Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
23.07.2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб надействия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",рассмотрев жалобуООО "Русмедфарм" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственного препарата "Вакцина для профилактики пневмококковых инфекций" (извещение N 0142200001318008873, начальная (максимальная) цена контракта - 3 037 240, 00 руб.),
в присутствии представителей (до и после объявленного перерыва):
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Русмедфарм" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственного препарата "Вакцина для профилактики пневмококковых инфекций" (извещение N 0142200001318008873(далее - аукцион).
Заявитель считает, что установленное заказчиком описание объекта закупки нарушает действующее законодательство.Указывает, что требования к характеристикам объекта закупки (наличие в перечне ЖНВЛП, остаточный срок годности при поставке "не менее 18 месяцев") указывают на конкретного производителя лекарственного препарата, выпускающего вакцину - Превенар 13, влекут за собой ограничение количества участников закупки и не могут являться объективной потребностью заказчика, поскольку не влияют на качественные и функциональные характеристики товара. Установленное Заказчиком требование "Остаточный срок годности препарата должен быть не менее 18 месяцев с даты их поставки Получателю"не обосновано потребностями заказчика (в аукционной документации, в том числе в обоснованиях дополнительного показателя нет указаний на подлежащие иммунизации конкретные группы риска развития инвазивной пневмококковой инфекции и их численность).
Кроме того указанное требование к сроку годности в совокупности с остальными требованиями аукционной документации и условиями государственного контракта противоречит требованиям санитарно-эпидемиологических правил. Указанный срок необосновано завышен.
ООО "Русмедфарм" просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
ПредставителиЗаказчика, Уполномоченного органа с доводами Заявителя не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать. Представители Заказчика представили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе, документы, представленные Заявителем, Заказчиком, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей Заказчик в аукционной документации должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Согласно п.п. "в" п.2 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1380) при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указывают остаточный срок годности лекарственного препарата, выраженный вединицах измерения времени (например, "не ранее 1 января 2020 г." или "не менее 12 месяцев с даты заключения контракта" и др.
Представители Заказчика в ходе рассмотрения жалобы пояснили, что в целях качественной и своевременной профилактики инфекционных заболеваний и иммунопрофилактики в аукционной документации установлен остаточный срок годности препарата не менее 18 месяцев с даты их поставки Получателю.
Кроме того, данное положение не относится к числу дополнительных показателей, в связи с тем, что оно является обязательным для включения в аукционную документацию, согласно Постановлению N 1380, поэтому не требует обоснования, так как не включено в п.п. "в-и" п.5 указанного Постановления.
Следует отметить, что ГКУ СО "Самарафармация" закупает указанную вакцину для нужд медицинских учреждений всей Самарской области (64 центральных учебных учреждений).
Заказчик исполняет полномочия Министерства здравоохранения Самарской области (далее МЗ СО) по направлению обеспечения потребности лечебно-профилактических учреждений Самарской области (далее - ЛПУ) иммунобиологическими лекарственными препаратами (далее - ИЛП) - вакцинами, иммуноглобулинами, сыворотками для исполнения:
1. Национального календаря профилактических прививок - федеральные поставки - ИЛП поступает по государственным контрактам, заключенным Министерством здравоохранения РФ на склад Учреждение;
2. Календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям. (далее Эпидпоказания ) - Учреждение закупает и заключает госконтракты за счет средств бюджета Самарской области, определенных программой "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 г. N674.
Деятельность по обороту ИЛП определяется приказом МЗ СО от 31.01.17г. N84 "О порядке обеспечения учреждений здравоохранения Самарской области ИЛП и их использовании", в соответствии с которым годовая и ежемесячные потребности в ИЛП определяется ЛПУ и направляется в МЗ СО. МЗ СО направляет в Учреждение задание на осуществление закупа ИЛП по Эпидпоказаниям. МЗ СО ежемесячно направляет в Учреждение разнарядку по ЛПУ. Учреждение развозит ИЛП в 64 крупные районные ЛПУ.
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.02.2016 N 19 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2.3332-16 "Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов" (далее - Правила - 3.3.2.3332-16).
- Учреждение является вторым уровнем "холодовой цепи",
- центральные районные ЛПУ и поликлинические отделения центральных районных больниц (ЦРБ) третьим уровнем "холодовой цепи",
- прививочные кабинеты четвертым уровнем "холодовой цепи".
Согласно Правилам - 3.3.2.3332-16 при поступлении ИЛП на второй уровень "холодовой цепи", должностное лицо указанного уровня должно контролировать сроки годности, не допуская отгрузки ИЛП со сроком годности менее четырех месяцев. Длительность хранения ИЛП на втором уровне не должна превышать шесть месяцев. На третьем уровне "холодовой цепи" длительность хранения ИЛП не должна превышать трех месяцев. Так как Учреждение развозит ИЛП в соответствии с графиком поставки только по центральным районным ЛПУ, то для распределения ИЛП в поликлинические отделения центральных районных больниц (ЦРБ) необходимо время, в связи с этим указанный срок хранения увеличивается в 2 раза: три месяца хранения для головного отделения и три месяца для отделения. При изменении эпидемиологической ситуации в районе субъекта, ИЛП может передаваться с одного ЛПУ в другое ЛПУ в пределах одного уровня "холодовой цепи".
На четвертом уровне "холодовой цепи" длительность хранения варьируется от одного до трех месяцев, в зависимости от доступности районов поставки.
Кроме того, Постановлением Главного государственного санитарного врача по Самарской области от 30.06.2017 г. N10-П указано на недостаточный охват прививками по эпидпоказаниям, в том числе пневмококковой вакциной. В соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 21.03.2014 N125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" вакцинации Пневмококковой вакциной по Эпидпоказаниям подлежат "Дети в возрасте от 2 до 5 лет, взрослые из групп риска, включая лиц, подлежащих призыву на военную службу, а также лиц старше 60 лет, страдающих хроническими заболеваниями легких". Данные категории населения (родители детей и лица старше 60 лет) имеют право написать отказ вакцинации, поэтому спрогнозировать в точности необходимое количество вакцины проблематично. В связи с указанием статьи 34 Бюджетного Кодекса РФ главный принцип работы бюджетных и казенных учреждений - эффективность использования бюджетных средств.
На основании изложенного, при совокупном подсчете необходимого срока хранения ИЛП, в целях качественной и своевременной профилактики инфекционных заболеваний и иммунопрофилактики, а также для исключения риска необходимости уничтожения ИЛП по истечению срока годности, Заказчик, в соответствии с Законом о контрактной системе, Постановлением N1380 и Правилами - 3.3.2.3332-16, в аукционной документации установил остаточный срок годности препарата не менее 18 месяцев.
Программой "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 г. N674 определена сумма средств Учреждению для обеспечения мероприятия "Приобретение средств иммунопрофилактики, включая расходы на оплату приема, хранения, транспортировки в условиях "холодовой цепи" в 2018 году, одним из целевых индикаторов исполнения которой является "охват иммунизацией лиц, подлежащих призыву на военную службу, против пневмококковой инфекции". Но полный перечень контингента, подлежащих вакцинации пневмококковой вакциной определен вышеназванным приказом Минздрава России от 21.03.2014 N 125н.
Таким образом, имеет место вариабельность эпидемической ситуации в разных районах региона.
ООО "Русмедфарм" вопреки требованиям, предусмотренным частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, доказательств невозможности приобретения медицинских препаратов, соответствующих требованиям аукционной документации, с целью дальнейшей поставки при исполнении государственных контрактовне представило.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Самарского УФАС России установлено, что три торговых наименования соответствуют требуемым Заказчиком характеристикам, что подтверждается сведениями, содержащимися в Государственном реестре лекарственных средств. Запросов разъяснений положений аукционной документации в адрес Заказчика не поступало.
В части доводов о наличии в аукционной документации пункта о включении лекарственного препарата в перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП) Комиссия Самарского УФАС России отмечает следующее.
Частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1289) для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Включение указанного требования в аукционную документацию обусловлено необходимостью соблюдения ГКУ СО "Самарафармация" статьи 14 Закона о контрактной системе и Постановление N1289, так как в аукционной документации требуется к поставке лекарственный препарат с одним международным непатентованным наименованием.
Указанная позиция подтверждается письмом ФАС России от 19.02.2016 г. N ИА/10439/16, в котором указано: "Действия Постановления N1289 распространяется только на случаи закупок по одному международному непатентованному наименованию или при отсутствии такого наименованию - с химическим или группировочным наименованием в рамках одного контракта".
Также Комиссией принято во внимание обстоятельство представления трех коммерческих предложений для расчетов начальных (максимальных) цен контрактов, что в свою очередь свидетельствует о возможности как минимум трех хозяйствующих субъектов поставить товары, предусмотренные аукционной документацией.
На основании изложенного, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобуООО "Русмедфарм"необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии:
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 23 июля 2018 г. N 917-13797-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2018