Резолютивная часть решения оглашена "23" июля 2018 года.
В полном объеме решение изготовлено "25" июля 2018 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления Е.А. Гречишникова,
члены комиссии:
заместитель руководителя-начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов властиКолодина Н.Н.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителей:
Тамбовскогообластного государственного казенного учреждения"Тамбовавтодор"- <_..>,
уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Тамбовской области -<__.>,
представителей ООО "Уваровская ДСПМК" - <_..>.,
рассмотрев жалобуООО "Уваровская ДСПМК" (далее - Заявитель) на действия ТОГКУ "Тамбовавтодор" при проведении электронного аукциона N 0164200003018001880 на выполнение работ по восстановлению изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог: транзитных улиц г.Уварово; Тамбов-Ртищево-Саратов на участках км 6+646- км 6+790, км 6+927 -км 7+300 и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
29.06.2018 года Комитет государственного заказа Тамбовской области (ранее и далее - Уполномоченный орган) опубликовал на сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение N 0164200003018001880 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по восстановлению изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог: транзитных улиц г.Уварово; Тамбов-Ртищево-Саратов на участках км 6+646- км 6+790, км 6+927 -км 7+300 (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 000 000 руб.
Заказчик - ТОГКУ "Тамбовавтодор".
До окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе до 17.07.2018 09:00:00 было подано 2 заявки от участников с порядковыми номерами: 1, 2, которые аукционной комиссией Заказчика были допущены к участию в Аукционе (протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционеN 0164200003018001880 от 19.07.2018).
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 23.07.2018 минимальное предложение о цене контракта было сделано участником N 1 (заявка N 1), предложена цена контракта 14 925 000 руб., снижение составило 0,50%.
ООО "Уваровская ДСПМК", считая документацию об аукционе не соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в антимонопольный орган.
В качестве доводов Заявитель указывает:
- Заказчик неправомерно объединил в один лот работы в разных и не соседних районах области (Уваровском и Кирсановском), что согласно статье 8 Закона о контрактной системе является нарушением и приводит к ограничению конкуренции;
- описание в смете местоположения объекта закупки не дает никакого представления о фактическом расположении ремонтируемых участков на автодороге;
- требования пункта 1.3 проекта контракта неправомерно обязывают участника закупки до заключения контракта представить ряд документов и совершить действия, направленные на исполнение контракта;
- разъяснения положений документации о закупке по запросу от 06.07.2018 опубликованы с нарушением установленного срока.
Заказчик, уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, в которых указали, что считают жалобу Заявителя необоснованной (вх. от 20.07.2018 N 4447н, N 4448н; от 23.07.2018 N4490н; вх. от 23.07.2018 N 4489н).
Рассмотрение жалобы проводилось 20 июля, после перерыва продолжилось 23 июля 2018 года.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, возражения на них и материалы электронного аукциона, а также проведя внеплановую проверку по рассматриваемой закупке, приходит к следующим выводам.
1. Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик неправомерно объединил в один лот работы, подлежащие выполнению в Уваровском и Кирсановском районах, что приводит к ограничению конкуренции.
Комиссия Тамбовского УФАС России признает данный довод обоснованным в силу следующего.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системедокументация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системеЗаказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства, преследующих единые цели и задачи, следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупок.
В силу части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В рассматриваемых торгах установлено ограничение участия: в торгах могут принять участие только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Как следует из документации об аукционе, предметом закупки является восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий автомобильной дороги,чтотребуется выполнить на следующих участках:
- автомобильная дорога транзитных улиц г. Уварово;
- автомобильная дорога Тамбов-Ртищево-Саратов на участках км 6+646- км 6+790, км 6+927 -км 7+300Кирсановского района.
Согласно карте автомобильных дорог Тамбовской области указанные участки автомобильных дорог не связаны и не пересекаются друг с другом, находятся в разных территориальных образованиях Тамбовской области, причем на расстоянии более 100 км друг от друга, что подтверждает отсутствие технологической взаимосвязи указанных объектовс точки зрения взаимного расположения и порядка выполнения работ.
При этом, взаимосвязь и зависимость работ на указанных участках дорог г. Уварово и Кирсановского района на заседании Комиссии Заказчиком не заявлялась и ничем не подтверждена. Более того, представители Заказчика и Уполномоченного органа признали обособленность работ по двум заданным участкам и независимость друг от друга.
Результаты закупки, отраженные в протоколе проведения электронного аукциона от 23.07.2018, показали, что в аукционе приняло участие только одно лицо, из двух допущенных к участию.
Указанные обстоятельства подтверждают, что объединение в один лот работ в разных муниципальных районах Тамбовской области и объявление аукциона на сумму 15 000 000 рублей привело к тому, что участие в аукционе принял только один хозяйствующий субъект, тогда как проведение закупок по каждому району могло обеспечить наличие конкурентной среды и, как следствие, значительную экономию, достигнутую по результатам проведения отдельных аукционов.
Кроме того, такое объединение лота влечет ограничение конкуренции ввиду того, что субъекты малого предпринимательства, для которых объявлен аукцион,как правило, ограничены в финансовой возможности предоставления обеспечения исполнения контракта, размер которого возрастает из-за укрупнения лота.
Доводы Заказчика, согласно которым в данной закупке виды работ по участкам идентичны и по объемам работ небольшие, являются несостоятельными, так как не подтверждают технологическую и функциональную взаимосвязь работ в двух разных и несоседних районах Тамбовской области, являющихся объектом закупки.
Представитель Заявителя сообщил, что его организациясможет исполнить контракт только в одном административном районе, поскольку выполнение работ одновременно в двух отдаленных районах повлекут к большим финансовым и трудовым затратам, что ограничивает в участии в закупке.
На основании вышеизложенного Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 64, ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе.
Действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. Заявитель в жалобе указывает, что смета и описание местоположения объекта закупки не содержат сведений о фактическом расположении ремонтируемых участков на автодороге.
Комиссия Тамбовского УФАС России признает данный довод обоснованным в силу следующего.
Согласно статье 42 Закона о контактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, следующая информация:
- краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В пункте 1.2 проекта контракта указано, что исполнитель принимает обязательства по выполнению работ, указанных в пункте 1.1. настоящего Контракта, в соответствии с условиями настоящего Контракта, смете (Приложение N1 к настоящему контракту), требований законодательства Российской Федерации, технических регламентов, СНиП, ГОСТ, ГОСТ Р, СанПиН, иными нормами и правилами, предусмотренными для данных видов работ.
Аукционная документация содержит две сметы:
- на восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий автомобильной дороги транзитных улиц г. Уварово;
- на восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий автомобильной дороги Тамбов-Ртищево-Саратов на участках км 6+646- км 6+790, км 6+927 -км 7+300Кирсановского района.
Анализ и сопоставление вышеуказанных смет аукционной документации показывает, что место выполнения работ указано только на участках Кирсановского района.
Смета на восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий автомобильной дороги транзитных улиц г. Уваровоне содержит конкретные пикеты производства работ улиц города Уварово, что не позволяет потенциальному участнику аукциона достоверно установить фактическое место выполнения работ, что может привести к необоснованным рискам при выполнении работ.
Данные действия Заказчика нарушают ст. 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В пункте 1.3 проекта государственного контракта Заказчиком установлено следующее: "Исполнитель разрабатывает за свой счет и согласовывает с Заказчиком до момента заключения Контракта пакет нормативной и исполнительной документации: сметы, приказы о закреплении автомобильной дороги за структурными подразделениями, графики дежурств исполнителей, техники; выдавать производственные задания бригадам, отвечать за их рациональную расстановку и организацию работ, обеспечивая ритмичность работы и использование рабочих в соответствии с их квалификацией и нести ответственность за безопасность движения в зоне производства работ".
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что данное требование Заказчика не предусмотрено Законом о контрактной системе и является незаконным, поскольку обязанности исполнителя контракта наступают только после его заключения.
Данные действия Заказчика нарушают ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Заявителя в рассматриваемой части признается Комиссией Тамбовского УФАС России обоснованным.
4. Заявитель в ходе рассмотрения жалобы указал, что 06.07.2018 направил Заказчику запрос на разъяснение положений документации об электронном аукционе, разъяснения на которые были опубликованы на сайте только 10.07.2018, что нарушает требования законодательства о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно данным сайта Единой информационной системы в сфере закупок Заказчиком размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе на запрос от 06.07.2018 только 10 июля 2018 года, что не соответствует ч.4 ст. 65 Закона о контрактной системе, поскольку нарушен двухдневный срок по размещению разъяснений положений документации об электронном аукционе на сайте.
Действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Довод Заявителя признается Комиссией Тамбовского УФАС России обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Уваровская ДСПМК" обоснованной.
2. Признать ТОГКУ "Тамбовавтодор" нарушившим часть 1 статьи 64, ч. 2 статьи 8, ст. 42, ч. 4 ст. 65, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать ТОГКУ "Тамбовавтодор", аукционной комиссии ТОГКУ "Тамбовавтодор", оператору электронной площадки, уполномоченному органу предписание об отмене электронного аукциона N 0164200003018001880и всех его результатов.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1.4, ч. 4.1 и ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии Н.Н. Колодина
Т.В. Четверткова
Исп.: Четверткова Т.В.
тел: 8 (4752) 72-73-44
ТОГКУ "Тамбовавтодор"
392000, г. Тамбов,
Студенецкая набережная, 16А, корп. 1
post@avtodor.tambov.gov.ru
kov@avtodor.tambov.gov.ru
Комитет государственного заказа
Тамбовской области
392000, г. Тамбов, ул. С.Рахманинова, 2а
post@buy.tambov.gov.ru
ООО "Уваровская ДСПМК"
393391, Тамбовская область, Уваровский район, с. ВерхнееЧуевоdspmk68@mail.ru
АО "Единая электронная торговая площадка"
115114, г.Москва, ул. Кожевническая, д.14,стр.5 info@roseltorg.ru
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N РЗ-182/18 о нарушении законодательства
о контрактной системе
Резолютивная часть предписания оглашена "23" июля 2018 г.
В полном объеме предписание изготовлено "25" июля 2018 г.
г.Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления - Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
на основании своего решения от 25.07.2018 по делуN РЗ-182/18 о нарушении законодательства о контрактной системе на основании пункта 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ТОГКУ "Тамбовавтодор"отменить электронный аукцион N 0164200003018001880на выполнение работ по восстановлению изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог: транзитных улиц г.Уварово; Тамбов-Ртищево-Саратов на участках км 6+646- км 6+790, км 6+927 -км 7+300 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок и все его результаты.
2. Настоящее предписание исполнить в срок до 20 августа 2018 года.
3. Об исполнении настоящего предписания сообщить и представить доказательства в Тамбовское УФАС России в срок до 20 августа 2018 года.
Настоящее предписание в течение трех месяцев со дня его выдачи может быть обжаловано в Арбитражный суд Тамбовской области.
Комиссия Тамбовского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии Н.Н. Колодина
Т.В. Четверткова
Исп.: Т.В. Четверткова
тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 23 июля 2018 г. N РЗ-182/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2018