Резолютивная часть решения оглашена 19 июля 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 24 июля 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Каральной А.В |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), проведя внеплановую проверку действий Администрации Курчатовского района (далее - Заказчика) по соблюдению законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона на поставку флагов, поставку и установку флагодержателей на опоры освещения вдоль дорог в Курчатовском районе города Челябинска (изв. N 0169300061718000062), на основании информации о нарушении требований действующего законодательства, поступившей от Главного контрольного управления Челябинской области, а также на основании обращения Заказчика в присутствии:
- представителя Заказчика Пискаревой Елены Викторовны, действующего на основании доверенности N 03-14/18 от 18.07.2018,
- представителя Заказчика Супруновой Марии Игоревны, действующего на основании доверенности N 03-13/18 от 18.07.2018,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 16.07.2018 поступило обращение Заказчика с просьбой проведения внеплановой проверки действий Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку флагов, поставку и установку флагодержателей на опоры освещения вдоль дорог в Курчатовском районе города Челябинска (изв. N 0169300061718000062), (далее - Аукцион, Закупка)
Согласно представленным документам Заказчиком 03.07.2018 объявлено о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 102 800, 00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 11.07.2018 09:00.
На дату рассмотрения обращения контракт по итогам закупки не заключен.
Согласно информации, представленной в обращениях Администрации Курчатовского района и Главного контрольного управления Челябинской области, указано следующее.
Извещение о закупке не содержит информацию о запретах на допуск товаров, включенных в Перечень товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 N 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 791).
При этом, объектом закупки также являются товары легкой промышленности, не включенные в Перечень, что нарушает требования законодательства о контрактной системе.
Представители Администрации Курчатовского района согласились с доводами Главного контрольного управления Челябинской области и пояснили, что допущенные нарушения обусловлены незнанием о необходимости применения национального режима при осуществлении данной закупки.
Заслушав пояснения Заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Постановлением N 791 установлен запрет на допуск отдельных видов товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС)). Из содержания извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0169300061718000062 следует, что Заказчиком установлены Коды позиции КТРУ 13.92.29.190 - "Флаг расцвечивания", "Чехол для флагов", "Флаг Российской Федерации", включенные в Перечень товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств-членов ЕАЭС), осуществление закупки которых для обеспечения муниципальных нужд не допускается.
Исходя из содержания части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, указанная информация должна быть отражена в документации об аукционе.
В нарушение пункта 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении и документации об Аукционе отсутствует требование, предусмотренное частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и Постановлением N 791
2. Согласно части 13.1 статьи 34, части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе срок оплаты Заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, заключаемого с субъектом малого предпринимательства, должен составлять не более пятнадцать рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, пункт 3.4. проекта муниципального контракта указывает, что оплата производится по факту поставки и установки товара в течение пятнадцати рабочих дней с даты предоставления Заказчику надлежащим образом оформленных платежных документов. Данная формулировка нарушает часть 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, которая предусматривает срок оплаты без учета фактической приемки и оформления документа о приемке.
3. В нарушение части 13 статьи 34 в проект муниципального контракта не включены обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате Заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Заказчиком.
4. Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств Заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063" (далее - Постановление N 1042) утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения Заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
4.1. Пунктом 5 Постановления N 1042 установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Законом о контрактной системе), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном Постановлением N 1042, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
В пункте 6.1. проекта муниципального контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предусмотренных муниципальным контрактом, обозначена ответственность Муниципального заказчика и Поставщика, но не определено значение штрафов.
4.2. Согласно пункту 6 Постановления N 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте муниципального контракта документации об Аукционе надлежащим образом условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, нарушают части 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4.3. Согласно пункту 11 Постановления N 1042, общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
4.4. В соответствии с пунктом 12 Постановления N 1042, общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
На заседании Комиссии установлено, что в проекте муниципального контракта отсутствуют положения, предусмотренные пунктами 11, 12 Постановления N 1042, что нарушает действующее законодательство.
4. В соответствии с пунктом 9 статьи 34 Закона о контрактной системе сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
4.1. В пункте 6.13. проекта муниципального контракта Заказчик указал, что стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Контракту, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, возникших помимо воли и желания Сторон и которые нельзя предвидеть или избежать, в том числе объявленная или фактическая война, гражданские волнения, эпидемии, блокада, эмбарго, пожары, землетрясения, наводнения и другие природные стихийные бедствия, а также издание актов государственных органов, муниципальных правовых актов города Челябинска, препятствующие исполнению обязательств по настоящему контракту.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, непреодолимая сила характеризуется признаками чрезвычайности и непредотвратимости наступивших обстоятельств.
Под чрезвычайностью следует понимать необычность явления для повседневности, отсутствие его систематичности. Второй признак непреодолимой силы характеризуется невозможностью собственными усилиями его предотвратить.
Признаки чрезвычайности и непредотвратимости наступления последствий должны присутствовать в совокупности.
Вместе с тем, издание актов государственных органов, муниципальных правовых актов города Челябинска не является обстоятельством непреодолимой силы, поскольку указанные события не носят характер чрезвычайности и непредотвратимости, поскольку принятие таких актов подразумевает определенную последовательность действий, которые при этом не носят чрезвычайный характер.
4.2. Вместе с тем пункт 6.9. проекта муниципального контракта указывает, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны муниципального контракта. Данная формулировка не в полной мере соответствует действующему законодательству.
На основании изложенного, Комиссия, приходит к выводу, что указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что допущенные нарушения на результаты проведенного аукциона значительно не повлияли (участники аукциона, вторые части заявок которых были рассмотрены, декларировали страну-производителя - Российская Федерация) Комиссии считает целесообразным выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе при направлении проекта муниципального контракта победителю закупки, не отменяя результаты Аукциона.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной сторонами, Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, пункта 10 статьи 42, части 8 статьи 30, части 4, 8, 9, 13, 13.1 статьи 34, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, пунктов 5, 6, 11, 12 Постановления N 1042.
2. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
2. Выдать уполномоченному органу, Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
В.А. Ливончик |
Члены Комиссии |
Д.С. Урванцева А.В. Каральная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 июля 2018 г. N 107/109-СО-ВП
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2018