На основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с ч.4, ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка в отношении заказчика - ФГУП Рисоводческий племенной завод "Красноармейский" им. А.И. Майстренко при проведении электронного аукциона: "Поставка легкового автомобиля" (извещение N 0518100000318000091), в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба РО Общероссийский Народный Фронт в Краснодарском крае для проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в отношении заказчика - ФГУП Рисоводческий племенной завод "Красноармейский" им. А.И. Майстренко при проведении электронного аукциона: "Поставка легкового автомобиля" (извещение N 0518100000318000091).
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчиком установлены избыточные требования к характеристикам товаров (материалов), применяемых при выполнении работ. По мнению заявителя, заказчиком нарушены положения п.3) ч.2 ст.15, ст.19 Закона о контрактной системе и постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2015 г. N927.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились. Аукционная документация соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Инспекция пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГУП Рисоводческий племенной завод "Красноармейский" им. А.И. Майстренко проводился электронный аукцион: "Поставка легкового автомобиля" (извещение N 0518100000318000091).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 909 500,00 рублей.
В соответствии с п.3) ч.2 ст.15 Закона о контрактной системе при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:
- за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Заказчиком проводилась закупка на поставку легкового автомобиля в рамках Закона о контрактной системе.
Ч.2 ст.18 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, и установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Согласно ст.13 Закона о контрактной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:
1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением исполняемых в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи государственных программ;
3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком при описании объекта закупки установлены следующие требования:
- Интеллектуальная система доступа в автомобиль
- Система мониторинга слепых зон
- Система предупреждения об угрозе фронтального столкновения с функцией автоматического торможения и распознованием пешеходов
- Круиз-контроль с функцией поддержания безопасной дистанции до впереди идущего автомобиля
- Система оповещения о смене полосы движения
- Система автоматического переключения дальнего света на ближний
- Система распознавания и информирования водителя о дорожных знаках
- Запуск двигателя кнопкой Push Start
- Ионизатор воздуха Nano-e
- Электрорегулировка сидений второго ряда в 2-х направлениях, разделенные в пропорции 40:20:40
- 10" цветной проекционный дисплей
- Крепления ISOFIX для детских автокресел и т.д.
Установленные заказчиком требования к закупаемому автомобилю являются избыточными и не отвечают целям и задачам, реализация которых возложена на ФГУП Рисоводческий племенной завод "Красноармейский" им. А.И. Майстренко.
Заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих объективную потребность в наличии характеристик, указанных в описании объекта закупки.
Кроме того, совокупность характеристик, установленных заказчиком указывает на единственный автомобиль Toyota Camry в комплектации Экзекютив Safety, что подтверждается коммерческими предложениями и заявкой участника закупки.
В соответствии с п.1, п.2 постановления Правительства Российской Федерации 02.09.2015 г N 927 "Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами российской федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)" настоящие Правила устанавливают порядок определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг).
Федеральные государственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации утверждают определенные в соответствии с настоящими Правилами требования к закупаемым ими, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг, включающие перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительские свойства (в том числе качество) и иные характеристики (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) (далее - ведомственный перечень).
Заказчик - ФГУП Рисоводческий племенной завод "Красноармейский" им. А.И. Майстренко не применял при формировании аукционной документации постановление Правительства Российской Федерации 02.09.2015 г N 927.
Исходя из вышеизложенного, Инспекция, руководствуясь ч.15, ч.22 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика - ФГУП Рисоводческий племенной завод "Красноармейский" им. А.И. Майстренко нарушение п.1) ч. 1 ст. 33, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику - ФГУП Рисоводческий племенной завод "Красноармейский" им. А.И. Майстренко (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 18 июля 2018 г. N ВП-130/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2018