Резолютивная часть объявлена 19.07.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 24.07.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Воросцова Е.Е. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Кайдаулова Э.П. по доверенности N157 от 19.07.2018.
рассмотрев жалобу ООО "М.опт" (ИНН 6154555050, ОГРН 1086154003165) от 12.07.2018 N1071-ж на действия Заказчика - ГУ-РО ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АО-ЮГРЕ при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по обеспечению инвалидов цифровыми слуховыми аппаратами различной модификации и вкладышами ушными индивидуального изготовления в 2018 году (извещение N0387100012718000113) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
Заказчик в нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 31 N44-ФЗ установил в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электроном аукционе требование о возможности применения участником закупки деятельности по слухопротезированию в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)" при оказании оказание услуг по обеспечению инвалидов цифровыми слуховыми аппаратами различной модификации и вкладышами индивидуального изготовления в 2018 г.
Согласно информации содержащейся в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электроном аукционе, установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры лицензии на медицинскую деятельность по оказанию специализированной медицинской помощи, включающей работы (услуги) по сурдологии - оториноларингологии, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 или осуществление участником закупки деятельности по слухопротезированию в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)".
В соответствии с ч. 1 ст.59 Закона N44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Исходя из требований п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 5 ст. 31 Закона N44-ФЗ извещение о проведении закупки должно содержать требования к участникам закупки, а также исчерпывающий перечень документов, которые необходимо предоставить в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 31 N44-ФЗ.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 указанной статьи информацией должна содержать требования к участникам электронного аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 указанного Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона N44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 указанного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 2 ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) указанного Федерального закона, или копии этих документов.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, действующим законодательством о контрактной системе установлено императивное требование о необходимости наличия у участника закупки лицензии на оказание услуг, в случае, если оказание данных услуг является лицензируемым видом деятельности.
Указанное требование, соответствии с ч. 1 ст. 49 ГК РФ, продиктовано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ на осуществление деятельности, относящейся к объекту закупки.
Объектом закупки является оказание услуг по обеспечению инвалидов цифровыми слуховыми аппаратами различной модификации и вкладышами индивидуального изготовления в 2018 г.
В письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения исх. от 14.04.2015 г. N 03-9428/15 указано, что проведение аудиометрии, подбор и настройка слухового аппарата в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология" и "сурдология - оториноларингология", утвержденным приказом Минздрава России от 09.04.2015 N 178н, осуществляет врач сурдолог - оториноларинголог.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от .2017 N 807н утверждена номенклатура медицинских услуг, в соответствии с которой медицинские услуги по сурдологии - оториноларингологии отнесены к медицинским услугам класса, представляющим собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Исходя из вышеперечисленных норм действующего законодательства, для оказания услуг по слухопротезированию, исполнителю необходимо иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности по виду работ (услуг) "сурдология - оториноларингология".
Осуществление участником закупки деятельности по слухопротезированию в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист в области слухопротезированию (Сурдоакустик)", утвержденного приказом Приказ Минтруда РФ N 226 Н от 10.05.2016, не дает участнику закупки с точки зрения действующего законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности права на оказание медицинских услуг.
Согласно ст. 195.1 ТК РФ профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Соответствие квалификации работника требованиям профессионального стандарта, дает такому работнику право занимать определенные должности, но не заниматься без получения лицензии видом деятельности по оказанию услуг соответствующих его квалификации.
Статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено - медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, предусмотрены лицензионные требования, обязательные для соблюдения, в том числе и соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Порядок оказания медицинской помощи по сурдологии - оториноларингологии, регулируется в частности приказом Минздрава России от 09.04.2015 N 178н, о, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2017 N 807н.
Объем оказания медицинской помощи, осуществляемой в рамках услуг по обеспечению инвалидов цифровыми слуховыми аппаратами различной модификации и вкладышами индивидуального изготовления в 2018 г., предполагает обязательное выполнение порядков оказания медицинской помощи и соответственно стандартов оснащения, предусмотренных порядками оказания по профилю оказываемой отдельной работы (услуги), которая подлежит лицензированию в соответствии с Приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 по адресу места осуществления.
Стандарты оснащения (приказ Минздрава России от 09.04.2015 N 178н), стандарты предусмотренные порядками оказания медицинской помощи (приказ Минздрава России от 09.04.2015 N 178н, приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2017 N 807н.) по профилю ее оказания (специалистов) не предусматривает права сурдоакустику оказывать услуги обеспечению инвалидов цифровыми слуховыми аппаратами различной модификации и вкладышами индивидуального изготовления, в части проведения индивидуального подбора, настройки медицинского изделия, проведению отоскопии уха и снятие слепка слухового прохода для изготовления индивидуального ушного вкладыша.
Таким образом, деятельность специалистов, оказывающих услуги по обеспечению инвалидов цифровыми слуховыми аппаратами различной модификации и вкладышами индивидуального изготовления, подлежит только лицензированию по месту их осуществления в соответствии с лицензионными требованиями, предусмотренными Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291.
В соответствии с п. 8 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к месту осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, относится объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие, позволяющие идентифицировать объект, данные.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию включаются, в том числе и адреса мест осуществления медицинской деятельности.
Осуществление медицинской деятельности по адресу, не указанному в лицензии, расценивается как осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии).
Исходя из вышеизложенного, при подготовке документации открытого электронного аукциона Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре нарушило положения ч.1. ст.31, п.1 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ч 2,3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 " О Защите конкуренции", Положения Федерального Закона РФ от 21.11.2011 N323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки участники должны соответствовать единым требования, в том числе соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по обеспечению инвалидов цифровыми слуховыми аппаратами различной модификации и вкладышами ушными индивидуального изготовления в 2018 году (извещение N0387100012718000113) размещены на официальном сайте единой информационной системы 28.06.2018.
Пунктом 17 установлены требования к участникам закупки, которым в том числе является:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки - наличие действующей на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры лицензии на медицинскую деятельность по оказанию специализированной медицинской помощи, включающей работы (услуги) по сурдологии - оториноларингологии, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 или осуществление участником закупки деятельности по слухопротезированию в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)".
В соответствии с пунктом 23 раздела 1 аукционной документации вторая часть заявки должна содержать копию действующей на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры лицензии на медицинскую деятельность по оказанию специализированной медицинской помощи, включающей работы (услуги) по сурдологии - оториноларингологии, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (при наличии).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.05.2016 N 226н утвержден профессиональный стандарт "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)" (далее - Стандарт).
Стандарт дает право специалисту осуществлять свою деятельность на основании документа, подтверждающего его квалификацию, и не предусматривает наличие лицензии, выдаваемой в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности, Постановление N 291).
Стандарт устанавливает требования к необходимым умениям и знаниям специалиста, а также месту оказания услуг.
Из Стандарта следует, что специалист в области слухопротезирования (сурдоаккустик) оказывает услуги по слухопротезированию в любом месте, при условии, что помещение, в котором будут оказываться услуги, соответствует условиям, изложенным в Стандарте.
Таким образом, оказывать услуги по слухопротезированию может либо организация на основании лицензии, предусмотренной Положением о лицензировании медицинской деятельности, либо специалист в области слухопротезирования в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик).
Вышеизложенное представитель Заказчика подтвердил письмом Фонда социального страхования N02-09-05/12-04-17385 от 22.08.2016
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что установленные требования не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "М.опт" (ИНН 6154555050, ОГРН 1086154003165) от 12.07.2018 N1071-ж на действия Заказчика - ГУ-РО ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АО-ЮГРЕ при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по обеспечению инвалидов цифровыми слуховыми аппаратами различной модификации и вкладышами ушными индивидуального изготовления в 2018 году (извещение N0387100012718000113) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Воросцова Е.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 19 июля 2018 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2018