Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
- Ильченко Л.А. |
- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок; |
Члены Комиссии: |
- Кудинова К.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
|
- Соколенко А.И.
|
- специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
в отсутствии представителей (о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" и материалы дела N 7-1/336
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Контракт" на действия заказчика - ФКУЗ "Медико-Санитарная часть Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона выполнение работ по капитальному ремонту помещений рентген кабинета госпиталя (N0188100003018000066).
По мнению заявителя, документация открытого аукциона в электронной форме содержит следующие нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе):
1. Заказчиком сокращены сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе;
2. Заказчик указал в информационной карте неверный срок окончания предоставления разъяснений;
3. Заказчик неправомерно установил требования о соответствии работ и материалов при их выполнении недействующими ГОСТам;
4. В документации об аукционе отсутствует описание объекта закупки в части требования функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ;
5. В нарушении пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в техническом задании указаны товарные знаки без сопровождения словами "или эквивалент";
6. Заказчиком в проекте контракта неверно установлены штрафы.
На основании ст. 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
Извещение N 0322100004718000077 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 04.06.2018.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 304 622.30 рублей.
Источник финансирования: средства федерального бюджета.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.06.2018, на участие в электронном аукционе поступило 3 заявки. Все заявки допущены до участия в электронном аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N0322100004718000077 от 22.06.2018 победителем аукциона признан участник с порядковым номером заявки N5 - ООО "Строительная компания N1" с предложением о цене контракта - 4 218 529 рублей 86 копеек.
В процессе проведения внеплановой проверки, заказчиком представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым, считает жалобу необоснованной.
Изучив материалы дела N 7-1/336, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии с частью 1 статьи 194 ГК РФ в случае, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено Заказчиком на официальном сайте 04.06.2018 11:55.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе установлен 18.06.2018 12:00 (четырнадцатый день со дня размещения извещения).
Таким образом, срок окончания подачи заявок, установленный в извещении, не соответствует ч. 3 ст. 63 Федерального закона о контрактной системе.
Таким образом, комиссия приходит к решению о признании указанного довода жалобы обоснованным.
2. Согласно п.11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с п.21 документации электронного аукциона дата окончания предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе: 15 июня 2018 года.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе: 18 июня 2018 года.
На основании изложенного Комиссия Хабаровского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика при установлении сроков предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе нарушений Закона о контрактной системе. Доводы жалобы в указанной части признаются Комиссией Хабаровского УФАС России необоснованными.
3. В соответствии с п.п. 1, 2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.377 раздела 19 "Автоматизация систем вентиляции" Технического задания аукционной документации требуется к использованию товар: "Трубы гибкие гофрированные из самозатухающего ПВХ-пластика (ГОСТ Р 50827-95) легкого типа, со стальной протяжкой (зондом) наружным диаметром 20 мм".
Вместе с тем, как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России указанный ГОСТ прекратил свое действие 01.01.2011 в связи с заменой его на ГОСТ Р 50827.1-2009.
Таким образом, указанные действия заказчика являются нарушением п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Довод жалобы в указанной части признан обоснованным.
4. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
При этом согласно ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель в своей жалобе указывает, что заказчиком в сметных расчетах требования к материалам (в случае наличия таковых), во-первых, указаны с конкретными однозначными значениями характеристик (без указания минимальных и максимальных значений), что исключает использование товаров и материалов, эквивалентных или лучших по своим характеристикам, а во-вторых, установлены только с целью определения стоимости данной позиции сметного расчета и расчета общей стоимости выполняемых работ (оказываемых услуг).
Вместе с тем, локальный сметный расчет составляется в целях определения стоимости работ, является обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, и не является описанием объекта закупки, порядок составления сметной документации не регламентируется нормами Закона о контрактной системе
Кроме того, Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, не предусмотрено включение в сметную документацию максимальных и (или) минимальных значений показателей товаров.
На основании изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к решению о признании указанного довода жалобы необоснованным.
5. Согласно п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Согласно п. 227 раздела 11 "Монтажные работы" Технического задания аукционной документации при выполнении работ необходимо использовать товар: "Светильники светодиодные типа LPU-eco "Призма" LED или аналог".
Вместе с тем, заявителем не представлено доказательств каким образом указание в документации об аукционе на марки и модели светодиодных светильников с указанием "или аналог", без сопровождения их словами "или эквивалент" повлекло за собой ограничение количества участников размещения заказа.
На основании изложенного Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода жалобы в указанной части.
6. Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе)
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера штрафов установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
В силу п. 9 Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно п.9.2.2 проекта государственного контракта "Штрафы устанавливаются за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения подрядчика в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 в виде фиксированной суммы вследующем порядке:
а) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно), ______________________________________".
В соответствии с п. 9.3 проекта государственного контракта "В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Штрафы устанавливаются за каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно)".
Таким образом, а также в связи с тем, что п.п. 9.2.2 и 9.3 проекта государственного контракта включают в себя положение о том, что штрафы начисляются в соответствии с Правилами, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к решению, что проект государственного контракта включает в себя положения, предусмотренные ч. 4, ч. 5, ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного довыводы жалобы в указанной части Комиссией Хабаровского УФАС России признаны необоснованными.
Также Комиссией Хабаровского УФАС России на основании п.3.35 приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/1 принято решение предписание заказчику не выдавать, поскольку выявленные при рассмотрении дела нарушения не повлияли на результаты определения поставщика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО "Контракт" на действия заказчика - ФКУЗ "Медико-Санитарная часть Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона выполнение работ по капитальному ремонту помещений рентген кабинета госпиталя (N0188100003018000066) обоснованной в части сокращения заказчиком сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе, установлении заказчиком требований о соответствии работ и материалов при их выполнении недействующими ГОСТам.
2. Признать заказчика - ФКУЗ "Медико-Санитарная часть Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю" нарушившим требования п.1 ч.1 ст. 33, ч. 3 ст. 63 Закона о контактной системе.
3. Передать материалы дела N 7-1/336 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии: |
Л.А. Ильченко |
Члены Комиссии: |
К.В. Кудинова |
|
А.И. Соколенко |
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его оглашения в Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 25 июня 2018 г. N 240
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2018