Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ТНК" (далее - Заявитель) на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию искусственных сооружений на автомобильной дороге Р-242 Пермь - Екатеринбург на участке км 8+550 - км 54+152, Пермский край (изв. N 0315100000318000096),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0315100000318000096 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по содержанию искусственных сооружений на автомобильной дороге Р-242 Пермь - Екатеринбург на участке км 8+550 - км 54+152, Пермский край.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 03.07.2018 г. заявка подателя жалобы признана несоответствующей требованиям аукционной документации ввиду непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ и п. 1 раздела 8 документации об аукционе или предоставления недостоверной информации (п/п 1 п. 3 раздела 12 документации об аукционе и п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ).
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 1 ст. 67 Закона о закупках Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи (ч. 3 ст. 67 Закона о закупках).
Согласно ч. 4 ст.67 Закона о закупках участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (ч. 5 ст. 67 Закона о закупках).
Согласно положениям инструкции по заполнению заявки, показатели, характеризующие товар, используемый при оказании услуг, должны соответствовать показателям, установленным в Техническом задании, "Требования к материалам, используемым при выполнении работ", (Глава V "Техническое задание") (п/п. 6 п. 3 Раздела 8 аукционной документации) (далее - Техническое задание, ТЗ).
1. Заказчиком в п. 63 ТЗ установлены следующие требования:
Песчано-гравийная смесь природная
Вид должна быть природная; обогащенная
Содержание фракций валунов должно быть размером [от 70 до 100 мм], [от 100 до 150 мм]
Инструкцией по заполнению заявки предусмотрено, что:
- В случае перечисления характеристик в сопровождении знака ";", "либо", "или" означает, что участник закупки должен указать одно конкретное значение по своему выбору;
- перечисление характеристик в сопровождении знака ",", союза "и" означает, что при производстве работ используются товары со всеми перечисленными характеристиками;
- в случае отсутствия согласно нормативной документации по каким-либо из используемых при выполнении работ товаров сведений или если требуемый показатель и (или) требуемое значение показателя не применяется, исходя из предлагаемых в заявке свойств товара и (или) его характеристик и конструкции, то по требуемым значениям показателей товара указывается "не нормируется" либо "отсутствует".
Подателем жалобы в спорной позиции предлагается следующий товар:
Песчано-гравийная смесь природная
Вид природная
Содержание фракций валунов размером от 70 до 100 мм.
На основании изложенного, а также ввиду того, что Аукционная комиссия рассматривает заявки исключительно на соответствие требованиям аукционной документации, нарушений Закона о закупках с учетом положений инструкции по заполнению заявок в действиях Аукционной комиссии в данной части не может быть установлено.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено, что Заказчиком в инструкции по заполнению заявки также предусмотрено, что указанный в п. 63 ТЗ товар должен соответствовать требованиям ГОСТ 23735-2014. Данным государственным стандартом (п. 4.1) установлено, что песчано-гравийная смесь производится и поставляется двух видов:
- природная песчано-гравийная смесь, полученная путем добычи гравийно-песчаных пород и поставляемая без какой-либо дальнейшей ее переработки;
- обогащенная песчано-гравийная смесь, полученная путем добычи гравийно-песчаных и валунно-гравийно-песчаных пород и поставляемая после ее обогащения: удаления или добавления тех или иных гранулометрических фракций песка и (или) гравия, удаления валунов и (или) пылевидных и глинистых частиц.
Представитель Заказчика пояснил, что все смеси изготовлены из горных пород, т.е. имеют природное происхождение. Вместе с тем, данный довод Заказчика отклоняется как основанный на неверном толковании норм Закона о закупках.
Кроме того, из содержания жалобы, пояснений представителя Заказчика, а также положений ГОСТ 23735-2014 следует, что валунная составляющая входит только в состав обогащенной песчано-гравийной смеси. В природной песчано-гравийной смеси данной составляющей нет. Вместе с тем, положения Технического задания, а также инструкции по заполнению заявки позволяют участнику закупки одновременно указать различные виды песчано-гравийной смеси, в том числе характеристику товара (в частности, валунную составляющую), присущую только одному из перечисленных видов.
Таким образом, как следует из установленных в Техническом задании требований, Заказчиком одновременно установлено императивное требование к песчано-гравийной смеси - природная наряду с альтернативным требованием о том, что вид такой смеси может быть как природным, так и обогащенным.
Однако, инструкция по заполнению заявки в отношении спорного пункта, с учетом установленного императивного требования, не содержит положений, позволяющих участнику закупки не указывать показатели и их значения, предусмотренные аукционной документацией и являющиеся взаимосвязанными с иными показателями и их значениями и одновременно взаимоисключающими.
Как следствие, отсутствие в аукционной документации, в том числе инструкции по заполнению заявки таких положений позволяет участнику закупки указать соответствующую аукционной документации, в том числе инструкции по заполнению заявки, но несоответствующую требованиям государственного стандарта информацию.
На основании изложенного Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, которое привело к введению участников закупки в заблуждение относительно порядка представления показателей в заявке.
2. В п. 64 ТЗ установлены следующие требования к прокату полосовому:
Ширина должна быть более 36 мм
Толщина не должна быть более 8 мм
Масса должна быть более 1,13 кг
Длина не должна быть более 12-м
В спорной позиции подателем жалобы предлагается товар со следующими характеристиками:
Ширина 40 мм
Толщина 4 мм
Масса 1,256 кг
Длина 6 м.
Заказчиком в инструкции по заполнению заявки также предусмотрено, что указанный в п. 64 ТЗ товар должен соответствовать требованиям ГОСТ 103-2006.
Данным государственным стандартом (таблица 1 п. 2.2) установлено, что масса 1 м длины проката при указанных Заявителем значениях показателя (толщина 4 мм, ширина 40 мм) составляет 1,256 кг.
Представитель Аукционной комиссии пояснил, что при указанном значении длины 6 м значение массы товара должно составлять 1,256 кг х 6 м = 7,536 кг.
На основании изложенного, а также ввиду того, что Заказчиком не установлено требование о представлении участником закупки в составе заявки конкретного значения массы 1 м длины проката, то в действиях Аукционной комиссии, рассматривающей заявки участников закупки исключительно на соответствие требованиям аукционной документации, нарушений Закона о закупках в данной части не может быть установлено.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Пунктом 2.8 ГОСТ 103-2006 установлено, что прокат изготовляют длиной:
- от 2 до 12 м включительно - из углеродистой стали обыкновенного качества, низколегированной и фосфористой;
- от 2 до 6 м включительно - из углеродистой качественной и легированной стали.
Так, Заявитель указал массу проката в 1,256 кг. Данная величина соответствует требованиям документации, но с учетом того, что минимальная длина проката, согласно ГОСТ 103-2006 - 2-м, а Заказчиком установлен показатель "масса", а не "масса за 1 м", данное значение показателя не отвечает требованиям стандарта, однако соответствует значениям, установленным документацией о закупке (масса должна быть более 1,13 кг).
Таким образом, ввиду того, что положения технического задания, а также инструкции по заполнению заявки позволяют участнику закупки в составе заявки указать соответствующую аукционной документации информацию, но при этом не отвечающую требованиям государственного стандарта, в действиях Заказчика Комиссия усматривает нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, которое привело к введению в заблуждение и отклонению заявки на участие в закупке подателя жалобы.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТНК" на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию искусственных сооружений на автомобильной дороге Р-242 Пермь - Екатеринбург на участке км 8+550 - км 54+152, Пермский край (изв. N 0315100000318000096) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения требований п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленных нарушений выдать предписание Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 июля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2018