Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стройцентр" (далее - ООО "Стройцентр"): не явились, надлежащим образом уведомлены,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива"): не явились, надлежащим образом уведомлены,
от заказчика Администрации муниципального образования "город Нерюнгри" (далее - Администрация МО "город Нерюнгри", заказчик): не явились, надлежащим образом уведомлены;
рассмотрев жалобы ООО "Стройцентр", ООО "Перспектива" на действия заказчика Администрации МО "город Нерюнгри", при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству части городского парка им. Г.И. Чиряева по ул. Карла Маркса на территории муниципального образования "Город Нерюнгри" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) в 2018 году (извещение N 0116300000318000049), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Стройцентр", ООО "Перспектива".
Из текста жалобы ООО "Стройцентр" следует, что заказчик установил излишние требования к товарам/материалам по показателям, значения которых станут известны после проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчик предписание об устранении допущенных нарушений.
Из текста жалобы ООО "Перспектива" следует, что заявителем обжалуется следующее:
1. Согласно извещению о проведении аукциона, начальная (максимальная) цена контракта превышает предельное значение начальной (максимальной) цены контракта, установленное п. 1 ч.1 ст. 30 Закона о контрактной системе для закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
2. Наличие в проекте контракта условия о том, что в случае если заключается контракт с участником закупки, который предложил цену контракта на 25% и более ниже начальной максимальной цены контракта, допускается возможность предоставления информации, подтверждающей добросовестность такого участника.
Комиссия, заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение N 0116300000318000049 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 09.06.2018 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 28 050 000,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе поступила 1 заявка от участника закупки;
5) заявка 1 участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации, электронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Стройцентр" обоснованной в силу следующего.
Из сути жалобы следует, что заказчик установил излишние требования к товарам/материалам по показателям, значения которых станут известны после проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Материалами дела установлено, что таблица "Конкретные показатели используемого товара" Описания объекта закупки аукционной документации содержит следующее:
Смесь песчано-гравийная природная |
Смесь песчано-гравийная природная обогащенная с содержанием гравия 65-75 %. Содержание пылевидных и глинистых частиц в природной песчано-гравийной смеси не должно превышать 5%, в том числе глины в комках 1%, в обогащенной - 3% и 0,5% по массе соответственно. |
По позиции "Смесь песчано-гравийная природная" Комиссия установила следующее.
Согласно официальному сайту Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) ГОСТ 23735-2014 "Межгосударственный стандарт. Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2033-ст) действует. Согласно ГОСТ 23735-2014 настоящий стандарт распространяется на песчано-гравийные смеси, получаемые из гравийно-песчаных и валунно-гравийно-песчаных пород по ГОСТ 31426 и применяемые для устройства нижних слоев оснований под дорожные покрытия, дренирующих слоев, дорожных насыпей, временных автомобильных дорог, обратной засыпки котлованов, траншей, устройства подушек под монолитные фундаменты, отсыпки оснований под различные площадки, для планировки и благоустройства территории, для рекультивации и в других видах строительства, в соответствии с требованиями строительных норм и правил на соответствующие виды работ.
Согласно пункту 6.2. Методы испытаний ГОСТ 23735-2014 установлено, что содержание пылевидных и глинистых частиц в песчано-гравийной смеси и глины в комках определяют как средневзвешенное значение результатов определения содержания их в гравии и песке.
Согласно части IV "Инструкция по заполнению заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме" аукционной документации установлено, что при формировании первой части заявки участник закупки указывает конкретное значение установленного заказчиком показателя в соответствии с требованиями настоящей инструкции. При указании конкретных характеристик участник обязан руководствоваться инструкцией и учесть, что указание единиц измерения всех параметров является обязательным.
Проанализировав вышеуказанные сведения, Комиссия Якутского УФАС России пришла к выводу о том, что для того, чтобы участниками закупки надлежащим образом составить свои аукционные заявки, необходимо проводить испытания товаров (материалов), указанных в техническом задании, а также иметь в наличии указанные товары (материалы).
В соответствии с Решением Верховного суда Российской Федерации от 09.02.2017 года N АКПИ16-1287 суд поддержал позицию ФАС России (письмо N ИА/44536/16 от 01.07.2016 г.) о недопустимости требования от участников закупки чрезмерно детализированного описания товара, в том числе химического состава, компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, испытания товара, и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, действия заказчика, установившего излишние требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, значения которых становятся известными в ходе испытаний, не соответствуют положениям пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Между тем, на момент рассмотрения настоящего дела у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное нарушение повлияло на результаты осуществления закупки либо иным образом нарушил чьи-либо права и интересы.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Перспектива" обоснованной в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству части городского парка им. Г.И. Чиряева по ул. Карла Маркса на территории муниципального образования "Город Нерюнгри" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) в 2018 году установлены следующие преимущества: должны быть представлены следующие документы: 1) декларация о соответствии участника аукциона требованиям, предусмотренным в п. п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе; 2) декларация о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям; 3) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости его наличия в целях совершения крупной сделки установлено законодательством РФ и (или) учредительными документами юридического лица и для участника аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Между тем, начальная (максимальная) цена контракта составила 28 050 000,00 руб.
Таким образом, заказчиком неправомерно установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Заказчиком нарушен пункт 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Между тем, на момент рассмотрения настоящего дела у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное нарушение повлияло на результаты осуществления закупки либо иным образом нарушил чьи-либо права и интересы.
Довод жалобы ООО "Перспектива" в части наличия в проекте контракта условия о том, что в случае если заключается контракт с участником закупки, который предложил цену контракта на 25% и более ниже начальной максимальной цены контракта, допускается возможность предоставления информации, подтверждающей добросовестность такого участника, признан обоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Как установлено ранее, начальная (максимальная) цена контракта составляет 28 050 000,00 руб.
Пунктом 28 раздела 1. "Информационная карта" аукционной документации установлен размер обеспечения исполнения контракта - 5% от начальной (максимальной) цены контракта и составляет 1 402 500, 00 (один миллион четыреста две тысячи пятьсот) рублей, 00 копеек.
В пункте 10.4 Проекта контракта установлено, что если начальная (максимальная) цена Контракта была снижена Подрядчиком на 25% и более и им не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность, обеспечения исполнения Контракта должно быть предоставлено в увеличенном в 1,5 раза размере, что составляет __________________________ (________________) руб. коп.
При этом, проект контракта содержит неправомерное условие о том, что в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов о отношению к начальной (максимальной) цене контракта, возможно предоставление обеспечения исполнения контракта в виде информации, подтверждающей добросовестность участника закупки.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Между тем, на момент рассмотрения настоящего дела у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное нарушение повлияло на результаты осуществления закупки либо иным образом нарушил чьи-либо права и интересы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Стройцентр" обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Перспектива" обоснованной.
3. Признать заказчика Администрацию МО "город Нерюнгри" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, часть 1 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 30, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 96т Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Поскольку допущенные нарушения не повлияли на результаты осуществления закупки, предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии: <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 3 июля 2018 г. N 06-667/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2018