Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Бабаева К.А. - Вр.и.о. руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Халлаевой Д.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Гебекова К.Д. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Нарт" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (правопреемника АГЕНТСТВА ПО ДОРОЖНОМУ ХОЗЯЙСТВУ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН) (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N0803200014718000046 Капитальный ремонт автомобильной дороги Бабаюрт-Гребенская км 32 - км 39 (на участке км 36 - км 39) (далее - Аукцион), в присутствии представителя Заявителя Загирова С.С. (Доверенность от 11.07.2018 г.), представителя ЗаказчикаГапизова Р.Л.(Доверенность от 13.07.2018 г.),
У С Т А Н О В И Л А:
11.07.2018 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе указывается на неправомерность отказа Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителей сторон, Комиссия установила следующее.
20.06.2018 г. Заказчиком в Единой информационной системе, а также на электронной площадке были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта -236 982 298,00 рублей.
1. Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 09.07.2018 N0803200014718000046-1 Заявителю (заявка с порядковым номером 2) отказано в допуске к участию в Аукционе со следующим обоснованием отказа:
"На основании п. 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ:
Заявка не соответствует требованиям части 2.2. Раздела 1 документации об открытом аукционе в электронной форме "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению", стр. 6-7 и Раздела 5 документации об открытом аукционе в электронной форме (стр. 43-44).
Показатели заявки не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Значения функционального показателя "Битум нефтяной дорожный" БНД 60/90 (п. 20 Сведений о товарах (материалах) (Раздел N5 документации об аукционе) - "Температура размягчения по кольцу и шару, °С", которая, согласно заявки, составляет 47°С не соответствует требованиям документации об аукционе, так как, согласно документации об аукционе, "Выражение "не ниже" означает, что значение показателя не является конкретным и должно включать все допустимые по заданию значения", то есть, данное значение показателя не может быть конкретным. Согласно ГОСТ 22245-90, это значение может быть и 47°С, и 48°С, и 49°С и так далее, и все промежуточные значения между ними.
Значения функционального показателя "Битум нефтяной дорожный" БНД 90/130 (п. 20 Сведений о товарах (материалах) (Раздел N5 документации об аукционе) - "Температура размягчения по кольцу и шару, °С", которая, согласно заявки, составляет 43°С не соответствует требованиям документации об аукционе, так как, согласно документации об аукционе, "Выражение "не ниже" означает, что значение показателя не является конкретным и должно включать все допустимые по заданию значения", то есть, данное значение показателя не может быть конкретным. Согласно ГОСТ 22245-90, это значение может быть и 43°С, и 44°С, и 45°С и так далее, и все промежуточные значения между ними.
В заявке участника указано, что "Краска для дорожной разметки" (п. 15 Сведений о товарах (материалах) (Раздел N5 документации об аукционе) будет поставляться с сопроводительной документацией производителя, содержащей: "данные по количеству и фракционному составу световозвращающих элементов (при их наличии в составе материала)" и "экологический (гигиенический) сертификат или другой документ, подтверждающий экологическую (гигиеническую) безопасность материала". Таким образом, участник в своей заявке не указывает, будут световозвращающие элементы в составе материала или нет, а также, не указывает, какой документ будет подтверждать экологическую (гигиеническую) безопасность материала - экологический (гигиенический) сертификат или другой документ. Согласно документации об аукционе (п 2.2.10., стр. 7), "Все формулировки (характеристики) должны быть определенными, т.е., не должны допускать рекомендаций, допусков и т.д.".
Согласно п. 25 Раздела 2 документации об Аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Комиссией установлено, что в п. 20 раздела 5 документации об Аукционе установлены следующие требования к используемому при выполнении работ товару: "Битум нефтяной дорожный, должен соответствовать ГОСТ 22245-90. БНД-60/90:_Температура размягчения по кольцу и шару требуется, °С, не ниже 47. БНД-90/130:_Температура размягчения по кольцу и шару требуется, °С, не ниже 43".
Участник закупки по данным позициям указал:
"Битум нефтяной дорожный. Будет соответствовать ГОСТ 22245-90. БНД-60/90:_Температура размягчения по кольцу и шару, °С, 47. БНД-90/130:_Температура размягчения по кольцу и шару, °С, 43".
Из изложенных положений заявки усматривается, что в ней представлены конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об Аукционе.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что в заявке указаны конкретные значения показателя "температура размягчения по кольцу и шару", поскольку в паспортах производителей также указываются конкретные значения данного показателя. Указанные значения соответствуют значениям установленным в документации об Аукционе.
Отклоняя заявку Заявителя, аукционная комиссия ссылается на положение инструкции по заполнению заявки (п. 2.2.10 раздела 1 документации об Аукционе), в которой указано: "Выражение "не ниже" означает, что значение показателя не является конкретным и должно включать все допустимые по заданию значения".
Комиссией установлено, что в инструкции также указано: "Значения показателей (в том числе, дефекты материалов, пороки в пиломатериалах), которые не могут быть представлены участником закупки в первой части заявки на участие в настоящем аукционе без наличия товара и (или), определяемые по результатам испытаний товара, могут быть представлены участником закупки в виде диапазонных значений в соответствии с требованиями соответствующего ГОСТ, либо значений, указываемых (представляемых) производителями соответствующих товаров (в любом случае, значения показателей не должны противоречить соответствующему ГОСТ)".
Учитывая то обстоятельство, что значение показателя "Температура размягчения по кольцу и шару" в соответствии с ГОСТ 22245-90 определяется по результатам испытаний, по мнению Комиссии, участник закупки вправе был заполнить заявку по вышеуказанным показателям в соответствии положением инструкции по заполнению заявки, регламентирующим порядок заполнения заявки по показателям, определяемым по результатам испытанийтовара, а именно, указать в заявке значения, указываемые (представляемые) производителями соответствующих товаров.
Комиссией установлено, что в п. 15 раздела 5 документации об Аукционе установлены следующие требования к используемому при выполнении работ товару:
"Краска для дорожной разметки. Краска должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 32830-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования.
Краска для дорожной разметки должна поставляться с сопроводительной документацией производителя, содержащей:
- паспорт с основными характеристиками материала;
- данные по количеству и фракционному составу световозвращающих элементов (при их наличии в составе материала);
- инструкцию по применению материала, в которой отражают правила проведения работ;
- правила техники безопасности, правила транспортирования и хранения материала;
- экологический (гигиенический) сертификат или другой документ, подтверждающий экологическую (гигиеническую) безопасность материала_".
Участник закупки по данным позициям указал:
"Краска для дорожной разметки. Краска должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 32830-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования.
Краска для дорожной разметки должна поставляться с сопроводительной документацией производителя, содержащей:
- паспорт с основными характеристиками материала;
- данные по количеству и фракционному составу световозвращающих элементов (при их наличии в составе материала);
- инструкцию по применению материала, в которой отражают правила проведения работ;
- правила техники безопасности, правила транспортирования и хранения материала;
- экологический (гигиенический) сертификат или другой документ, подтверждающий экологическую (гигиеническую) безопасность материала_".
Из изложенных положений заявки усматривается, что в ней представлены конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об Аукционе.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что в заявке указано, что сопроводительная документация будет соответствовать требованиям Заказчика. Информация, указываемая в сопроводительной документации, не является информацией, указываемой в первой части заявки.
Отклоняя заявку Заявителя, аукционная комиссия ссылается на непредставление в заявке конкретных показателей товара по позициям:данные по количеству и фракционному составу световозвращающих элементов, а также экологический (гигиенический) сертификат или другой документ, подтверждающий экологическую (гигиеническую) безопасность материала.
По мнению Комиссии, указанные сведения, вносимые в сопроводительную документацию товара, не являются показателями товара.
Закон о контрактной системе не содержит норм, предусматривающих указание в первой части заявки на участие в электронном аукционе информации о сведениях, необходимых к указанию в сопроводительной документации к товару.
При описании краски для дорожной разметки Заказчик не установил требования к показателю "количество и фракционный состав световозвращающих элементов". В документации установлено требование, что указанная информация о количестве и фракционному составу световозвращающих элементов(при их наличии в составе материала)должна быть указана в сопроводительной документации. Участник в своей заявке подтвердил, что указанная информация будет в сопроводительной документации товара.
Сведения о наличии в сопроводительной документации информации об экологическом (гигиеническом) сертификате или другом документе, подтверждающем экологическую (гигиеническую) безопасность материала, также не являются показателями товара, следовательно, неуказание таких сведений в заявке не может являться основанием для признания заявки несоответствующей требованиям, установленным в документации об Аукционе.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводам об обоснованности жалобы, неправомерности отказа Заявителю в допуске к участию в Аукционе и нарушении аукционной комиссией Заказчика ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
2. По результатам проведенной в рамках рассматриваемой жалобы внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 09.07.2018 N0803200014718000046-1 участнику закупки, подавшемузаявку с порядковым номером 1,отказано в допуске к участию в Аукционе со следующим обоснованием отказа:
"На основании п. 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ:
Заявка не соответствует требованиям части 2.2. Раздела 1 документации об открытом аукционе в электронной форме "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению", стр. 6-7 и Раздела 5 документации об открытом аукционе в электронной форме (стр. 43-44).
Показатели заявки не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Значения функционального показателя "Краска для дорожной разметки" (п. 15 Сведений о товарах (материалах) (Раздел N5 документации об аукционе) - "Плотность краски", которая, согласно заявки, составляет 1,5 г/см3 не соответствует требованиям документации об аукционе, так как, согласно документации об аукционе, "Союз "и" со словами "не более" и "не менее" одновременно означает, что необходимо выбрать все допустимые по заданию значения", то есть, значение показателя должно быть диапазонным: не менее 1,5 и не более 1,7 г/см3.
Значения функционального показателя "Раствор цементный" (п. 19 Сведений о товарах (материалах) (Раздел N5 документации об аукционе) - "Средняя плотность раствора", которая, согласно заявки, составляет 1580 кг/м3 не соответствует требованиям документации об аукционе, так как, согласно документации об аукционе, "Предлоги "от" и "до", соединяющие значения показателей, означают, что значение показателя является диапазонным и должно включать все допустимые по заданию значения", то есть, значение показателя должно быть диапазонным: от 1500 до 1600,0 кг/м3.
Значения функциональных показателей "Железобетонные сигнальные столбики" (п. 11 Сведений о товарах (материалах) (Раздел N5 документации об аукционе) - "Высота", "Ширина" и "Объем бетона" которые, согласно заявки, составляют, 150 см; 12 см и 0,011 м3/шт., соответственно, являются некорректными, так как, при данных участником размерах высоты и ширины столбиков объем бетона должен составить 0,0216 м3/шт., а не 0,011 м3/шт., как указано в заявке. При этом, комиссия отмечает, что необходимости давать значения показателей "Ширина" и "Объем бетона", согласно документации, у участников не было.".
Согласно п. 25 Раздела 2 документации об Аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Комиссией установлено, что в п. п.15 и 19 раздела 5 документации об Аукционе установлены следующие требования к используемому при выполнении работ товарам:
"15. Краска для дорожной разметки. Краска должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 32830-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования"_Плотность краски, г/см3, не менее 1,5 и не более 1,7.";
"19. Раствор цементный тяжелый. Должен соответствовать ГОСТ 28013-98_Средняя плотность раствора, кг/м3, от 1500 до 1600,0".
Участник закупки, подавший заявку с порядковым номером 1, по данным позициям указал:
"15. Краска для дорожной разметки. Краска должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 32830-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования"_Плотность краски, 1,5 г/см3";
"19. Раствор цементный тяжелый. Должен соответствовать ГОСТ 28013-98_Средняя плотность раствора, 1580 кг/м3".
Из изложенных положений заявки усматривается, что в ней представлены конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об Аукционе.
Отклоняя заявку, аукционная комиссия ссылается на положение инструкции по заполнению заявки (п. 2.2.10 раздела 1 документации об Аукционе), в которой указано:
"_союз "и" со словами "не более" и "не менее" одновременно означает, что необходимо выбрать все допустимые по заданию значения, т.е, что значение показателя может являться диапазонным";
"Предлоги "от" и "до", соединяющие значения показателей, означают, что значение показателя является диапазонным и должно включать все допустимые по заданию значения".
Комиссией установлено, что в инструкции также указано: "Значения показателей (в том числе, дефекты материалов, пороки в пиломатериалах), которые не могут быть представлены участником закупки в первой части заявки на участие в настоящем аукционе без наличия товара и (или), определяемые по результатам испытаний товара, могут быть представлены участником закупки в виде диапазонных значений в соответствии с требованиями соответствующего ГОСТ, либо значений, указываемых (представляемых) производителями соответствующих товаров (в любом случае, значения показателей не должны противоречить соответствующему ГОСТ)".
Учитывая то обстоятельство, что значения показателей "Плотность краски" и "Средняя плотность раствора" в соответствии с государственными стандартами определяются по результатам испытаний, по мнению Комиссии, участник закупки вправе был заполнить заявку по вышеуказанным показателям в соответствии положением инструкции по заполнению заявки, регламентирующим порядок заполнения заявки по показателям, определяемым по результатам испытаний товара, а именно, указать в заявке значения, указываемые (представляемые) производителями соответствующих товаров.
Комиссией установлено, что в п. 11 раздела 5 документации об Аукционе установлены следующие требования к используемому при выполнении работ товару:
"Железобетонные сигнальные столбики. Размеры, см: высота, 150. Содержание металла, в пределах диапазона, т/м3, 0,050-0,055. Должны соответствовать ГОСТ Р 50970-2011".
Участник закупки, подавший заявку с порядковым номером 1, по данным позициям указал:
"Железобетонные сигнальные столбики. Размеры, см: высота, 150; ширина 12. Объем бетона, м3/шт 0,011. Содержание металла, т/м3, 0,052. Соответствует ГОСТ Р 50970-2011".
Из изложенных положений заявки усматривается, что в ней представлены конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об Аукционе.
Отклоняя заявку участника закупки, подавшего заявку с порядковым номером 1, аукционная комиссия ссылается на представление в заявке недостоверных сведений о предлагаемом товаре, поскольку при указанных в заявке высоте и ширине столбиков, объем бетона будет составлять 0,0216м3/шт.При этом, в протоколе отсутствуют доказательства представления в заявке недостоверной информации. В частности, не указана формула расчета показателя объема бетона, использованная аукционной комиссией, использованные для расчета исходные данные, обоснованность примененного метода расчета.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу неправомерности отказа участнику закупки, подавшему заявку с порядковым номером 1, в допуске к участию в Аукционе, и нарушении аукционной комиссией Заказчика ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушенияч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии: Д.М. Халлаева
К.Д. Гебеков
В.А. Агамирзаев
А.Ш. Магомедов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 18 июля 2018 г. N 967А-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2018