Резолютивная часть оглашена
19.07.2018 г г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту крыши в здании школы (извещение N 0142300011618000106, начальная (максимальная) цена контракта - 4 408 810,14 руб.),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ОПТ-СНАБ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту крыши в здании школы (извещение N 0142300011618000106, начальная (максимальная) цена контракта - 4 408 810,14 руб.).
Согласно доводам жалобы ООО "ОПТ-СНАБ":
1. Заказчиком установлены излишне многочисленные требуемые характеристики, требования к показателям товаров, значения которых становятся известными лишь при испытании определенной партии товара.
2. Заказчик установил требования к материалам, которые противоречат ГОСТ.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
Представители Заказчика против довода Заявителя возражал, просил в удовлетворении жалобы отказать, представил письменные пояснения.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Положение указанной статьи обязывает участника закупки при исполнении контракта применить материалы с теми характеристиками, которые были указаны на этапе подачи заявок.
Таким образом, участнику закупки необходимо либо приобрести все требуемые материалы и провести в отношении них испытаний для определения таких значений до подачи заявок, либо нести риски того, что при исполнении контракта будут применяться материалы с показателями, отличными от указанных в контракте, что будет являться основанием для привлечения его к гражданско-правовой ответственности.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Согласно Технических характеристик выполняемых работ Заказчику требуется:
"П.17.2: Временное сопротивление не должно быть более 540(55). Н/мм2(кгс/мм2). Относительное сужение поперечного сечения после разрыва не должно быть менее 60%.
П.17.3: Составных рулонов в партии допускается не более 5%.
П.18: Влажность менее 25%.
П.21.1:Нормированная влажность не более 12%. Фактическая влажность не более 19%. Зольность не более 8%. Массовая доля пыли не более 3%.
П.21.2: Вода с характеристиками: Число микроорганизмов в 1 см3 воды должно быть менее чем сто один, Концентрация химических веществ: Алюминий остаточный (А1) > 0,4 мг/дм3, Бериллий (Be) < 0,0003 мг/дм3, Модибден (Мо) < 0,3 мг/дм3, Мышьяк (As) не более 0,05 мг/дм3, Нитраты (NO 3) менее сорока шести мг/дм3, Полиакриламид остаточный < трех мг/дм3, Свинец (Pb) > 0,003 мг/дм3, Селен (Se) < 0,02 мг/дм3, Стронций (Sr) не > 7,0 мг/дм3, Запах при 200С и при нагревании до 600 не > 2,0 баллов, Вкус и привкус при 200С не > 2,0 баллов, Цветность не > 20,0 градусов, Мутность по стандартной шкале < 1,6 мг/дм3".
В соответствии с Инструкцией по подготовке заявки на участие в электронном аукционе: "Участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе должен указать значения показателей материалов, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, при этом :значения показателей, сопровождающихся словами "максимальный", должны являться максимальными; значения показателей, сопровождающихся словами "минимальный", должны являться минимальными; значения показателей, сопровождающихся словами "более", должны иметь конкретное значение, которое больше установленного, крайние значения включительно; значения показателей, сопровождающихся словами "менее", должны иметь конкретное значение, которое меньше установленного, крайние значения включительно; значения показателей, сопровождающихся словами "от_до_", в случае, если они по своей сути имеют диапазонное (интервальное) значение, не должны быть конкретизированы. При этом, когда значение показателя сопровождается также словами, "не ниже", "не уже", "не менее", необходимо указать равное либо более установленного значение показателя. Если значение показателя сопровождается словами, "не выше", "не шире", "не более", необходимо указать равное либо менее установленного значение показателя. При этом, когда диапазонное (интервальное) значение показателя сопровождается также словами, "не ниже", "не уже", "не менее", необходимо указать равное либо более установленного диапазонное (интервальное) значение показателя. Если диапазонное (интервальное) значение показателя сопровождается словами, "не выше", "не шире", "не более", необходимо указать равное либо менее установленного диапазонное (интервальное) значение показателя; значения показателей, сопровождающихся знаками ">" (больше), "<" (меньше), "" (больше или равно), "
" (меньше или равно), должны иметь конкретные значения в соответствии с инструкциями, указанными выше; значения показателей, сопровождающихся словами "диапазон", должны иметь диапазонное значение, равное установленному диапазонному значению показателей либо быть более или менее установленного диапазонного значения показателей, в соответствии с инструкциями, указанными выше; значения показателей, сопровождающихся словами "предел" должны являться максимальными; значения показателей, сопровождающихся словами "интервал", должны иметь диапазонное (интервальное) значение, в соответствии с инструкциями, указанными выше; значения показателей, сопровождающихся союзом "или", "либо", знаками "/", ";", являются однородными, определяющими многообразие вариантов, при этом, необходимо указать одну характеристику или один показатель из приведенных подобным образом; значения однородных показателей, сопровождающихся знаком ",", не конкретизируются; значения показателей, сопровождающихся знаками ";", "," (в сочетании с союзом "и"), являются неоднородными, определяющими различные свойства, качества и т.п., при этом необходимо предложить такой материал, который сочетает в себе или имеет все перечисленные подобным образом характеристики и/или показатели".
Указанные требования Инструкции не могут быть исполнены в силу химико-физической природы отдельных материалов и их непостоянства. Требования их конкретизации в заявках участников закупки провоцируют последних на предоставление недостоверных сведений в отношении материалов, что является самостоятельным основанием к отказу в допуске в силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком в аукционной документации установлена Инструкция, требующая конкретизации характеристик материалов, которые не могут быть конкретизированы на этапе подачи заявок и исполнении контракта. В документации закупки отсутствует надлежащая Инструкция по указанию характеристик материалов.
Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях заказчика признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.
На участие в закупке подано 8 заявок.
Установлено, что указанное нарушение не повлияло на результаты закупки, в связи с чем Комиссией Самарского УФАС России принято решение не выдавать предписание об устранении допущенных нарушений.
2. Заказчиком в Техническом задании к требованиям материала установлено: "Электроды должны быть диаметром превышающим 5 мм. Максимальный линейный размер поры или шлакового включения не должен быть более 1,2 мм".
Согласно ГОСТ 9466-75 (СТ СЭВ 6568-89) "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия" установлено: "максимальные размеры и число внутренних пор и шлаковых включений в металле шва не должны превышать норм, указанных в настоящем Стандарте". Таким образом, они могут быть 1,5 мм и менее.
Запросы на разъяснение положений документации не поступали.
Следовательно, в действиях Заказчика по указанному доводу отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии:
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 19 июля 2018 г. N 914-12331-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2018