Резолютивная часть решения объявлена 23 июля 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 26 июля 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Лебедева С.Н., специалист-эксперт отдела контроля закупок Ковалькова А.С., с участием:
от заявителя - ООО "Латрек" (далее также - заявитель), представителей по доверенности Рындиной Л.Э., Кузьмина Р.М.;
от уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, представителя по доверенности Цыгановой Н.Ю.,
от заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (далее - заказчик), представителей по доверенности Баланцева С.А., Карачевского Д.В., Иванчиковой Е.В.;
от оператора электронной площадки - АО "ЭТС", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Латрек" на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница", уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходного материала (стент коронарный) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N0171200001918000821) (далее - электронный аукцион, заказчик) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Латрек" на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница", уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходного материала (стент коронарный) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N0171200001918000821).
По мнению заявителя, документация об аукционе в электронной форме не соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе, поскольку заказчиком и уполномоченным органом неправомерно установлены ограничивающие количество участников закупки требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам коронарных стентов, в частности:
- значение показателя "давление разрыва (RBP)" 16 атм. по позиции 1, 15 атм. (для размеров d 4,0 мм) и 16 атм. (для размеров d 2,5 мм; 2,75 мм; 3,0 мм; 3,5 мм) по позиции 2;
- по позиции 1 - требование к модульному дизайну стента - соединение отдельных коронообразных замкнутых модулей с помощью точечной лазерной спайки, по позиции 2 - требование к дизайну стента - непрерывная проволока, сформированная в геликоидально-ориентированную синусоиду, соединение витков с помощью точечной лазерной спайки.
В ходе заседания Комиссии 19.07.2018 представитель ООО "Латрек" заявил довод о том, что заказчик и уполномоченный орган в нарушение законодательства о контрактной системе установили наименование закупаемых товаров и их характеристики без учёта положений Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании изложенного выше представители заявителя просят признать жалобу обоснованной, а действия заказчика и уполномоченного органа - незаконными, выдать заказчику и уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения с указанием того, что аукционная документация на поставку стентов коронарных составлена и утверждена в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе, просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 28.06.2018 размещено извещение N0171200001918000821 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку расходного материала (стент коронарный) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" вместе с документацией об электронном аукционе.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в аукционной документации должен установить требования к поставляемым медицинским изделиям (стенты коронарные) с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках.
В данном случае аукцион проводился в интересах заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница".
В соответствии с извещением N0171200001918000821 и аукционной документацией в качестве объекта закупки обозначена поставка расходного материала (стент коронарный).
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В соответствии с таблицей "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара", представленной в Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации (далее также - таблица), заказчику требуются для поставки товары, обладающие следующими характеристиками:
N п/п |
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
1 |
Стент коронарный |
Стент коронарный баллонорасширяемый из кобальт-хромового сплава, смонтирован на системе доставки быстрой смены. Рабочая длина системы доставки не менее 140 см. Модульный дизайн стента - соединение отдельных коронообразных замкнутых модулей с помощью точечной лазерной спайки. Дизайн ячейки стента - открытый. Толщина балок стента 0,0036 дюйма (0,091 мм). Соотношение стент-артерия - 15%. Номинальное давление раскрытия 9 атм. Давление разрыва (RBP) 16 атм. Совместимость с проводниковым катетером 5 Fr. Диаметр кончика катетера 0.017 дюйма. Диаметр проксимальной части шафта 1.9 Fr (0.65 мм). Диаметр дистальной части шафта 2.7 Fr (0.9 мм). |
2 |
Стент коронарный |
Стент коронарный баллонорасширяемый из кобальт-хромового сплава, смонтирован на системе доставки быстрой смены. Рабочая длина системы доставки не менее 140 см. Дизайн стента - непрерывная проволока, сформированная в геликоидально-ориентированную синусоиду, соединение витков с помощью точечной лазерной спайки. Дизайн ячейки стента - открытый. Толщина балок стента 0,0036 дюйма (0,091 мм). Длина балок - 1.1 мм. Соотношение стент-артерия - 18,5%. Номинальное давление раскрытия 9 атм. Давление разрыва (RBP) 15 атм. (для размеров d 4,0 мм) и 16 атм. (для размеров d 2,5 мм; 2,75 мм; 3,0 мм; 3,5 мм). Совместимость с проводниковым катетером 5 Fr. Возможно расправление стентов 2.5-2.75 мм до 3.50 мм; 3.0-4.0 мм до 4.75 мм. Низкопрофильное выходное соединение обеспечивает использование техники "целующихся баллонов" - 6 Fr, "целующихся стентов" - 7 Fr. Диаметр дистального шафта 2.7 Fr, проксимального - 2.1 Fr. |
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что отделение рентгенохирургических методов диагностики и лечения ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" является единственным на сегодняшний день в Ярославской области, в котором проводятся экстренные черескожные коронарные вмешательства. С целью выполнения поставленных перед ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" задач по улучшению качества экстренной кардиологической помощи, принимая во внимание современные международные научные исследования, опубликованные в базах данных по доказательной медицине (например, The Cochrane Collaboration (http://www.cochrane.org), Cochrane Library (http://www.thecochranelibrary.com), Clinical Evidence (http://clinicalevidence.bmj.com), Best Evidence (http://www.bestevidence.com) и др.) и учитывая наличие положительного опыта использования коронарных стентов с аналогичными техническими характеристиками в 2017-2018 годах (ни одного случая прекращения вмешательства из-за невозможности доставить стент в поражённый участок артерии не зарегистрировано, ранних рестенозов не наблюдалось, ранний тромбоз стента наблюдался менее чем в 1% случаев), заказчиком было принято решение закупать стенты коронарные с оспариваемыми заявителем характеристиками.
Так, использование в лечебной деятельности стентов с давлением разрыва (RBP) 16 атм. (позиция 1), 15 атм. (для размеров d 4,0 мм) и 16 атм. (для размеров d 2,5 мм; 2,75 мм; 3,0 мм; 3,5 мм) (позиция 2) является наиболее оптимальным, поскольку изменение значения данного показателя (в частности, в сторону увеличения) повлечёт за собой изменение ряда других значимых характеристик стентов (в частности, толщины слоя полимера, которая, в свою очередь, оказывает влияние на гибкость стента и т.д.), что, соответственно, окажет существенное влияние на процесс их "доставки" в сосуды.
Модульный дизайн стента характеризуется механической независимостью отдельного модуля относительно другого (по сравнению с традиционным, матричным дизайном), что в свою очередь обусловливает большую осевую гибкость и конформируемость стента. Гибкость стента по оси определяет его способность преодолевать так называемые "сложные" участки коронарного русла: извитости, бифуркации с тупым углом отхождения боковой ветви и т.п., и в конечном итоге обусловливает лучшую, по сравнению с большинством конкурирующих стентов доставляемость в сосуды. Конформируемость, в свою очередь способствует лучшей аппозиции балок стента при сохранении высоких показателей радиальной устойчивости.
Дизайн стента - непрерывная проволока, сформированная в геликоидально-ориентированную синусоиду, соединение витков с помощью точечной лазерной спайки -способствует максимальной конформируемости стента за счёт более плавной и консистентной передачи изгибающего усилия по оси стента при сохранении максимальной радиальной устойчивости (устойчивости стента к радиальному сжатию).
При этом недостаточая конформируемость стента может привести к мальаппозиции балок - одному из основных факторов риска рестеноза и тромбоза стента.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
Поскольку доказательств, опровергающих указанные выше пояснения заказчика, заявителем не представлено, у Комиссии отсутствуют основания не доверять последним.
В свою очередь, представители заказчика и уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что ими при формировании аукционной документации (обосновании начальной максимальной цены) проведено изучение рынка коронарных стентов, являющихся предметом настоящей закупки, и сделан вывод, что имеется не одна организация, способная поставить требуемые товары, доказательством чему являются три поступивших в адрес заказчика коммерческих предложения, представленные на заседание Комиссии: от ООО "Эскамед", ООО "Кармеда", ООО "Авансар", согласно которым данными организациями может быть обеспечена поставка товаров, полностью соответствующих требованиям заказчика. Данное обстоятельство подтверждает отсутствие ограничения количества потенциальных участников закупки.
Кроме того, в качестве предмета закупки обозначена поставка медицинских изделий, а не их производство. В связи с этим участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе, и не являющееся производителем требуемых к поставке товаров, готовое поставить коронарные стенты, отвечающие требованиям документации об аукционе в электронной форме и удовлетворяющие потребностям заказчика. Также в документации не указан конкретный производитель подлежащих к поставке товаров.
Заявитель не представил на заседание Комиссии доказательств того, что требования, включенные в документацию об электронном аукционе, создали одним участникам преимущества перед другими, явились непреодолимыми для некоторых участников, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников. Также заявитель не представил доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности приобретения требуемого товара и поставки его заказчику в случае победы его на аукционе.
Таким образом, принимая во внимание всё вышеизложенное, Комиссия не усматривает в действиях заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница", нарушений законодательства о контрактной системе относительно формирования описания объекта закупки (установления требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам закупаемых коронарных стентов), и, соответственно, довод заявителя об обратном не нашёл своего подтверждения.
Исходя из положений части 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействий) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Согласно извещению о проведении аукциона в электронной форме срок окончания подачи заявок на участие в аукционе 16.07.2018 в 09:00.
В ходе заседания Комиссии 19.07.2018 представитель ООО "Латрек" заявил довод о том, что заказчик и уполномоченный орган в нарушение законодательства о контрактной системе установили наименование закупаемых товаров и их характеристики без учёта положений Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, поскольку указанный довод заявлен представителем ООО "Латрек" после окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, его рассмотрение не проводится в соответствии с частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Признать жалобу ООО "Латрек" (ИНН 5433965336; ОГРН 1175476131863) на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (ИНН 7603004103, ОГРН 1027600622301), уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку расходного материала (стент коронарный) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N0171200001918000821) необоснованной.
2. Рассмотрение довода жалобы относительно положений аукционной документации на право заключения контракта на поставку расходного материала (стент коронарный) для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N0171200001918000821) Комиссией не производится в соответствии с частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии С.Н. Лебедева
А.С. Ковалькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 23 июля 2018 г. N 05-02/183ж-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2018