Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ФГК Развитие 2000" (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации Краснодарского края при проведении уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края открытого конкурса: "Оказание услуг по повышению квалификации по курсу "Практические аспекты подготовки и заключения концессионных соглашений для развития региональной и муниципальной инфраструктуры" в рамках реализации подпрограммы "Совершенствование механизмов управления развитием Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Региональная политика и развитие гражданского общества"" (извещение N 0318200063918001889) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что конкурсная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчиком установлено ограничение в части подтверждения квалификации участника закупки.
Представители Заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, считают конкурсную документацию соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края проводился открытый конкурс: "Оказание услуг по повышению квалификации по курсу "Практические аспекты подготовки и заключения концессионных соглашений для развития региональной и муниципальной инфраструктуры" в рамках реализации подпрограммы "Совершенствование механизмов управления развитием Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Региональная политика и развитие гражданского общества"" (извещение N 0318200063918001889).
Начальная (максимальная) цена контракта - 236 000,10 рублей.
Согласно п.9) ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно доводам жалобы Заявителя, установление требований в качестве подкритерий оценки "Количество исполненных государственных и муниципальных контрактов на оказание услуг по повышению квалификации в сфере государственного и муниципального управления за последние 5 лет с ценой контракта свыше 100 000 рублей (в единицах)", "Количество преподавателей, имеющих ученую степень "кандидат наук" и/или "доктор наук", задействованных в учебном процессе по данному курсу" не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
П.4 Постановления Правительства РФ N1085 предусмотрено, что в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.10 Постановления Правительства РФ N1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
П.11) Постановления Правительства N1085 установлено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 настоящих Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В соответствии с п.27 Постановления Правительства РФ N1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Критерии оценки конкурсных заявок содержатся в разделе 10 "Порядок и критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, показатели таких критериев и величины их значимостей" конкурсной документации в частности: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия 60%)":
Наименование показателя критерия |
Значение |
Величина значимости показателя критерия оценки в процентах |
Формула расчета количества баллов и (или) шкала оценки или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения |
Документы, подтверждающие квалификацию участника |
Опыт работы участника, связанный с предметом контракта |
Количество исполненных государственных и муниципальных контрактов на оказание услуг по повышению квалификации в сфере государственного и муниципального управления за последние 5 лет с ценой контракта свыше 100 000 рублей (в единицах) |
70 в т.ч. |
а) в случае если , - по формуле:
б) в случае если , - по формуле:
при этом , где: КЗ - коэффициент значимости показателя; - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки; - предельно необходимое заказчику значение; - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком. |
Копии государственных и муниципальных контрактов, подтверждающих проведение повышения квалификации в сфере государственного и муниципального управления за последние 5 лет с ценой контракта свыше 100 000 рублей с актами выполненных работ (оказанных услуг) |
за 2013 год - предельное значение 5 контрактов |
14 |
|||
за 2014 год - предельное значение 5 контрактов |
14 |
|||
за 2015 год - предельное значение 5 контрактов |
14 |
|||
за 2016 год - предельное значение 5 контрактов |
14 |
|||
за 2017 год - предельное значение 5 контрактов |
14 |
|||
Уровень квалификации специалистов |
Количество преподавателей, имеющих ученую степень "кандидат наук" и/или "доктор наук", задействованных в учебном процессе по данному курсу |
30 |
где: КЗ - коэффициент значимости показателя; - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки. |
Копия штатного расписания или копии трудовых договоров или гражданско-правовых договоров, копии дипломов государственного образца о присвоении ученой степени "кандидат наук" или "доктор наук" специалистов, задействованных в учебном процессе по данному курсу |
В соответствии с пояснениями заказчика, уполномоченного органа подкритерий "Уровень квалификации специалистов" (Количество преподавателей, имеющих ученую степень "кандидат наук" и/или "доктор наук", задействованных в учебном процессе по данному курсу") предполагает, что требование заказчика будет выполнено при предоставлении копий требуемых документов (Копия штатного расписания или копии трудовых договоров или гражданско-правовых договоров, копии дипломов государственного образца о присвоении ученой степени "кандидат наук" или "доктор наук" специалистов, задействованных в учебном процессе по данному курсу), подтверждающих квалификацию и уровень знаний в области, соответствующей предмету закупки.
Установленное заказчиком требование о количестве исполненных государственных и муниципальных контрактов на оказание услуг по повышению квалификации в сфере государственного и муниципального управления также, по мнению заказчика, не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Государственное и муниципальное управление является публичной деятельностью органов государственной и муниципальной власти в различных сферах деятельности государства и общества. Концессионные соглашения, являясь формой государственно-частного партнёрства, регламентируют отношения, обязательной стороной которых выступают органы власти, наделенные управленческими функциями. Таким образом, критерий, установленный заказчиком, является более широким понятием (включающим курс "Практические аспекты подготовки и заключения концессионных соглашений для развития региональной и муниципальной инфраструктуры") и позволяет сопоставить опыт участника закупки с ее предметом.
Положениями Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства N 1085 не установлен перечень документов или объем информации, используемый при оценке заявки участника по показателям "Опыт работы участника, связанный с предметом контракта" и "Уровень квалификации специалистов", следовательно, Заказчик вправе самостоятельно определить перечень документов или объем информации, используемых при оценке заявки участника по показателям "Опыт работы участника, связанный с предметом контракта" и "Уровень квалификации специалистов".
Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Таким образом, оспариваемый порядок оценки, установленный заказчиком в конкурсной документации, не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определения победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг по объекту закупки. Данный довод жалобы является необоснованным.
Следовательно, в действиях Заказчика не установлено нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, выраженное в формировании критериев оценки заявок не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ФГК Развитие 2000" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318200063918001889).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 июля 2018 г. N К-79/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2018