Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - начальника отдела административных производств А.Т. Чшиева,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
при участии представителей:
Администрации поселения Сосенское: Порхунова В.А., Бегановича Н.А.,
в отсутствие представителей Заявителя ООО "Диалог-Сервис", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России N ТФ/27173/18 от 07.06.2018.
рассмотрев жалобу ООО "Диалог-Сервис" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Сосенское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту подвала многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Москва, поселение Сосенское, пос. Коммунарка, дом N33 (Закупка N0148300008318000030) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России N ТФ/27173/18 от 07.06.2018 документы и сведения.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1. Согласно доводам Заявителя, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не позволяет корректно подготовить заявку на участие в Аукционе, поскольку вводит в заблуждения участника закупки и не дает возможности корректного определения случаев, в которых необходимо участникам закупки предоставить конкретное значение, а в каких случаях диапазон значений.
На заседании комиссии, установлено что в инструкции по заполнению заявки, указано, что:
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", "/", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз.
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", "\", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ".
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой".".
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", союза "и", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой".
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "/", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой".
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "\", "запятая", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "\".
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "\", союза "и", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "\".
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "\", "/", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "\".
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием союза "или", символа "запятая", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных союзом "или".
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием союза "или", союза "и", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных союзом "или"
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов союза "или", "/", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных союзом "или"".
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился подтвердить необходимость установления вышеуказанных требований, а также пояснить в какой части документации содержится обоснование установления вышеуказанных требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки, поскольку требования, установлены таким образом, что могут препятствовать корректному сформированию заявки в соответствии с требованиями аукционной документации.
2. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в аукционной документации установлены противоречивые требования к товарам, используемым при выполнении работ.
Так например, Заказчиком в установлены требования:
- п. "Наконечники": "Наружный диаметр втулки под кабель не более 8,2 мм", "Внутренний диаметр втулки под кабель не более 8,2 мм", "Толщина стенки втулки 0,5
2 мм", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку требования к товару являются противоречивыми, для одного и того же параметра товара установлено одновременно два различных диапазона возможных значений.
- п. "Грунтовка": "Внешний вид пленки: после высыхания пленка должна быть ровной, однородной матовой или полуглянцевой", что, по мнению Заявителя, является неправомерным.
- п. "Кран шаровой": Диаметр 20\25, 50, 100", "Длина от 105 до 120", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку в требованиях к товарам отсутствует единицы измерения.
- п. "Лента тип 3": "Толщина в сжатом/расширеном состоянии: от 2 до 80 мм", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку две различные характеристики объединены в отдельный параметр с указанием одного общего значения. Аналогичные нарушения содержаться по п. "Плиты теплоизоляционные".
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком вышеуказанные требования могут препятствовать заполнению заявки на участие в электронном аукционе, поскольку, данные требования не позволяют определить потребность Заказчика и вводят в заблуждение участника закупки.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в аукционной документации установлены избыточные требования к товарам, которые являются взаимозависимыми в соответствии с государственными стандартами и техническими регламентами, тем самым увеличен объем требований к товарам, что создает препятствие корректному формированию заявки на участие в электронном аукционе.
Так например, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товару п. "Болты строительные": "Диаметр стержня от 5до 20. Шаг резьбы не нормируется\1
2,5. Размер под ключ не менее 10 менее 30. Высота головки от 3,5 до 12. Номинальный диаметр резьбы
6
16. Длина болта не менее 80 не более 110. Длина резьбы
18
46" и др.
Вместе с тем, например, согласно ГОСТ 7805-70 "Болты с шестигранной головкой класса точности А. Конструкция и размеры", требование о соответствии которым установлено в аукционной документации, такие характеристики как "Номинальный диаметр резьбы d гайки шестигранной", "Диаметр стержня, Шаг резьбы, Размер под ключ, Высота головки" установлены определенным значением для каждого номинального диаметра резьбы. Таким образом, при указании участником закупки номинального диаметра резьбы по п. "Болты строительные", а также с учетом выраженного согласия участника закупки на выполнение работ на условиях аукционной документации с использованием товаров, соответствующих требованиям ГОСТ, Заказчику заведомо известны указанные показатели характеристик и установление Заказчиком в Форме-2 аукционной документации требований к указанным параметрам носит необъективный характер. Аналогичные на рушения содержаться по п. "Гвозди строительные" п. "Арматурная сталь", п. "Гайки", п. "Сталь угловая", п. "Краска", п. "Туба".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводам жалобы в аукционной документации неправомерно установлены требования о членстве участников в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - СРО).
На основании ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч.1 ст.55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
Комиссией Управления установлено, что согласно Извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту подвала многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Москва, поселение Сосенское, пос. Коммунарка, дом N33.
Согласно доводам жалобы требуемые работы выполняются в отношении многоквартирных жилых домов, при этом, в Федеральным законом от 21.07.2007 N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено понятие капитального ремонта жилого многоквартирного дома и виды работ, которые относятся к капитальному ремонту. При этом, такие работы не являются работами, оказывающими влияние на безопасность объектов капитального строительства, перечень которых установлен Приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 N624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", на проведение которых необходимо членство в саморегулируемой организации.
В свою очередь, на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих необходимость выполнения в рамках данной закупки работ, для которых требуется наличие Свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в нарушении Закона о контрактной системе размещена аукционная документация, что может привести к ограничению числа участников закупки.
В соответствии с ч.9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, жалобы Заявителя не содержат конкретных указаний на нарушения Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Диалог-Сервис" на действия Администрации поселения Сосенское обоснованной в части установления положений Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки, вводящих участников закупки в заблуждение, в части установления неправомерных требований к товарам и в части установления неправомерных требований о членстве участников в саморегулируемых организациях.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии А.Т. Чшиев
Члены Комиссии Д.С. Бруев
К.А. Сомов
Исп. Бруев Д.С.(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 июня 2018 г. N 2-57-7290/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2018