Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*
представителей:
*
рассмотрев жалобуООО "РегионПромСтрой" (614017, г. Пермь, ул. Уральская, 93, оф.110) о нарушении заказчиком в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог"(620026, Свердловская область, г.Екатеринбург, ул. Луначарского, 203), уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области(620004, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101), его комиссиейпри осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона (извещение N0162200011818001229) навыполнение работ по горизонтальной разметке автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской области (Блок N11), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "РегионПромСтрой"(вх. N01-14751 от 17.07.2018 г.)о нарушении заказчиком в лицеГосударственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог", уполномоченным органом в лицеДепартамента государственных закупок Свердловской области, его комиссиейзаконодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона (извещение N0162200011818001229) навыполнение работ по горизонтальной разметке автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской области (Блок N11), соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указывает, что документация о проведении электронного аукциона содержит нарушения Закона о контрактной системе.
Представители заказчика и уполномоченного органас доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
29.06.2018года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме N0162200011818001229на выполнение работ по горизонтальной разметке автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской области (Блок N11).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 38 588 696,90 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно требованиям части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФработы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Исходя из содержания ч.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ следует, что членом саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства должно являться лицо выполняющее работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В целях реализации требований закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющиенеобходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99), в котором в том числе установило, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными этим приложением к данному постановлению (п. 1).
Согласно позиции N 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, предъявляется дополнительное требование, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.
В сноске к данной позиции отмечено, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, во взаимосвязи с кодами 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД2), такое дополнительное требование предъявляется к субъектам хозяйственной деятельности в случае, если объектами закупки являются работы строительные, которые относятся к таким группам работ, как: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства или работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Извещением о проведении электронного аукциона определен ОКПД2 - 42.11.20.000.
Согласно извещению о проведении закупки N0162200011818001229, а также п. 10.1 части 1 "Общая часть" аукционной документации объектом закупки является выполнение работ по горизонтальной разметке автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской области (Блок N11).
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что согласно общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) код 42.11.20 включает в себя работы по разметке дорожных покрытий, автомобильных стоянок и аналогичных поверхностей.
На основании изложенного, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что код ОКПД2 определенный в извещении о проведении закупки соответствует объекту закупки определенному заказчиком.
Частью 2 аукционной документации установлены виды работ, включенные в закупку.
Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог установлена Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее - Приказ Минтранса N 402).
Согласно пп. б п. 4 ч. 6 Приказа Минтранса N 402 в состав работ по содержанию автомобильных дорог, в том числе, по элементам обустройства автомобильных дорог входят, в том числе, работы по уходу за разметкой, по нанесению вновь и восстановлению изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки.
Таким образом, Комиссией установлено, что исполнителю в рамках закупки необходимо выполнить работы, которые в соответствии с положениями Приказа Минтранса N 402 относятся к работам по содержанию автомобильных дорог (пп. б п. 4 ч. 6 Приказа Минтранса N 402).
Пункты 9, 10, 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплены следующие определения:
9) реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;
10) капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;
12) содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Таким образом, Комиссией установлено, что содержание автомобильных дорог отнесено к отдельной группе работ, не связанной со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом автомобильных дорог.
Ввиду вышеизложенного, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что установление требования о необходимости участника закупки являться членом саморегулируемой организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а так же установление дополнительных требований к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта на выполнение соответствующих работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе установлены заказчиком в нарушение требований Постановления N 99 при выполнении работ по горизонтальной разметке автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской области (Блок N11) не требуется.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе:наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми всоответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Документация о проведении электронного аукциона содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Приложением N3 к Части II "Описание объекта закупки" заказчиком установлены функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, используемого при выполнении работ по горизонтальной разметке автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской области (Блок N11).
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Однако заявитель жалобы не представил Комиссии Свердловского УФАС России доказательств того, что описание объекта закупки в части установления требований товарамне соответствует требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе, а инструкция по заполнению заявки не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в аукционе.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что требования определенные заказчиком установлены в соответствии ГОСТами и соответствуют требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе.
Доказательств обратного со стороны заявителя не представлено, ввиду чего, довод заявителя не находит своего подтверждения.
В соответствии с ч.1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом(за исключением просрочки исполнения обязательств, заказчиком, поставщиком(подрядчиком, исполнителем),и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком(подрядчиком, исполнителем)обязательства, предусмотренного контрактном, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042.
При оплате контракта стороны вправе руководствоваться положениями ст. 308 Гражданского Кодекса, предусматривающим возможность прекратить обязательство зачетом встречного требования, срок которого наступил.
Пунктом 9.14 проекта контракта установлено, что штрафные санкции, начисленные Подрядчику в соответствии с условиями настоящего раздела контракта, могут удерживаться Заказчиком из стоимости выполненных работ в порядке, установленном п.4.4. настоящего контракта.
В соответствии с п.4.4 проекта контракта в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного настоящим контрактом, Заказчик вправе произвести оплату выполненных работ за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени), начисленной в соответствии с разделом 9 настоящего контракта.
По мнению Комиссии Свердловского УФАС России, включение в проект контракта условия о том, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик вправе произвести оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени) не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно п.8 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе:размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с ч.3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 12.2 проекта контракта установлено, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 10% от начальной (максимальной) цены контракта. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок выполнения работ по контракту не менее чем на 12 месяцев.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что Законом о контрактной системе предусмотрен институт банковской гарантии как один из видов обеспечения обязательств по государственным контрактам. При этом, данный Закон устанавливает обязательное условие банковской гарантии - превышение срока действия банковской гарантии над сроком контракта минимум на один месяц. Вместе с тем, максимального предела действия банковской гарантии законодателем не установлено.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, чтообеспечение исполнения контракта срок действия банковской гарантии которого должен превышать срок выполнения работ по контракту не менее чем на 12 месяцев обусловлено сезонностью выполнения работ по контракту и направлено на сокращение рисков связанных с неисполнением контракта.
Доказательств обратного со стороны заявителя не представлено.
Согласно ч.3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что 09.07.2018 15:04 заказчиком размещен ответ на запрос о разъяснении документации о проведении электронного ауукциона соответствующий требованиям ч.4,5 ст.65 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1.Жалобу ООО "РегионПромСтрой" признать необоснованной.
2.В действиях заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог", уполномоченного органа в лице Департамент государственных закупок Свердловской области, его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3.Заказчику в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог", уполномоченному органу в лице Департамент государственных закупок Свердловской области, его комиссии, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 20 июля 2018 г. N 1144-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2018