Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 24 июля 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя Ярославского УФАС России Гудкевич Е.В., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок управления Лебедева С.Н., государственный инспектор отдела контроля закупок управления Миронова М.В.,
с участием:
от заявителя - ООО "Ремточстрой Инжиниринг" (далее также - заявитель) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области (далее также - уполномоченный орган) представителя по доверенности Старостиной М.А.;
от заказчика - государственного казенного учреждения Ярославской области "Единая служба заказчика" (далее также - ГКУ ЯО "Единая служба заказчика", заказчик) - директора Миронова М.Г.;
от оператора электронной площадки - АО "Электронные торговые системы" - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "Ремточстрой Инжиниринг" на действия заказчика - государственного казенного учреждения Ярославской области "Единая служба заказчика", и уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по организации завершения строительства объекта "Дошкольное образовательное учреждение в поселке Михайловский, Ярославский муниципальный район" (извещение N0171200001918000759) (далее - аукцион, аукционная комиссия) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Ремточстрой Инжиниринг" на действия заказчика - государственного казенного учреждения Ярославской области "Единая служба заказчика", и уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по организации завершения строительства объекта "Дошкольное образовательное учреждение в поселке Михайловский, Ярославский муниципальный район" (извещение N 0171200001918000759).
Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены тем, что в аукционной документации при описании объекта закупки установлен ряд значений параметров используемых при выполнении работ товаров (позиция 6 "Шпатлевка масляно-клеевая", позиция 7 "Портландцемент", позиция 47 "Труба"), которые становятся известными только после проведения испытании таких товаров.
На основании вышеизложенного ООО "Ремточстрой Инжиниринг" просит признать жалобу обоснованной.
Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 27.06.2018 размещено изменение к ранее опубликованному извещению N0171200001918000759 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по организации завершения строительства объекта "Дошкольное образовательное учреждение в поселке Михайловский, Ярославский муниципальный район" вместе с аукционной документацией.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что при описании объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Из буквального толкования названных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации о закупке должен установить требования к объекту закупки с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе также должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
На основании подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в редакции, действующей на момент размещения извещения) при заключении контракта на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно извещению и документации об электронном аукционе объектом данной закупки является выполнение работ по организации завершения строительства объекта "Дошкольное образовательное учреждение в поселке Михайловский, Ярославский муниципальный район". Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе (пункт 4 радела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе).
В данном случае закупка проводится в интересах заказчика, ГКУ ЯО "Единая служба заказчика".
Пунктом 18 радела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе определены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, инструкция по ее заполнению, согласно которым первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания, (при наличии) фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Указанное согласие предоставляется в произвольной форме, в том числе допускается предоставление согласия в типовой форме, реализованной на электронной площадке.
Требования к значениям конкретных показателей используемого товара установлены в приложении N 4 к разделу 2 "Описание объекта закупки".
Первую часть заявки рекомендуется представить по форме, предложенной в приложении N 3 к разделу 1 "Информационная карта аукциона".
В частности, в приложении N 4 к разделу 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе заказчиком и уполномоченным органом установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, и представление которых, соответственно, предусмотрено в составе первых частей заявок на участие в закупке, оформленные в виде таблицы, из содержания которой следует, что в данном случае определен перечень необходимых для выполнения работ товаров, их технические и функциональные характеристики (потребительские свойства), включающие в себя наименование показателя и соответствующее ему допустимое значение, а также единицы измерения, в соответствии с которыми установлены такие показатели.
Кроме того, согласно приложению N 3 к разделу 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе участник закупки представляет информацию о конкретных показателях товара (материала), используемого при выполнении работ, оказании услуг, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме и подлежащих проверке заказчиком при приемке товара, выполненных работ, оказанных услуг, а также сведения о товарном знаке (его словесном обозначении) (при наличии), знаке обслуживания (при наличии), фирменном наименовании (при наличии), патенте (при наличии), полезных моделях (при наличии), промышленных образцах (при наличии). Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме" должны содержать значения параметров товара в соответствии с которыми заказчик осуществляет приемку товара при выполнении работ, оказании услуг. Все предлагаемые материалы соответствуют нормативным документам: ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д.
Также в этом приложении содержится инструкция по заполнению сведений о технических и функциональных характеристиках (потребительских свойствах) используемых при выполнении работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, товаров (далее - инструкция), в которой в числе прочего указано, что участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала), применяемого при производстве работ, оказании услуг указанного в сведениях о товаре. Слова "не менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему. Слова "не более" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему. Показатели товаров, имеющие исключительно интервальное или неконкретное значение (например, рабочая температура, температура применения, температура эксплуатации, температура рабочей среды, температура окружающей среды): значение таких показателей должно указываться участником закупки в первой части заявки в виде диапазона, конкретное значение не допускается. В случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции применяемых для описания товаров слов знаков и символов считать, что данный показатель имеет неизменное значение и предоставляется в неизменном виде.
N п/п |
Наименование товара |
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Ед. изм. |
6. |
Шпатлевка масляно-клеевая |
Время высыхания |
Не более 4 |
ч |
Как пояснили представители заказчика и уполномоченного органа, в настоящее время технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные документы, которыми определялось значение параметра (показателя) "Время высыхания" для товара "Шпатлевка масляно-клеевая", отсутствуют.
Вместе с тем, установление в аукционной документации значения данного показателя, равно как и самого показателя, как отметил представитель заказчика, обусловлено объективными потребностями заказчика - сократить время выполнения работ путем подготовки поверхностей для дальнейшего проведения работ.
Кроме того, заказчик и уполномоченный орган при установлении значений рассматриваемых показателей (параметров) ориентировались на имеющиеся на рынке шпатлевки масляно-клеевые, при изучении данного рынка установлено, что как минимум два производителя (ТЕКС, Лакра, BAUPROFFE) выпускают масляно-клеевую шпатлевку, характеристики которой полностью соответствуют требованиям аукционной документации.
По позициям 7 "Портландцемент", 47 "Труба" заказчику требуются товары со следующими характеристиками:
N п/п |
Наименование товара |
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Ед. изм. |
7. |
Портландцемент |
Конец схватывания цемента |
не позднее 10 |
часов от начала затворения |
Начало схватывания цемента |
не ранее 45 |
мин от начала затворения. |
||
47. |
Труба |
Угол фаски к оси трубы |
не менее 15 не более 45 ° |
|
При этом ни ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия (С Изменениями N 1, 2)" (далее - ГОСТ 10178-85), ни ГОСТ 32414-2013 "Трубы и фасонные части из полипропилена для систем внутренней канализации. Технические условия" (далее - ГОСТ 32414-2013) (ссылки на которые имеются в аукционной документации и требование о том, что материалы, используемые при выполнении работ, в том числе портландцемент, трубы, должны соответствовать приведенным в аукционной документации нормативным документам (ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП)) не содержат указание на то, что значения оспариваемых заявителем параметров в отношении таких товаров (позиции 7 "Портландцемент", 47 "Труба") определяются на основании проведения тех или иных испытаний.
При этом значения параметров "Конец схватывания цемента", "Начало схватывания цемента" для товара по позиции 7 "Портландцемент", значение параметра "Угол фаски к оси трубы" для товара по позиции 47 "Труба" установлены в полном соответствии с требованиями ГОСТ 10178-85, ГОСТ 32414-2013 соответственно.
Следует отметить, что в тексте жалобы ООО "Ремточстрой Инжиниринг" не приводит конкретных ссылок на технические документы или иные документы, которые бы содержали указание на то, что значения оспариваемых в жалобе характеристик можно определить только на основании проведения потенциальным участником закупки испытаний имеющегося в наличии товара.
Заявитель не доказал тот факт, что требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки.
Товары, являющиеся предметом закупки, находятся в свободном обороте, и любое лицо может приобрести такие товары. Отсутствие товаров с необходимыми характеристиками у одного из участников закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки.
Заявитель также не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности приобретения требуемых для выполнения работ товаров, в частности товара N6 "Шпатлевка масляно-клеевая" с установленным заказчиком и уполномоченным органом значением "Не более 4 ч" параметра "Время высыхания"; товара N7 "Портландцемент" со значением "не позднее 10 часов от начала затворения" параметра "Конец схватывания цемента" и значением "не ранее 45 мин от начала затворения" параметра "Начало схватывания цемента"; товара N47 "Труба" со значением "не менее 15 не более 45 °" параметра "Угол фаски к оси трубы".
Кроме того, вопреки доводам заявителя, аукционная документация не содержит требований, из которых вытекало бы, что участник закупки должен самостоятельно определять соответствие используемых при выполнении соответствующих работ товаров требованиям ГОСТ путем проведения испытаний. Предполагается, что участник закупки в своей заявке с учетом положений аукционной документации (в том числе инструкции, положения которой процитированы в данном решении) и ГОСТ (ГОСТ 10178-85, ГОСТ 32414-2013) гарантирует соответствие указанных материалов заявленным заказчиком требованиям.
Таким образом, Комиссия исходя из имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы сведений, не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика и уполномоченного органа по формированию требований к характеристикам необходимых для выполнения работ товаров нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, следовательно, доводы жалобы заявителя не нашли своего подтверждения.
По итогам проведения внеплановой проверки рассматриваемого электронного аукциона Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что при описании объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Из буквального толкования названных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации о закупке должен установить требования к объекту закупки с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе также должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
На основании подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в редакции закона, действовавшей на момент размещения извещения и утверждения документации об электронном аукционе) при заключении контракта на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно извещению и документации об электронном аукционе объектом данной закупки является выполнение работ по организации завершения строительства объекта "Дошкольное образовательное учреждение в поселке Михайловский, Ярославский муниципальный район". Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе (пункт 4 радела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе).
В данном случае закупка проводится в интересах заказчика, ГКУ ЯО "Единая служба заказчика".
Пунктом 18 радела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе определены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, инструкция по ее заполнению, согласно которым первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания, (при наличии) фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Указанное согласие предоставляется в произвольной форме, в том числе допускается предоставление согласия в типовой форме, реализованной на электронной площадке.
Требования к значениям конкретных показателей используемого товара установлены в приложении N 4 к разделу 2 "Описание объекта закупки".
Первую часть заявки рекомендуется представить по форме, предложенной в приложении N 3 к разделу 1 "Информационная карта аукциона".
В частности, в приложении N 4 к разделу 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе заказчиком и уполномоченным органом установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, и представление которых, соответственно, предусмотрено в составе первых частей заявок на участие в закупке, оформленные в виде таблицы, из содержания которой следует, что в данном случае определен перечень необходимых для выполнения работ товаров, их технические и функциональные характеристики (потребительские свойства), включающие в себя наименование показателя и соответствующее ему допустимое значение, а также единицы измерения, в соответствии с которыми установлены такие показатели.
Кроме того, согласно приложению N 3 к разделу 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе участник закупки представляет информацию о конкретных показателях товара (материала), используемого при выполнении работ, оказании услуг, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме и подлежащих проверке заказчиком при приемке товара, выполненных работ, оказанных услуг, а также сведения о товарном знаке (его словесном обозначении) (при наличии), знаке обслуживания (при наличии), фирменном наименовании (при наличии), патенте (при наличии), полезных моделях (при наличии), промышленных образцах (при наличии). Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме" должны содержать значения параметров товара в соответствии с которыми заказчик осуществляет приемку товара при выполнении работ, оказании услуг. Все предлагаемые материалы соответствуют нормативным документам: ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д.
Также в этом приложении содержится инструкция по заполнению сведений о технических и функциональных характеристиках (потребительских свойствах) используемых при выполнении работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, товаров (далее - инструкция), в которой в числе прочего указано, что участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала), применяемого при производстве работ, оказании услуг указанного в сведениях о товаре. В случае, когда предлагаемый товар не имеет конкретное значение параметра (конкретный показатель) в соответствии со сведениями, предоставляемыми производителями таких товаров, участником закупки указывается диапазон значений.
Слова "не менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему. Слова "не более" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему. Символ "" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему. Символ "
" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему. Слова "Более" означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения; Слова "Менее" означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения.
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая" и союза "и" - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанные через данный символ, союз. В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая",- участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данный символ. В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием союза "и",- участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данный союз.
В случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции применяемых для описания товаров слов знаков и символов считать, что данный показатель имеет неизменное значение и предоставляется в неизменном виде. Ответственность за достоверность сведений о конкретных показателях используемого товара, товарном знаке (его словесном обозначении), знаке обслуживания, фирменном наименовании, патентах, полезных моделях, промышленных образцах, наименовании места происхождения товара, указанного в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме, несет участник закупки. При указании в документации о закупке товарных знаков товаров считать описание объекта с применением слов "или эквивалент", за исключением указания в настоящей документации о закупке случаев несовместимости товаров, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
По позиции 2 заказчику требуется использование товара "Грунтовка", который обладает, в том числе следующими характеристиками:
N п/п |
Требования заказчика |
|||
Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, используемого при выполнении работ | ||||
Наименование товара |
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Ед. изм. |
|
2 |
Грунтовка |
массовая доля нелетучих веществ |
52-63 |
% |
Также согласно приложению N 4 к разделу 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе этот товар должен соответствовать "ГОСТ 25129-82. Грунтовка ГФ-021. Технические условия" (далее - ГОСТ 25129-82), согласно пункту 1.4 раздела 1 "Технические требования" (таблица 1) которого массовая доля нелетучих веществ грунтовки в норме должна составлять 54-60% (определяется по "ГОСТ 17537-72. Материалы лакокрасочные. Методы определения массовой доли летучих и нелетучих, твердых и пленкообразующих веществ", а также разделу 1 "Технические требования" и пункту 4.5 раздела 4 "Методы испытаний" ГОСТ 25129-82).
Таким образом, возможные значения показателя "Массовая доля нелетучих веществ" установлены заказчиком и уполномоченным органом не в соответствии с требованиями указанного государственного стандарта: минимальное значение 54% снижено в данном случае до 52%, а максимальное - увеличено до 63%; соответственно, заказчиком и уполномоченным органом необоснованно расширен диапазон допустимых значений названного показателя, характеризующего грунтовку, обоснования же установления данных нестандартных значений документация об электронном аукционе не содержит.
По позиции 9 заказчику требуется использование товара "Раствор", соответствующий "ГОСТ 28013-98. Растворы строительные. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 28013-98), а также следующим характеристикам:
N п/п |
Требования заказчика |
|||
Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, используемого при выполнении работ | ||||
Наименование товара |
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Ед. изм. |
|
9 |
Раствор |
вид |
раствор требуется кладочный |
|
наибольшая крупность зерен заполнителя |
должна быть менее 5,0 |
мм |
В соответствии с пунктом 4.14.8 раздела 4 "Общие технические требования" ГОСТ 28013-98 в зависимости от вида раствора наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть не более:
- кладочные (кроме бутовой кладки) - 2,5 мм,
- бутовая кладка - 5,00 мм,
- штукатурные (кроме накрывочного слоя) - 2,5 мм,
- штукатурные накрывочного слоя - 1,25 мм,
- облицовочные - 1,25 мм.
Поскольку в данном случае (и это не отрицалось представителем заказчика на заседании Комиссии) заказчику требуется использование исключительно кладочного раствора (не бутовой кладки), следовательно, значение показателя "Наибольшая крупность зерен заполнителя" для такого раствора должно составлять до 2,5 мм (включительно), однако, заказчиком и уполномоченным органом допустимое значение этого показателя расширено до 5,00 мм, что не соответствует требованиям государственного стандарта, документация же об электронном аукционе не содержит обоснования необходимости установления таких нестандартных значений.
По позиции 118 заказчику требуется использование товара "Гайки", который должен соответствовать "ГОСТ ISO 4032-2014. Гайки шестигранные нормальные класса точности А и В" (далее - ГОСТ ISO 4032-2014), а также следующим характеристикам:
N п/п |
Требования заказчика |
|||
Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, используемого при выполнении работ | ||||
Наименование товара |
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Ед. изм. |
|
118 |
Гайки |
высота, m |
|
мм |
размер опорной шайбы, с |
|
мм |
||
диаметр резьбы |
8, 12, 10 |
мм |
Учитывая положения инструкции, в данном случае заказчику требуется использование гаек трех диаметров: 8 мм, 10 мм, 12 мм.
Вместе с тем размеры гаек установлены в разделе 3 "Размеры" (таблица 1) ГОСТ ISO 4032-2014, согласно которой:
В миллиметрах
Резьба D |
М8 |
М10 |
М12 |
|
c |
не более |
0,60 |
0,60 |
0,60 |
не менее |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
|
m |
не более |
6,80 |
8,40 |
10,80 |
не менее |
6,44 |
8,04 |
10,37 |
Соответственно, для гаек всех необходимых заказчику диаметров значение показателя "Размер опорной шайбы, с" должно составлять от 0,15 мм до 0,60 мм (включительно); а значение показателя "Высота, m" составлять: для гаек диаметром 8 мм - от 6,44 мм до 6,80 мм (включительно), 10 мм - от 8,04 мм до 8,40 мм, 12 мм - 10,37 мм до 10,80 мм.
Однако заказчиком и уполномоченным органом для названных показателей товара "Гайки" установлены иные допустимые значения, не соответствующие (значительно расширяющие) нормативам, предусмотренным ГОСТ ISO 4032-2014: высота - от 0 до 18,0 мм (включительно), размер опорной шайбы - от 0,15 мм до 0,80 (включительно); что является необоснованным, поскольку обоснования установления таких нестандартных значений документация об электронном аукционе не содержит.
Таким образом, исходя из пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что поскольку в данном случае заказчик и уполномоченный орган при описании объекта закупки не использовали установленные действующими государственными стандартами требования к показателям, определяющим характеристики товаров, которые должны быть использованы при выполнении работ, являющихся объектом данной закупки (ряд требований к техническим характеристикам используемых при выполнении закупаемых работ товаров (примеры таких требований приведены выше), они должны были включить в рассматриваемую документацию обоснование необходимости использования других требований (при этом под "другими требованиями" понимаются требования, не совпадающие в полном объеме (в том числе по минимальной и по максимальной границам значений показателей, приведенных выше в качестве примера) с требованиями государственных стандартов). Не включив в документацию об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение работ по организации завершения строительства объекта "Дошкольное образовательное учреждение в поселке Михайловский, Ярославский муниципальный район" (извещение N 0171200001918000759), такое обоснование, заказчиком и уполномоченным органом допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Вместе с тем Комиссией при принятии решения по настоящей жалобе принимается во внимание тот факт, что на участие в рассматриваемом аукционе была подана заявка от потенциального подрядчика, признанная аукционной комиссией уполномоченного органа соответствующей установленным заказчиком и уполномоченным органом в документации об электронном аукционе требованиям по представленным в заявке сведениям относительно указанных в жалобе материалов (товаров) и их характеристик (см. протокол рассмотрения единственной заявки от 17.07.2018 N 0171200001918000759).
Кроме того, заявитель не принимал участие в настоящей закупке, не направлял в адрес заказчика и уполномоченного органа запросов на предоставление разъяснений положений документации об электронном аукционе (никакие запросы в указанной части не поступали вовсе), а, соответственно, не доказал свое намерение и заинтересованность в участии в рассматриваемом аукционе.
Таким образом, данные обстоятельства, в свою очередь, косвенно свидетельствуют об отсутствии в данном конкретном случае в документации об электронном аукционе положений, ограничивающих количество потенциальных участников закупки, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о том, что выявленные нарушения не повлияли в данном случае на результаты определения подрядчика.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "Ремточстрой Инжиниринг" (ИНН 2223620192, ОГРН 1172225038479) на действия заказчика - государственного казенного учреждения Ярославской области "Единая служба заказчика" (ИНН 7604241932, ОГРН 1137604005923), и уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по организации завершения строительства объекта "Дошкольное образовательное учреждение в поселке Михайловский, Ярославский муниципальный район" (извещение N0171200001918000759) необоснованной.
2. По итогам проведения внеплановой проверки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по организации завершения строительства объекта "Дошкольное образовательное учреждение в поселке Михайловский, Ярославский муниципальный район" (извещение N 0171200001918000759) признать заказчика, государственное казенное учреждение Ярославской области "Единая служба заказчика" (ИНН 7604241932, ОГРН 1137604005923), и уполномоченный орган, департамент государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), нарушившими пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Не выдавать заказчику, государственному казенному учреждению Ярославской области "Единая служба заказчика" (ИНН 7604241932, ОГРН 1137604005923), и уполномоченному органу, департаменту государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений, поскольку выявленные нарушения не повлияли в данном случае на результаты определения подрядчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
|
_______________ Гудкевич Е.В. |
Члены Комиссии: |
_______________ Лебедева С.Н.
_______________ Миронова М.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 19 июля 2018 г. N 176Ж-18(8097/05-02)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2018