Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
Н.А. Узкого,
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.С. Спиряковой,
при участии представителей:
Администрации поселения Щаповское: Т.Ю. Григорьевой,
ООО "Деймос": Р.Р. Незаметдинова,
рассмотрев жалобу ООО "Деймос" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Щаповское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на благоустройство досуговых зон на территории поселения Щаповское (Закупка N0148300015918000019) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждений положений аукционной документации в нарушении законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 17.07.2018 NТФ/34199/18 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В составе жалобы указано, что в аукционной документации Заказчиком установлены неправомерные избыточные требования к используемым при выполнении работ товарам по п. "Битумы нефтяные", п. "Камни бортовые",п. "Крошка каучуковая", п. "Портландцемент", п. "Смесь асфальтобетонная", которые вводят участника закупки в заблуждение, а также препятствуют корректному формированию заявки на участие в закупке.
Конкретные значения по характеристикам вышеуказанных позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все значения характеристик вышеуказанных товаров не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний приводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что все вышеуказанные требования к показателям характеристик вышеуказанного товара установлены согласно соответствующим ГОСТ.
Вместе с тем, представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым показатели по вышеуказанным характеристикам представляется возможным указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара.
Так например, значение показателя "условная вязкость по вискозиметрку с отверстием 5 мм при 60°С" для товара по п. "Битумы нефтяные" регламентирует ГОСТ 11503-74 "Битумы нефтяные. Метод определения условной вязкости (с Изменениями N 1-4)", согласно которому для определения условной вязкости пробу охлаждают до комнатной температуры и выдерживают не менее 1 ч, затем нагревают ее на 2-3 °С выше температуры испытания и наливают в рабочий цилиндр аппарата при закрытом затворе до уровня отметки на затворе. При достижении температуры испытания с погрешностью не более 0,5 °С из рабочего цилиндра аппарата вынимают термометр и быстро поднимают затвор. При сливе продукт не должен разбрызгиваться по стенкам мерного цилиндра. В момент, когда уровень битума достигнет в измерительном цилиндре метки 25 см, включают секундомер. Когда уровень продукта достигнет метки 75 см, секундомер останавливают и вычисляют время испытания.
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенный пример подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалоб и о нарушении Заказчиком п. 1 и п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу жалобы Заказчиком в аукционной документации установлены излишние требования к товарам по п. "Диаммонийфосфат", п. "Карусель", п. "Качель балансир", п. "Качели двойные", п. "Диван", п. "Стойки волейбольные", п. "Качели-балансир", п. "Стойка баскетбольная", которые дублируют положения регламентирующих стандартов. Так, например, в аукционной документации Заказчиком установлены требования к товару по п. "Диаммонийфосфат": "двузамещенный фосфорнокислый аммоний, получаемый нейтрализацией термической или экстракционной фосфорной кислоты аммиаком с последующей кристаллизацией и центрифугированием", при этом согласно ГОСТ 8515-75 "Диаммонийфосфат. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5)", соответствие положениям которого установлено в аукционной документации, указанный ГОСТ распространяется на диаммонийфосфат (двузамещенный фосфорнокислый аммоний), получаемый нейтрализацией термической или экстракционной фосфорной кислоты аммиаком с последующей кристаллизацией и центрифугированием.
Комиссия Управления отмечает, что, выражая согласие на использование при выполнении работ товаров на условиях аукционной документации и соответствующих положений регламентирующих стандартов, Заказчику заведомо известны характеристики требуемых товаров.
Комиссией Управления приходит к выводу, что требования к товарам, используемым при выполнении работ установлены в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. В составе жалобы также указано, что в аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам по п. 6 "Карусель маша типа малыш": "применяемые материалы: пол должен быть выполнен из ламинированной, противоскользящей, влагостойкой фанеры толщиной не менее 14 не более 16", "каркас: должен быть из круглой или профильной трубы сечением не менее 40х20", "поручни: должны быть из металлической трубы сечением не менее 26", "сидячие места: одно кельное сиденье с промежутком для входа, выхода на карусель, должны быть выполнены из влагостойкой фанеры толщиной от 12", "гайки: должны быть диаметром резьбы 8; 10", "шайбы: внутренним диаметров должны быть 8; 10", "болты: должны быть диаметром 8; 10", п. "Песочный дворик типа ферма": "борта песочницы: должны быть выполнены из влагостойкой фанеры, толщиной не менее 14 до 16", п. "Смесь асфальтобетонная": "массовая доля содержания гравия в смеси: не менее 30", "Смесь асфальтобетонная": "массовая доля содержания гравия в смеси: не менее 40", поскольку в аукционной документации отсутствуют единица измерений вышеуказанных значений товаров.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, а также пояснил, что вышеуказанные требования установлены ввиду технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. В составе жалобы указано, что в аукционной документации Заказчиком неправомерно установлены положения Инструкции по предоставлению сведений в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция), которые вводят участника закупки в заблуждение, а также препятствуют корректному формированию заявки на участие в закупки, а именно: "В случае если в требуемых значениях стоит "и;или" между предложенными типами, марками, сортами и т.п. то участник закупки вправе предоставлять несколько типов, марок, сортов и т.п. или одну марку, сорт, тип и т.п. Если в Приложении N1 к ТЗ стоит знак ";" разделяющий характеристики товаров, типы и т.д., а перед последним стоит союз "и" необходимо выбрать одну из характеристик, марок, типов и т.д. перечисленных через знак ";", а так же ту характеристику, марку, тип и т.д. стоящую после союза "и".
на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что положение Инструкции, согласно которому "В случае если в требуемых значениях стоит "и;или" между предложенными типами, марками, сортами и т.п. то участник закупки вправе предоставлять несколько типов, марок, сортов и т.п. или одну марку, сорт, тип и т.п." описывает частный случай использования обозначения "и;или", согласно которому участник закупки вправе предоставлять несколько типов, марку, сортов и т. п. или одну марку, сорт, тип, и т. п. При этом, положение Инструкции, согласно которому "Если в Приложении N1 к ТЗ стоит знак ";" разделяющий характеристики товаров, типы и т.д., а перед последним стоит союз "и" необходимо выбрать одну из характеристик, марок, типов и т.д. перечисленных через знак ";", а так же ту характеристику, марку, тип и т.д. стоящую после союза "и", регламентирует тот случай, когда участнику закупки необходимо выбрать одну из характеристик, марок, типов и т.д. перечисленных через знак ";", а так же ту характеристику, марку, тип и т.д. стоящую после союза "и".
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность указанного довода жалобы, а также свидетельствующие о невозможности формирования и подачи заявки на участие в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Деймос" на действия
Администрации поселения Щаповское обоснованной в части установления неправомерных требования к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии: А.С. Спирякова
Н.А. Узкий
Исп.Спирякова А.С. 495 784-75-05 (доб.189)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 июля 2018 г. N 2-57-9027/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2018