антимонопольного законодательства в части установления фактического ограничения для участия в закупке производителей и поставщиков российского оборудования, на что в своей жалобе указывает Заявитель, образует самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходит за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ВКМТ-Северо-Запад" необоснованной.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
И.С. Шестакова |
Члены Комиссии: |
|
М.В. Мельников
А.А. Кошкумбаева |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 19 июля 2018 г. N КС-222/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2018