Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе (далее по тексту - Комиссия):
*
при участии представителей:
*
рассмотрев жалобу ООО "Ростстройиновации" (624130, Свердловская обл., г. Новоуральск, б-р Ак. Кикоина, 16, оф. 11) о нарушении заказчиком в лице МБУ Полевского городского округа "Центр культуры и народного творчества" (623380, Свердловская обл, Полевской г, ул. Победы, 7), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях, прочие, не включенные в другие группировки (извещение N 0162300010418000002), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Ростстройиновации" (вх. N 01-14737 от 16.07.2018 г.) о нарушении заказчиком в лице МБУ Полевского городского округа "Центр культуры и народного творчества", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях, прочие, не включенные в другие группировки (извещение N 0162300010418000002), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "Ростстройиновации" указал, что положения аукционной документации не соответствуют Закону о контрактной системе, просил признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводом жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
20.04.2018 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0162300010418000002 и документация об аукционе на работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях, прочие, не включенные в другие группировки в действующей редакции от 28.06.2018 NИИ4.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 15 122 970,00 рублей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
18 |
Гвозди, требования установлены в соответствии с ГОСТ 4028-63, ГОСТ 283-75 |
назначение |
строительные |
|
|
изготовление |
трефовые или круглые |
|
|
(условный) диаметр стержня |
2,5; 1,4; 1,6; 1,8; 2,0 |
|
|
головка |
плоская или коническая |
|
|
диаметр головки |
не менее 2,8 |
|
|
толщина головки |
не менее 0,84 |
|
|
размер a |
1,75; 2,20 |
|
|
торцевая поверхность головки |
рифлёная или гладкая |
|
|
сечение заострённой части гвоздя |
круглое или квадратное |
|
|
сечение гвоздей |
фасонное или круглое |
|
|
длина |
40 или 50 |
Согласно поз. 18 "Гвозди" аукционной документации установлены конкретные показатели материалов:
Согласно п. 10.1 аукционной документации, содержащей инструкцию по заполнению заявки, символ ";" равен по значению предлогу "или". Символ ";", разделяющий требуемые значения следует читать как слова "или", "либо", в заявке на участие в аукционе должно быть предложено только одно из перечисленных через ";" или "или" или "либо" требуемых значений.
Согласно Таблице 2 ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры" установлены следующие показатели материалов:
Условный диаметр стержня |
Длина гвоздя |
Размер |
Наименьший диаметр головки |
1,8 |
32 |
- |
3,5 |
|
40 |
|
|
|
50 |
|
|
|
60 |
|
|
2,0 |
40 |
1,75 |
4,0 |
|
50 |
|
|
2,5 |
50 |
2,20 |
5,0 |
|
60 |
|
|
3,0 |
70 |
2,65 |
6,0 |
|
80 |
|
|
3,5 |
90 |
3,10 |
7,0 |
4,0 |
100 |
3,55 |
7,5 |
|
120 |
|
|
5,0 |
120 |
4,45 |
9,0 |
|
150 |
|
|
6,0 |
150 |
5,30 |
11,0 |
|
200 |
|
|
8,0 |
250 |
7,13 |
14,0 |
Таким образом, показатель "Размер а" задан без возможности выбора варианта "не нормируется", что противоречит положениям ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры" и не позволяет выбрать вариант изготовления круглых гвоздей.
Согласно поз. 42 "Кирпич" аукционной документации установлены конкретные характеристики материалов:
42 |
Кирпич, требования установлены в соответствии с ГОСТ Р 57347-2016, ГОСТ 530-2012 |
классификация |
должен быть рядовой |
изготовление |
полнотелый или пустотелый |
||
расположение пустот |
перпендикулярно постели (вертикальные) или параллельно постели (горизонтальные) |
При этом показатель "расположение пустот" не допускает выбора варианта "не нормируется" и, соответственно, должен быть выбран из двух вариантов, указанных заказчиком: перпендикулярно постели (вертикальные) или параллельно постели (горизонтальные).
Согласно п.п. 3.4, 3.5 ГОСТ 530-2012 "Кирпич и камень керамические. Общие технические условия" кирпич полнотелый: Изделие, в котором отсутствуют пустоты или с пустотностью не более 13%. Кирпич пустотелый: Изделие, имеющее пустоты различной формы и размеров.
Таким образом, участникам закупки выбрать значения позиции "кирпич полнотелый" не представляется возможным.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе установлено, что участник закупки для любого показателя, который не определяется или не нормируется вправе указать в заявке словосочетание "не нормируется". Таким образом, дополнительно для каждого из требуемых показателей предусматривать вариант "не нормируется" не требуется.
По поз. 73 "Выключатель автоматический, требования установлены в соответствии с ГОСТ Р 50345-2010" Заказчиком установлены значения показателя "ток мгновенного расцепления" - "типа В, С или В, D".
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки символ "," равен по значению предлогу "и", если после указанного символа стоит пробел. Символ ",", разделяющий требуемые параметры, а также разделяющий требуемые значения следует читать как "и", он означает, что в заявке на участие в аукционе должны быть предложены одновременно все перечисленные через "," или "и" требуемые значения по всем перечисленным через "," требуемым параметрам. Символ ";", разделяющий требуемые значения следует читать как слова "или", "либо", в заявке на участие в аукционе должно быть предложено только одно из перечисленных через ";" или "или" или "либо" требуемых значений.
Таким образом, руководствуясь положениями инструкции по заполнению первой части заявки участникам закупки следует предложить товар с характеристикой или "В, С" или "В, D".
Однако согласно п. 4.5 ГОСТ Р 50345-2010 "Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Автоматические выключатели для переменного тока" ток мгновенного расцепления (см. 3.5.17):
- типа В;
- типа С;
- типа D.
Примечание - Выбор конкретного типа может зависеть от правил монтажа.
Согласно п. 3.5.17 ГОСТ Р 50345-2010 "Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Автоматические выключатели для переменного тока" ток мгновенного расцепления (instantaneous tripping current): Минимальное значение тока, вызывающее автоматическое срабатывание выключателя без преднамеренной выдержки времени.
Исходя из вышеизложенного "Выключатель автоматический" не может одновременно иметь параметр "ток мгновенного расцепления типа В, С" или "ток мгновенного расцепления типа В, D".
Таким образом, значения показателей позиций "кирпич", "гвозди", "выключатель автоматический" установлены заказчиком в нарушение п.п.1, 2 ч. 1 ст. 33, п.1, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, поскольку не соответствуют значениям, установленным в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет предложить товар, соответствующий ГОСТ 50345-2010, ГОСТ Р 50345-2010, ГОСТ 4028-63.
Указанные действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (далее - субъекты контроля).
Согласно п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе, в том числе, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 23 ст. 99 Закона о контрактной системе предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения такого предписания.
Согласно ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе, в случае поступления информации о неисполнении выданного в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 настоящей статьи предписания контрольный орган в сфере закупок вправе применить к не исполнившему такого предписания лицу меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На заседании Комиссии также установлено, что 31.05.2018 г. заказчику, уполномоченному органу выдано предписание N 847-З от 31.05.2018 г. об устранении нарушений Закона о контрактной системе до 02.07.2018 г. путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки (извещение N0162300010418000002), внесения изменений в аукционную документацию в части устранения нарушений, установленных решением N847-З от 31.05.2018 г., продления сроков подачи заявок и завершить процедуру закупки в соответствии требованиями Закона о контрактной системе.
Нарушения, установленные решением 847-З от 31.05.2018 г., касались установления заказчиком значений показателя по поз. 73 "выключатель автоматический", не соответствующего значениям, установленным в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, что вводило участников закупки в заблуждение и не позволяло предложить товар, соответствующий ГОСТ 50345-2010.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "Ростстройиновации" Комиссией установлено, что изменения в аукционную документацию в соответствии с выданным предписанием N847-З от 31.05.2018 г. внесены не были.
В данных действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1.Жалобу ООО "Ростстройиновации" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице МБУ Полевского городского округа "Центр культуры и народного творчества" выявлено нарушение п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 22, ст. 23 ст. 99 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Муниципального бюджетного учреждения Полевского городского округа "Центр культуры и народного творчества, его комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за составление аукционной документации, на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж с документами, удостоверяющими личность, полномочия на утверждение документации N 0162300010418000002, объяснением по факту выявленного нарушения ____________ 2018 г. в __-__.
5. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за исполнение предписания N847-З от 31.05.2018 г., на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж с документами, удостоверяющими личность, подтверждающими соответствующие полномочия, объяснением по факту выявленного нарушения ____________ 2018 г. в __-__.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
Члены Комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 июля 2018 г. N 1140-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2018