Резолютивная часть решения объявлена 23 июля 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 26 июля 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Лебедева С.Н., специалист-эксперт отдела контроля закупок Ковалькова А.С., с участием:
от заявителя - ООО "Сатори" (далее также - заявитель), представителя по доверенности Мазоновой И.С.;
от уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, представителя по доверенности Цыгановой Н.Ю.,
от заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (далее - заказчик), представителей по доверенности Баланцева С.А., Карачевского Д.В., Иванчиковой Е.В.;
от оператора электронной площадки - АО "ЭТС", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Сатори" на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница", уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходного материала (стент коронарный) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N0171200001918000821) (далее - электронный аукцион, заказчик) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Сатори" на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница", уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходного материала (стент коронарный) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N0171200001918000821).
По мнению заявителя, документация об аукционе в электронной форме не соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе, поскольку заказчиком и уполномоченным органом при описании объекта закупки допущены следующие нарушения:
- установив для показателя "Диаметр проксимальной части шафта" стента коронарного (позиция 1) значения 1.9 Fr (0.65 мм) заказчик вводит участников закупки в заблуждение, поскольку в соответствии с правилами перевода значений из Fr в мм, значение 1,9 Fr равно 0,63 мм, и таким характеристикам не соответствует продукция ни одного производителя, зарегистрированного на территории Российской Федерации;
- при описании требуемого к поставке товара по позиции 2 установлены конкретные показатели, совокупности которых, по мнению заявителя, соответствует только стент Integrity производства компании Medtronic, что влечёт за собой ограничение числа участников закупки;
-использование термина "Возможно расправление стентов 2.5-2.75 мм до 3.50 мм; 3.0-4.0 мм до 4.75 мм" является некорректным, поскольку данная характеристика имеет четкие показатели.
В качестве одного из доводов жалобы заявитель указывает также на то, что заказчик и уполномоченный орган формально ответили на три поступивших в их адрес запроса на разъяснение положений аукционной документации относительно оспариваемых характеристик закупаемого товара.
На основании изложенного выше заявитель просит признать жалобу обоснованной, а действия заказчика и уполномоченного органа - незаконными, выдать заказчику и уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения с указанием того, что аукционная документация на поставку стентов коронарных составлена и утверждена в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе, просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 28.06.2018 размещено извещение N0171200001918000821 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку расходного материала (стент коронарный) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" вместе с документацией об электронном аукционе.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в аукционной документации должен установить требования к поставляемым медицинским изделиям (стенты коронарные) с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках.
В данном случае аукцион проводился в интересах заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница".
В соответствии с извещением N0171200001918000821 и аукционной документацией в качестве объекта закупки обозначена поставка расходного материала (стент коронарный).
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В соответствии с таблицей "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара", представленной в Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации (далее также - таблица), заказчику требуются для поставки товары, обладающие следующими характеристиками:
N п/п |
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
1 |
Стент коронарный |
Стент коронарный баллонорасширяемый из кобальт-хромового сплава, смонтирован на системе доставки быстрой смены. Рабочая длина системы доставки не менее 140 см. Модульный дизайн стента - соединение отдельных коронообразных замкнутых модулей с помощью точечной лазерной спайки. Дизайн ячейки стента - открытый. Толщина балок стента 0,0036 дюйма (0,091 мм). Соотношение стент-артерия - 15%. Номинальное давление раскрытия 9 атм. Давление разрыва (RBP) 16 атм. Совместимость с проводниковым катетером 5 Fr. Диаметр кончика катетера 0.017 дюйма. Диаметр проксимальной части шафта 1.9 Fr (0.65 мм). Диаметр дистальной части шафта 2.7 Fr (0.9 мм). |
2 |
Стент коронарный |
Стент коронарный баллонорасширяемый из кобальт-хромового сплава, смонтирован на системе доставки быстрой смены. Рабочая длина системы доставки не менее 140 см. Дизайн стента - непрерывная проволока, сформированная в геликоидально-ориентированную синусоиду, соединение витков с помощью точечной лазерной спайки. Дизайн ячейки стента - открытый. Толщина балок стента 0,0036 дюйма (0,091 мм). Длина балок - 1.1 мм. Соотношение стент-артерия - 18,5%. Номинальное давление раскрытия 9 атм. Давление разрыва (RBP) 15 атм. (для размеров d 4,0 мм) и 16 атм. (для размеров d 2,5 мм; 2,75 мм; 3,0 мм; 3,5 мм). Совместимость с проводниковым катетером 5 Fr. Возможно расправление стентов 2.5-2.75 мм до 3.50 мм; 3.0-4.0 мм до 4.75 мм. Низкопрофильное выходное соединение обеспечивает использование техники "целующихся баллонов" - 6 Fr, "целующихся стентов" - 7 Fr. Диаметр дистального шафта 2.7 Fr, проксимального - 2.1 Fr. |
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что отделение рентгенохирургических методов диагностики и лечения ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" является единственным на сегодняшний день в Ярославской области, в котором проводятся экстренные черескожные коронарные вмешательства. С целью выполнения поставленных перед ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" задач по улучшению качества экстренной кардиологической помощи, принимая во внимание современные международные научные исследования, опубликованные в базах данных по доказательной медицине (например, The Cochrane Collaboration (http://www.cochrane.org), Cochrane Library (http://www.thecochranelibrary.com), Clinical Evidence (http://clinicalevidence.bmj.com), Best Evidence (http://www.bestevidence.com) и др.) и учитывая наличие положительного опыта использования коронарных стентов с аналогичными техническими характеристиками в 2017-2018 годах (ни одного случая прекращения вмешательства из-за невозможности доставить стент в поражённый участок артерии не зарегистрировано, ранних рестенозов не наблюдалось, ранний тромбоз стента наблюдался менее чем в 1% случаев), заказчиком было принято решение закупать стенты коронарные с оспариваемыми заявителем характеристиками.
Представители заказчика также отметили, что, согласно абзацу второму позиции 2 графы "Функциональные, технические и качественные характеристики товара" указанной выше таблицы, значения "2.5-2.75 мм" и "3.0-4.0 мм" определяют размер стента - его диаметр, следовательно, посредством системного толкования определённых заказчиком функциональных, технических и качественных характеристик для позиции 2 графы "Функциональные, технические и качественные характеристики товара" таблицы становится ясным и не вызывает сомнений, что показателю "Возможно расправление стентов" (третий абзац позиции 2 графы "Функциональные, технические и качественные характеристики товара" таблицы) должны соответствовать значения "до 3.50 мм" для стентов размеров 2.5-2.75 мм и "до 4.75 мм" для стентов размеров 3.0-4.0 мм.
Заказчиком и уполномоченным органом значение показателя "Диаметр проксимальной части шафта" по позиции 1 таблицы установлено в френчах, а также дан перевод указанного показателя в миллиметры - 1.9 Fr (0.65 мм). При этом френчи являются единицами измерения, используемыми для определения указанного выше оспариваемого показателя производителями коронарных стентов, миллиметры же для данной цели не используются производителями, следовательно, допущенная заказчиком и уполномоченным органом при переводе единиц измерения (френчей в миллиметры) математическая ошибка не создаёт препятствий для определения участником закупки необходимого заказчику диаметра проксимальной части шафта коронарного стента.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
Поскольку доказательств, опровергающих указанные выше пояснения заказчика, заявителем не представлено, у Комиссии отсутствуют основания не доверять последним.
В свою очередь, представители заказчика и уполномоченного органа на заседании Комиссии сообщили, что ими при формировании аукционной документации (обосновании начальной максимальной цены) проведено изучение рынка коронарных стентов, являющихся предметом настоящей закупки, и сделан вывод, что имеется не одна организация, способная поставить требуемые товары, доказательством чему являются три поступивших в адрес заказчика коммерческих предложения, представленные на заседание Комиссии: от ООО "Эскамед", ООО "Кармеда", ООО "Авансар", согласно которым данными организациями может быть обеспечена поставка товаров, полностью соответствующих требованиям заказчика. Данное обстоятельство также косвенно подтверждает отсутствие ограничения количества потенциальных участников закупки.
Косвенным подтверждением отсутствия ограничения количества потенциальных участников закупки в данном случае является также то, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0171200001918000821 от 19 июля 2018, на участие в рассматриваемом электронном аукционе подано две заявки, каждая из которых допущена к участию в электронном аукционе аукционной комиссией уполномоченного органа.
Кроме того, в качестве предмета закупки обозначена поставка медицинских изделий, а не их производство. В связи с этим участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе, и не являющееся производителем требуемых к поставке товаров, готовое поставить коронарные стенты, отвечающие требованиям документации об аукционе в электронной форме и удовлетворяющие потребностям заказчика. Также в документации не указан конкретный производитель подлежащих к поставке товаров.
Заявитель не представил на заседание Комиссии доказательств того, что требования, включенные в документацию об электронном аукционе, создали одним участникам преимущества перед другими, явились непреодолимыми для некоторых участников, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников. Также заявитель не представил доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности приобретения требуемого товара и поставки его заказчику в случае победы его на аукционе.
Таким образом, указание заявителя на то, что установленные в документации об электронном аукционе характеристики закупаемого медицинского изделия по позиции 1 не соответствуют ни одному производителю, а по позиции 2 соответствуют единственному производителю, не подтверждается.
Таким образом, принимая во внимание всё вышеизложенное, Комиссия не усматривает в действиях заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница", нарушений законодательства о контрактной системе относительно формирования описания объекта закупки (установления требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам закупаемых коронарных стентов), и, соответственно, довод заявителя об обратном не нашёл своего подтверждения.
Довод заявителя о том, что заказчик формально ответил на направленный ООО "Сатори" запрос на разъяснение положений аукционной документации относительно оспариваемых характеристик, представляется Комиссии необоснованным по следующим причинам.
Частью 1 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Исходя из частей 3-5 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Как установлено на заседании Комиссии, 10.07.2018, 11.07.2018, 12.07.2018 в адрес заказчика поступили запросы на разъяснение документации на право заключения контракта на поставку расходного материала (стент коронарный) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница".
12.07.2018, 13.07.2018, 13.07.2018 уполномоченным органом в единой информационной системе размещены разъяснения положений аукционной документации по указанным выше запросам.
Изучив названные выше запросы, а также представленные в соответствии с ними разъяснения положений аукционной документации, Комиссия Ярославского УФАС России установила, что данные разъяснения были размещены уполномоченным органом в установленный законом срок, содержат, как того требуют положения законодательства о контрактной системе, указание на предмет запроса и не содержат указания на участника аукциона, подавшего запрос, а также не изменяют суть аукционной документации, следовательно, данные разъяснения соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе. Требований же к содержанию разъяснений положений аукционной документации (за исключением части 5 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ) законодательством о контрактной системе не предъявляется.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
признать жалобу ООО "Сатори" (ИНН 7716740545; ОГРН 1137746231182) на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (ИНН 7603004103, ОГРН 1027600622301), уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении аукциона в электронной форме на поставку расходного материала (стент коронарный) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N0171200001918000821) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии С.Н. Лебедева
А.С. Ковалькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 23 июля 2018 г. N 05-02/182ж-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2018