Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кобякова В.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок
Тетериной О.В. - государственного инспектора отдела контроля закупок
с участием представителей:
от заявителя ООО "СТРОЙ ЛЕС" - не явился, уведомлен;
от заказчика - ФКУ Упрдор "Алтай" - Климова Артема Владимировича,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙ ЛЕС" на документацию по закупке N 0317100000518000050 "Ремонт водопропускных труб на км 455+445, км 457+597, км 462+523 автомобильной дороги Р-256 "Чуйский тракт" Новосибирск - Барнаул - Горно-Алтайск - граница с Монголией, Республика Алтай", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "СТРОЙ ЛЕС" на документацию по закупке N 0317100000518000050 "Ремонт водопропускных труб на км 455+445, км 457+597, км 462+523 автомобильной дороги Р-256 "Чуйский тракт" Новосибирск - Барнаул - Горно-Алтайск - граница с Монголией, Республика Алтай".
В обоснование жалобы заявитель указал на нарушение Заказчиком положений ст,ст. 7, 21, 33, 42, 65, 70 Закона о контрактной системе. Просит аннулировать результаты проведения электронного аукциона и провести проверку действий закупочной комиссии и привлечь Заказчика к ответственности.
Представитель заказчика представил запрошенные документы, не согласившись с жалобой пояснил, что документация об электронном аукционе разработана в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и при описании объекта закупки применены действующие стандарты.
Заслушав представителя Заказчика, изучив представленные документы в рамках внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
20.06.2018 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 20.06.2018 N0317100000518000050".
Согласно Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 г. N 553, в плане-графике должен указываться месяц и год окончания исполнения контракта.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
- приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
- оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Таким образом, довод заявителя о нарушении Заказчиком положений ст.ст. 7, 21, 42 Закона о контрактной системе, путем указания срока поставки товаров и выполнения работ в Информационной карте в противоречии установленному сроку исполнения контракта в плане-графике не находит своего подтверждения.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Документация о проведении электронного аукциона содержит дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации - 11.07.2018 г. при условии, что запрос на разъяснение положений документации об электронном аукционе поступил заказчику не позднее чем "09" июля 2018 г. При этом дата и время окончания подачи заявок - 13.07.2018 10:00.
Таким образом, жалоба участника закупки о нарушении Заказчиком положений статьи 65 Закона о контрактной системе, путем установления неверной даты окончания срока предоставления разъяснений участнику закупки, не находит своего подтверждения.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем, заявитель указывает на установление в пунктах 8.31, 8.49 требований в нарушение вышеуказанной правовой нормы.
Представитель Заказчика пояснил, что в пунктах 8.31, п. 8.49 проекта государственного контракта не установлено каких-либо требований, ограничивающих круг участников закупки. Требование о предоставлении фотоматериалов, отражающих этапы выполнения работ, является многолетней общепринятой практикой. При этом, ссылка Заявителя на ч. 3 ст. 33 Закона является ошибочной, т.к. контрактом не установлена обязанность подрядчика иметь какое-либо оборудование в наличии.
Исходя из положений пунктов 8.31, 8.49 следует, что подрядчик представляет к актам приемки качественный иллюстрационный материал в виде фотодокументов на бумажном и электронном носителях.
Таким образом, Комиссия находит довод заявителя необоснованным, поскольку документация по проводимой закупке не содержит требований о наличии у частника закупки дополнительного оборудования и специалистов для фото и видеомонтажа, рассматриваемые пункты проекта контракта указывают на определенный документооборот между сторонами при исполнении контракта.
Исходя из положений статьи 70 Закона о контрактной системе (действующая редакция на дату утверждения документации по проводимой закупке (ст.83.2 в новой редакции) следует, что при проведении процедуры закупки в электронной форме, с победителем заключается контракт в электронной форме, который подписывается сторонами электронной цифровой подписью.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, , подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
В разделе 22 проекта государственного контракта установлено следующее:
- Настоящий Контракт составлен в двух подлинных экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.
Таким образом, довод заявителя о нарушении Заказчиком статьи 70 закона о контрактной системе, путем установления условия подписания контракта на бумажном носителе, не находит своего подтверждения, поскольку в результате обмена сторонами электронной формой документа, подписанного электронной цифровой подписью, у каждой стороны остается подлинный экземпляр договора, равнозначный документу на бумажном носителе, и имеющий одинаковую юридическую силу. Проект контракта не содержит требований о необходимости подписания контракта на бумажном носителе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условных обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В прилагаемом перечне нормативно-технических документов, обязательных при выполнении дорожных работ, заказчиком перечислены СНиП: 3.04.03-85, 3.05.06-85. Рассматриваемые СНиП являются недействующими.
Представитель Заказчика пояснил, что приведённый в проекте государственного контракта перечень нормативно-технических документов не влияет на возможность подачи заявки на участие в закупке. Указанный перечень является унифицированным и включает в себя все возможные документы, руководствоваться которыми необходимо при производстве дорожно-строительных работ, в целом. Однако, исходя из содержания проектной документации, представленной в составе документации о закупке, в том числе, предусмотренных к выполнению видов работ, применение обжалуемых СНиП 3.04.03-85 и СНиП 3.05.06-85 при исполнении контракта не предусматривается.
17.06.2017 года введен в действие "СП 72.13330.2016 Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии. Актуализированная редакция СНиП 3.04.03-85". Также с 17.06.2017 года действует СП 76.13330.2016 Электротехнические устройства. Актуализированная редакция СНиП 3.05.06-85".
Пунктом 4.2.2. Аукционной документации установлено что, если в Приложении N 4 к Документации о закупке требования к значению показателей товара, используемого при выполнении работ, сопровождаются словами "должен", "не должен" соответствующего числа и рода, участник закупки указывает конкретные (точные) значения показателей без слов "должен", "не должен" соответствующего числа и рода и иных слов и словосочетаний, не позволяющих определить точное значение характеристик товаров.
Если в Приложении N 4 к Документации о закупке требования к значению показателей товара, используемого при выполнении работ, сопровождаются словами "не ниже", "не выше" и т.п., участник закупки указывает значения показателей исходя из смысла и логики соответствующих нормативных документов (ГОСТов, СНИПов и пр.).
Приложение N4 "Требования к характеристикам товаров (материалов), применяемых при выполнении работ", в том числе проектная документация не содержит ссылку на недействующие СНиП.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что аукционная документация не содержит требований к товарам работам в соответствии с недействующими СНиП, при этом пункт 4.2.2 аукционной документации прямо указывает участникам закупки на руководство действующими нормативными документами, таким образом, перечисление в перечне к проекту государственного контракта недействующих СНиП носит обобщенный характер и не обязывает участника закупки указывать значения показателей в составе заявки. В связи с этим, довод заявителя о нарушении Заказчиком положений статьи 33 закона о контрактной системе не находит своего подтверждения.
Кроме того, Заявитель указывает на то, что Заказчик не в соответствии с ГОСТ 8.417-2002 указывает единицу измерения - "Мпа", что по его мнению также нарушает положения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ГОСТ 8.417-2002, в таблице Г.1 раздела "Г" указаны рекомендуемые для применения кратные и дольные единицы:
Наименование величины |
Обозначения |
|||
единиц СИ |
рекомендуемых кратных и дольных единиц СИ |
единиц, не входящих в СИ |
кратных и дольных единиц, не входящих в СИ |
|
Часть III Механика | ||||
Давление |
Ра, Па (паскаль) |
GPa; ГПа МРа; МПа кРа: кПа тРа; мПа ; мкПа |
|
|
При этом, применение указанных кратных единиц осуществлено в соответствии с требованиями Приложения N 5 к "Положению о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации", утверждённого Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2009 г. N 879.
Рассматриваемая единица измерения также включена в Общероссийский классификатор единиц измерения ("ОК 015-94 (МК 002-97)), утверждённый Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 366:
- наименование единицы измерения: Мегапаскаль;
- код: 298;
- условное обозначение национальное: Мпа;
- условное обозначение международное: МРа;
- кодовое буквенное обозначение национальное: МЕГАПА;
- кодовое буквенное обозначение международное: МРА;
- группа единиц измерения: технические единицы.
Таким образом, довод заявителя о использовании Заказчиком при описании объекта закупки единиц измерений в нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе и действующего ГОСТа, не находит своего подтверждения.
Заявитель указывает на то, что в нарушение статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчик указывает в описании объекта закупки на всем протяжении устанавливает показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара, хотя участник закупки может и не иметь в наличии поставляемый товар. В связи с этим заявитель не может направить заявку на участие в аукционе по причине недостоверности сведений о конкретном значении показателей и результатов испытаний товаров, так как не имеет его в наличии.
Представитель Заказчика пояснил, что требования к характеристикам материалов, применяемых при выполнении работ, установлены в проектной документации, являющейся приложением к документации о закупке. Чтобы не попасть в ситуацию, при которой может оказаться, что товар с такими характеристиками производится единственным производителем, Заказчик указывает минимально допустимые требования к обезличенному товару, но при этом, учитывает, что проект предусматривает использование товара с конкретными показателями. Исходя из изложенного, иных способов обеспечить качество работ в соответствии с проектной документацией Заказчик не имеет.
Согласно подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
В пункте 4.2 аукционной документации установлено:
- первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
- согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 4.2.2 аукционной документации, Заказчиком установлено, что если в Приложении N 4 к Документации о закупке требования к значению показателей товара, используемого при выполнении работ, сопровождаются словами "должен", "не должен" соответствующего числа и рода, участник закупки указывает конкретные (точные) значения показателей без слов "должен", "не должен" соответствующего числа и рода и иных слов и словосочетаний, не позволяющих определить точное значение характеристик товаров.
Если в Приложении N 4 к Документации о закупке требования к значению показателей товара, используемого при выполнении работ, сопровождаются словами "не ниже", "не выше" и т.п., участник закупки указывает значения показателей исходя из смысла и логики соответствующих нормативных документов (ГОСТов, СНИПов и пр.).
В Приложении N4 Аукционной документации, в графе "Значения показателей, которые не могут изменяться", Заказчиком по каждой позиции определен ГОСТ.
Таким образом, Комиссия находит жалобу участника закупки необоснованной, поскольку при составлении заявки на участие в проводимой закупке, участнику закупки достаточно выразить согласие на условиях установленных аукционной документацией и в показателях поставляемого товара указать значение в соответствии с действующим ГОСТом.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙ ЛЕС" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
|
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 20 июля 2018 г. N 440/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2018