Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.А. Шмыгиной, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Романов" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Минусинская межрайонная больница" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка изделий медицинского назначения" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319200068818000064, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 16.07.2018 поступила жалоба ООО "Романов" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовал представитель заказчика Житников Е.И. (доверенность N 07 от 14.06.2018, удостоверение личности). Явку своего представителя на указанное заседание Комиссии податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
Во-первых, заказчиком установлены требования товару, несоответствующие положениям действующего законодательства в области технического регулирования и Закона о контрактной системе. В пунктах 16, 17 Описания объекта закупки заказчик установил необоснованное требование о том, что на упаковке должна иметься CE-маркировка, поскольку CE-маркировка - это специальный знак, наносимый на изделие, который удостоверяет, что изделие соответствует основным требованиям директив ЕС и гармонизированным стандартам Европейского союза, а не стандартам РФ.
Во-вторых, заказчик в нарушение требований статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки медицинских изделий, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не установил соответствующее ограничение в аукционной документации и объединил в один лот товары, включенные (позиции NN 1-5, 7-15, 18 Описания объекта закупки) и не включенные (позиции NN 6, 16, 17 Описания объекта закупки) в указанный Перечень.
В-третьих, заказчик в нарушение требований Закона о контрактной системе и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установил избыточные требования к товару, тем самым, ограничил конкуренцию. К таким требования податель жалобы относит требования к полимерным пробиркам для взятия биопроб: "Крышка пробирки состоит из: пластикового колпачка, резиновой пробки и маркировочного кольца. Маркировочное кольцо черного цвета. Полнозаходная винтовая резьба, исключающая самопроизвольное открывание при транспортировке и центрифугировании". Кроме того, податель жалобы считает, что указанные требования соответствуют единственной торговой марке производства Greiner Bio-One GmbH, Bad Haller Str. 32, A-4550 Kremsmunster, Austria (Регистрационное удостоверение на системы вакуумного забора крови Vacuette с принадлежностями N ФСЗ 2011/09571 от 30.12.2011).
С вышеуказанными доводами подателя жалобы заказчик не согласился на основании доводов, подробно изложенных в представленных письменных пояснениях.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом о контрактной системе.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Одной из форм размещения государственного заказа на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ является открытый аукцион. В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом часть 3 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещает ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В рассматриваемом случае целью проведения торгов является закупка изделий медицинского назначения - пробирок, воронки, стерильных лезвий, игл, держателей.
Описание объекта закупки изложено заказчиком в разделе II "Описание объекта закупки" аукционной документации (далее - Описание объекта закупки).
Исследовав Описание объекта закупки, Комиссия установила, что в данной части аукционной документации заказчиком, исходя из своей потребности, сформулированы функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товаров, являющихся объектом закупки, их показатели, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям.
В частности, заказчиком установлены следующие требования к закупаемым товарам, которые обжалует податель жалобы:
N п/п |
Наименование. Технические характеристики |
Ед. изм |
Кол-во |
1 |
Пробирка вакуумная для взятия точного количества биоматериала, с заданным уровнем вакуума. |
уп |
3880 |
2 |
Пробирка вакуумная с заданным уровнем вакуума для взятия точного количества биоматериала. _ Крышка пробирки состоит из: пластикового колпачка, резиновой пробки и маркировочного кольца. Пластиковый колпачок красного цвета из полиэтилена, на поверхности которого нанесены противоскользящие выступы для исключения проскальзывания в руке лаборанта и рабочей системе анализатора. _ Маркировочное кольцо черного цвета из полипропилена служит для быстрой и эффективной зрительной идентификации типов пробирок на всех этапах лабораторного процесса, а также для разделения потоков проб. _ На крышке и пробирке полнозаходная винтовая резьба, исключающая самопроизвольное открывание при транспортировке и центрифугировании, и обеспечивающая многократное плавное открывание и закрывание пробирки без дополнительных усилий и аэрозольного эффекта. _ |
уп |
456 |
3 |
Пробирка вакуумная с заданным уровнем вакуума для взятия точного количества биоматериала. ... Крышка пробирки состоит из: пластикового колпачка, резиновой пробки и маркировочного кольца. Пластиковый колпачок фиолетового цвета из полиэтилена, на поверхности которого нанесены противоскользящие выступы для исключения проскальзывания в руке лаборанта и рабочей системе анализатора. _ Маркировочное кольцо черного цвета из полипропилена служит для быстрой и эффективной зрительной идентификации типов пробирок на всех этапах лабораторного процесса, а также для разделения потоков проб. _ На крышке и пробирке полнозаходная винтовая резьба, исключающая самопроизвольное открывание при транспортировке и центрифугировании, и обеспечивающая многократное плавное открывание и закрывание пробирки без дополнительных усилий и аэрозольного эффекта. _ |
уп |
51 |
4 |
Пробирка вакуумная с заданным уровнем вакуума для взятия точного количества биоматериала. _ Крышка пробирки состоит из: пластикового колпачка, резиновой пробки и маркировочного кольца. Пластиковый колпачок фиолетового цвета из полиэтилена, на поверхности которого нанесены противоскользящие выступы для исключения проскальзывания в руке лаборанта и рабочей системе анализатора. _ Маркировочное кольцо черного цвета из полипропилена служит для быстрой и эффективной зрительной идентификации типов пробирок на всех этапах лабораторного процесса, а также для разделения потоков проб. _ На крышке и пробирке полнозаходная винтовая резьба, исключающая самопроизвольное открывание при транспортировке и центрифугировании, и обеспечивающая многократное плавное открывание и закрывание пробирки без дополнительных усилий и аэрозольного эффекта. _ |
уп |
2384 |
5 |
Пробирка невакуумная с заданным объемом наполнения пробой крови, изготовлена из полипропилена. _ |
уп |
780 |
6 |
Воронка предназначена для взятия капиллярной крови. _ |
уп |
780 |
7 |
Пробирка вакуумная для взятия точного количества биоматериала, с заданным уровнем вакуума. _ Крышка пробирки состоит из: пластикового колпачка, резиновой пробки и маркировочного кольца. Пластиковый колпачок зеленого цвета из полиэтилена, на поверхности которого нанесены противоскользящие выступы для исключения проскальзывания в руке лаборанта и рабочей системе анализатора. _ Маркировочное кольцо черного цвета из полипропилена служит для быстрой и эффективной зрительной идентификации типов пробирок на всех этапах лабораторного процесса, а также для разделения потоков проб. _ На крышке и пробирке полнозаходная винтовая резьба, исключающая самопроизвольное открывание при транспортировке и центрифугировании, и обеспечивающая многократное плавное открывание и закрывание пробирки без дополнительных усилий и аэрозольного эффекта. _ |
уп |
1344 |
8 |
Пробирка вакуумная с заданным уровнем вакуума для взятия точного количества биоматериала. _ Крышка пробирки состоит из: пластикового колпачка, резиновой пробки и маркировочного кольца. Пластиковый колпачок серого цвета из полиэтилена, на поверхности которого нанесены противоскользящие выступы для исключения проскальзывания в руке лаборанта и рабочей системе анализатора. _ Маркировочное кольцо белого цвета из полипропилена служит для быстрой и эффективной зрительной идентификации типов пробирок на всех этапах лабораторного процесса, а также для разделения потоков проб. _ На крышке и пробирке полнозаходная винтовая резьба, исключающая самопроизвольное открывание при транспортировке и центрифугировании, и обеспечивающая многократное плавное открывание и закрывание пробирки без дополнительных усилий и аэрозольного эффекта. _ |
уп |
26 |
9 |
Пробирка вакуумная с заданным уровнем вакуума для взятия точного количества биоматериала. _ Крышка пробирки состоит из: пластикового колпачка, резиновой пробки и маркировочного кольца. Пластиковый колпачок голубого цвета из полиэтилена, на поверхности которого нанесены противоскользящие выступы для исключения проскальзывания в руке лаборанта и рабочей системе анализатора. _ Маркировочное кольцо черного цвета из полипропилена служит для быстрой и эффективной зрительной идентификации типов пробирок на всех этапах лабораторного процесса, а также для разделения потоков проб. _ На крышке и пробирке полнозаходная винтовая резьба, исключающая самопроизвольное открывание при транспортировке и центрифугировании, и обеспечивающая многократное плавное открывание и закрывание пробирки без дополнительных усилий и аэрозольного эффекта. _ |
уп |
26 |
10 |
Пробирка вакуумная с заданным уровнем вакуума для взятия точного количества биоматериала. _ Крышка пробирки состоит из: пластикового колпачка, резиновой пробки и маркировочного кольца. Пластиковый колпачок голубого цвета из полиэтилена, на поверхности которого нанесены противоскользящие выступы для исключения проскальзывания в руке лаборанта и рабочей системе анализатора. _ Маркировочное кольцо черного цвета из полипропилена служит для быстрой и эффективной зрительной идентификации типов пробирок на всех этапах лабораторного процесса, а также для разделения потоков проб. _ На крышке и пробирке полнозаходная винтовая резьба, исключающая самопроизвольное открывание при транспортировке и центрифугировании, и обеспечивающая многократное плавное открывание и закрывание пробирки без дополнительных усилий и аэрозольного эффекта. _ |
уп |
1176 |
11 |
Стерильное лезвие, заключенное в пластмассовый корпус. _ |
уп |
57 |
12 |
Стерильное лезвие, заключенное в пластмассовый корпус. _ |
уп |
10 |
13 |
Материал иглы - нержавеющая сталь. _ |
уп |
1605 |
14 |
Двусторонняя игла в комплекте с держателем с защитным щитком. _ |
уп |
167 |
15 |
Материал иглы - нержавеющая сталь. _ |
уп |
1200 |
16 |
Держатель из полипропилена. _ На упаковке имеется информация о количестве, кат. N, номере лота, производителе, CE-маркировка. _ |
уп |
1042 |
17 |
Держатель из полипропилена с ребристой поверхностью. _ На упаковке имеется информация о количестве, кат. N, номере лота, производителе CE-маркировка, знак об одноразовом использовании. _ |
уп |
326 |
18 |
Пробирка вакуумная с заданным уровнем вакуума для взятия точного количества биоматериала. ... Крышка пробирки состоит из: пластикового колпачка, резиновой пробки и маркировочного кольца. Пластиковый колпачок розового цвета из полиэтилена, на поверхности которого нанесены противоскользящие выступы для исключения проскальзывания в руке лаборанта и рабочей системе анализатора. Колпачок плотно фиксирует внутреннюю часть крышки к пробирке. _ Маркировочное кольцо черного цвета из полипропилена служит для быстрой и эффективной зрительной идентификации типов пробирок на всех этапах лабораторного процесса, а также для разделения потоков проб. _ На крышке и пробирке полнозаходная винтовая резьба, исключающая самопроизвольное открывание при транспортировке и центрифугировании, и обеспечивающая многократное плавное открывание и закрывание пробирки без дополнительных усилий и аэрозольного эффекта. _ |
уп |
100 |
Проанализировав совокупность положений аукционной документации, Комиссия установила, что в Описании объекта закупки не содержится указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товаров, являющихся объектом закупки.
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком характеристик и показателей товаров, которые являются объектом закупки, в том виде и объеме, в которых они изложены в Описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки при необходимости, что также подтверждается представленными заказчиком пояснениями.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, поскольку заказчик является социально значимым объектом и специфика его деятельности влечет за собой необходимость своевременного и качественного оказания пациентам медицинской помощи, в том числе, посредством использования медицинских изделий, являющихся объектом закупки.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком, исходя из цели заключения государственного (муниципального) контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика.
В рассматриваемом случае, в аукционной документации установлены четкие и конкретные требования к закупаемому товару с учетом собственных потребностей заказчика, исходя из специфики осуществляемого вида деятельности, что не противоречит требованиям действующего законодательства. Предъявляемые заказчиком требования к маркировке, к составляющим частям крышек пробирок, цветам таких составляющих частей, резьбовому соединению крышки с пробиркой требований, подлежащих обязательному соблюдению, норм действующего законодательства не нарушают, доказательства обратного у Комиссии отсутствуют.
В частности, в отношении необходимости наличия на пробирках СЕ-маркировки заказчик пояснил, что Приказом Росстандарта от 05.05.2016 N 546 утвержден Порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств. Согласно пункту 2 указанного Порядка Международные Стандарты применяются при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в конструкторской, проектной и иной технической документации.
В соответствии с пунктом 3 данного Порядка, условиями применения стандартов в Российской Федерации являются: а) отсутствие национальных стандартов Российской Федерации и предварительных национальных стандартов Российской Федерации с аналогичными объектами стандартизации и требованиями, предъявляемыми к ним; б) соответствие стандартов действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам; в) соответствие стандартов современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому зарубежному опыту.
Аналогичные национальные стандарты на закупаемую продукцию отсутствуют, стандарты (директивы ЕС) не нарушают действующего законодательства и медицинские изделия, сертифицированные в системе CEN, отвечают современным требованиям и уровню развития в части безопасности медицинских изделий.
Маркировка СЕ (CE MARKING) указывает потребителю на то, что товар изготовлен из безопасного сырья, а производитель данного товара соблюдает требуемые нормы и прошел все необходимые проверки. Вместе с тем, указание на этикетке специального знака CE не противоречит действующему законодательству.
Требования к продукции сформулированы на основании опыта работы с различными системами взятия венозной крови, производства США, стран ЕС и Азиатско-Тихоокеанского Региона.
Директива Совета 93/42/ЕЕС от 14.06.1993 по вопросу медицинского оборудования (которой установлены правила маркировки медицинских изделий на территории ЕС) направлена на обеспечение прослеживаемости (валидации) всех процессов производства медицинских изделий с целью обеспечения качества и безопасности, начиная от выбора поставщика (поставка сырья только от аккредитованных производителем поставщиков), приемки сырья, выявление несоответствий, организации производства и до отгрузки товара конечному потребителю.
Постоянный контроль за всеми этапами производства у держателей сертификата "CE", проводимый независимыми экспертами, исключает выпуск ненадлежащего качества в результате использования некачественного или небезопасного оборудования, сырья, нарушения санитарно-противоэпидемиологического режима, технологии и т.д. Путем нанесения маркировки "CE" на изделие производитель подтверждает свою исключительную ответственность, а также соответствие всем юридическим и техническим требованиям.
Кроме того, заказчик предоставил информацию о том, что аналогичная маркировка на закупаемой продукции имеется как минимум у двух производителей, зарегистрированных на территории РФ.
В отношении установления требований к составляющим частям крышек пробирок, цветам таких составляющих частей, резьбовому соединению крышки с пробиркой заказчик пояснил, что в учреждении существуют внутренние действующие правила о цветовой кодировке, не подлежащие изменению, поскольку такая замена может привести к неблагоприятным последствиям, в том числе некорректным результатам исследования, и как следствие, назначению неверных диагнозов больным, что недопустимо для заказчика.
Обоснование требований маркировочного кольца и полнозаходной резьбы имеются в Описании объекта закупки: маркировочное кольцо черного цвета из полипропилена служит для быстрой и эффективной зрительной идентификации типов пробирок на всех этапах лабораторного процесса, а также для разделения потоков проб. Полнозаходная винтовая резьба, исключающая самопроизвольное открывание при транспортировке и центрифугировании, и обеспечивающая многократное плавное открывание и закрывание пробирки без дополнительных усилий и аэрозольного эффекта.
Данные характеристики требуются в соответствии с логистическими и технологическими решениями преаналитического этапа лабораторных исследований и комплексом санитарно-эпидемиологических мер, принятых в ЛПУ заказчика, являются значимыми для заказчика.
Наличие данных требований установлено заказчиком для следующих целей:
1) Единство системы. Все компоненты (пробирка, игла, держатель (или другое название переходник)) для забора крови являются единой функциональной системой, которая может использоваться только вместе. Все компоненты должны быть абсолютно адаптированы между собой. Нарушение данного условия, может привести к травматизации пациента, увеличению риска инфицирования медицинского персонала.
2) Ошибки преаналитического этапа, связанные с функциональными и техническими недостатками системы для забора биоматериала, чреваты потерей времени и средств на проведение повторных исследований, а их более серьезным следствием может стать постановка неправильного диагноза и назначение несоответствующего лечения, что может привести к летальному исходу.
3) Последствия открытия крышки. Во время транспортировки: излитие материала в контейнер для транспортировки, порча соседних проб, необходимость повторного забора биоматериала (КДЛ Минусинской больницы является централизованной, объединяет потоки филиалов). Во время центрифугирования: порча соседних проб, необходимость повторного забора биоматериала, поломка центрифуги. Во время исследований (наиболее характерно при гематологических исследованиях, когда прибор перед исследованием переворачивает пробирки для перемешивания пробы): необходимость повторного забора биоматериала, дорогостоящий ремонт анализатора.
4) Необходимость винтовой резьбы: полностью исключается несанкционированное открытие пробирки, нет аэрозольного эффекта при открывании пробирки (риск инфицирования персонала исключен), многократное открывание/закрывание пробирки (с крышкой без резьбы это невозможно).
5) Цветовая кодировка пробирок установлена в соответствии с ГОСТ ISO 6710-2011:
Добавки |
Буквенные коды |
Рекомендуемые цветовые коды |
|
ЭДТА <a> |
двукалиевая соль |
K2E |
Бледно-лиловый цвет |
трикалиевая соль |
K3E |
Бледно-лиловый цвет |
|
двунатриевая соль |
N2E |
Бледно-лиловый цвет |
|
Тринатрий цитрат 9:1 <b> |
9NC |
Бледно-голубой цвет |
|
Тринатрий цитрат 4:1 <b> |
4NC |
Черный цвет |
|
Фторид/оксалат |
FX |
Серый цвет |
|
Фторид/ЭДТА |
FE |
Серый цвет |
|
Фторид/гепарин |
FH |
Зеленый цвет |
|
Литий гепарин |
LH |
Зеленый цвет |
|
Натрий гепарин |
NH |
Зеленый цвет |
|
Цитрат фосфат декстроза аденин |
CPDA |
Желтый цвет |
|
Ничего <c> |
Z |
Красный цвет |
|
<a> ЭДТА - это применяемая на практике аббревиатура названия этилендиаминтетрауксусной кислоты, вместо правильного систематического наименования, то есть (этилендинитрило) уксусная кислота. <b> Отмечено отношение между желательными объемами крови и жидкого антикоагулянта (например, 9 объемов крови к одному объему раствора цитрата). <c> Рекомендуется, чтобы контейнеры с ускорителем свертывания крови могли обозначаться буквенным кодом Z и иметь красный цветовой код с описанием добавки. |
Комиссия обращает внимание на то, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие требования к закупаемым товарам, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к работам, товарам и их характеристикам.
Заказчиком при описании объекта закупки учитывалась необходимость конечного результата - обеспечение получателя (больницы) медицинскими изделиями, необходимыми для обеспечения прав граждан на своевременную и качественную медицинскую помощь; при описании объекта закупки использовались объективные характеристики, соответствующие указанной потребности заказчика.
Учитывая, что целью закупки является обеспечение условий оказания экстренной и плановой медицинской помощи при описании объекта закупки заказчиком использованы не только показатели, требования и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее также - Стандарты), но и иные показатели, требования и терминология, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров требованиям заказчика. Применение иных показателей обусловлено необходимостью отражения потребностей заказчика в части технических и качественных характеристик объекта закупки, в том числе функциональных и иных параметров, не регламентированных соответствующими Стандартами, но являющихся значимыми относительно потребности заказчика.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные заказчиком требования не являются объективными, а равно привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных (муниципальных) нужд, снизили потенциальную эффективность проводимых торгов вследствие необоснованного устранения потенциальных участников, в материалах жалобы отсутствуют. При этом установление заказчиком в аукционной документации характеристик объекта закупки не только соответствует требованиям к описанию объекта закупки, установленным Законом о контрактной системе, но и обусловлено объективными причинами.
Комиссия принимает во внимание то, что установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар, выполнить работы, оказать услуги, соответствующие всем условиям документации об электронном аукционе. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, выполнить работы, оказать услуги, соответствующие потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничение заказчиком числа участников закупки.
Положения статьи 6 Закона о контрактной системе устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Таким образом, принципы, обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях.
Комиссией также принято во внимание то обстоятельство, что объектом закупки является поставка изделий медицинского назначения, а не их изготовление, в связи с чем, поставщиком таких товаров может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, что обеспечивает условия конкурентной среды между поставщиками рассматриваемых товаров.
Более того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009.
Вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что доводы подателя жалобы, касающиеся установленных заказчиком требований к характеристикам товаров, являющихся объектом закупки, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения Комиссией жалобы по существу.
Исчерпывающий перечень информации, подлежащей формулированию заказчиком в аукционной документации, установлен законодателем в статье 64 Закона о контрактной системе, из преамбулы которой следует, что в аукционной документации также отражается информация, размещаемая заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, перечень которой предусмотрен статьей 63 Закона о контрактной системе.
Пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено требование о необходимости изложения заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона (следовательно, и в положениях аукционной документации) сведений об условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Требования о применении национального режима при осуществлении закупок сформулированы законодателем в статье 14 Закона о контрактной системе, из части 3 которой следует, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд определены Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 (далее - Постановление N 102), которым определен перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются вышеуказанные ограничения допуска (далее - Перечень).
В примечании в Перечню указано, что при применении Перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД или ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия указанного кода.
Таким образом, необходимо одновременно руководствоваться как кодом товара по ОКПД2, так наименованием вида медицинского изделия указанного кода.
В Перечне указаны коды ОКПД2 и конкретные наименования видов медицинских изделий.
Таким образом, не все медицинские изделия, подпадающее под указанные в Перечне коды ОКПД2, относятся к изделиям, прямо поименованным в данном Перечне.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка изделий медицинского назначения, перечисленных в Описании объекта закупки и приведенных выше в настоящем решении. В отношении указанного объекта закупки заказчиком был применен код категории по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2) 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки" по всем наименованиям медицинских изделий.
В Перечне указаны наименования видов медицинских изделий, которым соответствует код ОКПД2 32.50.13.190, однако среди них отсутствуют наименования медицинских изделий, присутствующие в Описании объекта закупки.
Поскольку Перечень не содержит наименований видов медицинских изделий, требуемых заказчиком к поставке, заказчиком правомерно не были установлены в извещении и документации о проведении электронного аукциона ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд на основании Постановления N 102.
В связи с изложенным в рассматриваемом случае отсутствует факт объединения в один лот товаров, включенных и не включенных в Перечень
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что положения аукционной документации в обжалуемой части не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Романов" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.А. Шмыгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 июля 2018 г. N 924
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2018