Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.С. Спиряковой,
при участии представителей:
РГВИА: И.В. Зверевой,
ООО "Диалог-Сервис": П.В. Ханжина,
рассмотрев жалобу ООО "Диалог-Сервис" (далее - Заявитель) на действия РГВИА (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по замене внутренних сетей электроснабжения и электроосвещения в архивохранилищах и других помещениях здания федерального казенного учреждения "Российский государственный военно-исторический архив" (РГВИА) (Закупка N0373100101818000003) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. NТФ/34448/18 от 12.07.2018).
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
1. В составе жалобы указано, что в аукционной документации Заказчика установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе выписку (копию выписки) из реестра членов саморегулируемой организации (далее - СРО) (в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 и 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16 февраля 2017 г. N 58. (Если предложение участника закупки о цене контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства составит менее 3 млн. рублей, то представление выписки из реестра членов саморегулируемой организации не является обязательным), при этом в аукционной документации отсутствует требование к участником закупки о том, что участник должен являться членом СРО.
На основании ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч.1 ст.55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, ввиду чего Заказчиком установлено требование о представлении в составе второй части заявки участником закупки выписки из реестра членов саморегулируемой организации, с учетом того обстоятельства, что в сметной документации отсутствуют работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также в составе аукционной документации отсутствует проектно-сметная документация.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.31 и ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В составе жалобы также указано, что в аукционной документации установлены неправомерные избыточные требования к используемым при выполнении работ товарам по п."Светильник тип 1", п. "Светильник тип 2", п. "Светильник тип 3", п. "Светильник тип 4", п. "Светильник тип 5", п. "Светильник тип 6", п. "Светильник тип 7", которые вводят участника закупки в заблуждение, а также препятствуют корректному формированию заявки на участие в электронном аукционе.
Также в составе жалобы указано, что в аукционной документации Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам по п. "Светильник тип 1": "Корпус должен быть: Изготовлен из материала белого или серого или чёрного цвета и изготовленного из саржи равносторонней двухремизной методом литья под давлением корпус должен выдерживать разрушающее напряжение при статическом изгибе не менее 876 не более 930 Мпа (Указать материал)", "Рассеиватели должны быть из материала: Который должен поглощать излучение длин волн не менее 280 и менее 380 Нм и ультрафиолетовые лучи не менее 0 и не более 380 Нм и прочностью к растяжению более 20 и не более 95 Мпа (Указать материал)", "Степень защиты должна быть от пыли не менее проникновения твердых размером более 12 мм; пальцев рук или других предметов длинной не более 80 мм, или твердых предметов и не более полной от всех видов случайного проникновения от влаги не менее защиты от попадания капель, падающих вертикально вниз и не более защиты от попадания воды при постоянном погружении в воду. Вода не должна вызывать порчи оборудования при заданных условиях и неограниченном времени погружения. (Указать буквенное и цифровое значение)", "Климатическое исполнение должно быть не менее чем для умеренных макроклиматических районов и не более чем для всех районов земного шара, исключая части земли с очень низкими температурами. По условиям работы более чем эксплуатация в крытых помещениях с отоплением и с искусственной вентиляцией и менее чем эксплуатация на открытом воздухе с воздействием любых атмосферных факторов Указать буквенное и цифровое значение", п. "Установочное изделие тип 3": "Материал изделия Литой РА (наименование материала", "Степень защиты От пыли менее частичной защиты от проникновения пыли. Полной защиты от всех видов случайного проникновения. Возможно, лишь попадание пыли в количестве, не нарушающем работу прибора. От влаги должны защиать от попадания струй воды, падающих под любым углом. Указать буквенное и цифровое значение", п. "Монтажное изделие тип 4": "Тип покрытия должен быть не электролитическое покрытие с использованием чешуек алюминия и цинка или электролитическое покрытие с использованием чешуек алюминия и цинка или гальванопокрытие методом горячего погружения и нанесения цинк-ламельного(не электролитического покрытия Указать наименование покрытия", "Климатическое исполнение должно быть не менее чем для умеренных макроклиматических районов и не более чем для всех районов земного шара, исключая части земли с очень низкими температурами .По условиям работы должна обеспечивать защиту при эксплуатации под навесом Указать буквенное и цифровое значение", поскольку участнику закупки не представляется возможным определить потребность Заказчика ввиду отсутствия максимальных и минимальных значений показателей товаров.
Согласно доводу жалобы Инструкция по представлению сведений в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция) неправомерно содержит положения, которые вводят участника закупки в заблуждение, а также препятствуют корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно: "В случае если при перечисление значений характеристик (наименования, свойства) товара стоят союзы "и" и "или" разделенные символом "/" (и/или), участник закупки вправе предоставить комбинацию перечисленных значений по выбору или одно конкретное значение". "Если в приложении к техническому заданию установлено требование "превосходящая по качеству", то участник должен указать превосходящую по качеству марку или тип товара, в рамках нормативной документации на требуемый товар". "если отклонения и погрешности отсутствуют, то участнику необходимо указывать "0". "В случае отсутствия согласно нормативной документации по каким-либо из используемых при выполнении работ (оказании услуг) товаров сведений по требуемым значениям показателей товара, участник закупки должен указать "не нормируется". "В случае если требуемый показатель и (или) требуемое значение показателя не применяется, исходя из предлагаемых в заявке свойств товара и (или) его характеристик, конструкции, участник закупки должен указать "не применяется". "Указание участником пробела или "-" по какому-либо из требуемых показателей и (или) значений таких показателей товара, вместо указания "не нормируется" или "не применяется" там, где это необходимо, будет рассмотрено комиссией как непредставление сведений о таком показателе и (или) значении показателя товара".
В составе жалобы также указано, что Инструкция неправомерно содержит требования к оформлению заявки на участие в закупке, а именно: "Если в приложении к техническому заданию прописано требование через символ "/", то данный символ нужно трактовать, как союз "или", "Знак "\" следует читать как союз "и", "В случае если значение характеристики (наименования, свойства) товара перечисляются через запятую, а в окончании перечисления стоит союз "или", то необходимо выбрать один из перечисляемых вариантов значений характеристик (наименования, свойства) товара, в остальных случаях перечисление значений характеристик (наименований, свойств) товара через запятую следует воспринимать как необходимость указания всех перечисленных значений характеристик (наименований, свойств) товара, если в случае перечисления значений характеристик (наименований, свойств) товара через запятую, а в окончании перечисления стоит союз "и" то необходимо указать все перечисленные значения характеристик (наименований, свойств) товара. В случае перечисления значений показателей через точку с запятой - необходимо указать одно конкретное значение по выбору участника закупки. В случае одновременного использования запятой и точки с запятой участнику необходимо указать одну из групп значений, разделенную точкой с запятой", "Если в приложении к техническому заданию прописано требование "или", "либо", то данные союзы нужно трактовать, как знак альтернативности понятий, то есть следует выбрать одно значение из нескольких предложенных. "Если при описании требуемых значений одновременно используются символы "\" и ";", то участник должен помимо показателя, указанного перед символом "\" выбрать одно из значений, разделённых символом ";" "В случае, если группы значений, прописанные через символ ",", разделены символом "/", то участнику необходимо выбрать одно из значений, находящихся перед символом "/" и одно из значений после символа "/".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данными доводами жалобы, а также пояснил, что вышеуказанные требования установлены ввиду технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1, п.2, ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Диалог-Сервис" на действия РГВИА обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку Заказчику предписание выдано в рамках рассмотрения жалобы
ООО "Элбридж" по делу N2-57-8666/77-18 от 13.07.2018.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены комиссии: Е.А. Миронова
А.С. Спирякова
Исп.Спирякова А.С. 495 784-75-05 (доб.189)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 июля 2018 г. N 2-57-8839/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2018