Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
<_>- заместителяначальникаотдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
<_>- государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Строй Лес" (далее - ООО "Строй Лес"): не явились, надлежащим образом уведомлены;
от заказчикаИнспекции Федеральной налоговой службы по Алданскому району Республики Саха (Якутия) (далее - ИФНС по Алданскому району РС (Я), заказчик) - не явились, представлены письменные пояснения;
рассмотревжалобу ООО "Строй Лес" на действия заказчикаИФНС по Алданскому району РС (Я) при проведении электронного аукциона на текущий ремонт административного здания (извещение N 0316100007318000012), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступилажалоба ООО "Строй Лес".
Из текстажалобы ООО "Строй Лес" следует, что заявителем обжалуется следующее:
1. Заказчиком неправомерно установлен в аукционной документации запрет на привлечение в ходе исполнения контракта субподрядчиков.
2. Расчет размера пенейсоставлен без учета изменений с действующим Постановлением Правительства Российской Федерации N 1042.
3. Заказчик в извещении о проведении закупки не установил порядок предоставления обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта.
Просят признать жалобу обоснованной.
В своих письменных пояснениях заказчик указывает на то, что не согласен с доводами жалобы.
Просят признать жалобунеобоснованной.
Комиссия изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение N 0316100007318000012 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте ЕИСwww.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ-29.06.2018года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта -2 550 000,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе поступило 6 заявок от участников закупки;
6) дата проведения электронного аукциона - 17.07.2018 года;
7) на момент рассмотрения дела отсутствуютсведения о результатах проведения электронного аукциона.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Строй Лес" частично обоснованной в силу следующего.
1. Довод в части неправомерного установления в аукционной документации запрета на привлечение в ходе исполнения контракта субподрядчиков признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Материалами дела установлено, что заказчик установил в техническом задании аукционной документации следующие требования к подрядчику:
Требования к подрядчику:
1. В течение 5 (пяти) дней с момента подписания договора, предоставить Заказчику утвержденную проектно - сметную документацию на предстоящие работы.
2. Своими силами и средствами выполнить все работы в объёме и сроки, установленные договором, и сдать работы Заказчику по акту приема - передачи.
При этом пункт 1.8.1 раздела I Инструкция участникам аукциона в электронной форме Аукционной документации, где установлено, что участник электронного аукциона вправе привлечь к исполнению контракта соисполнителей (субподрядчиков), если иное не предусмотрено Законодательством Российской Федерации или условиями контракта.
Также материалами дела установлено, что проект контракта содержит пункт 5.3.8, где закреплено право подрядчика пользоваться иными правами, установленными Договором и Законодательством Российской Федерации, при этом запрет на привлечение субподрядчиков для исполнения контракта проект контракта не содержит.
Аналогичное следует из письменных пояснений заказчика.
Таким образом, аукционная документация, проект контракта не содержат запрета на привлечение субподрядных организаций.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
2. Довод в части расчета размера пеней, составленного в соответствии с недействующим Постановлением Правительства N1063следует признать обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Как установлено ранее, в соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частями 5, 7, и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, предусмотрена ответственность в виде неустоек (штрафов, пеней), при этом размер указанных неустоек (штрафов, пеней) должен быть определен в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что положения статьи 34 Закона о контрактной системе, определяющие обязательность включения не только условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, закрепление размера штрафа в виде фиксированной суммы, но и порядка его определения.
Материалами дела установлено, что в разделе 7 проекта контракта содержатся условия об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Также в указанном разделе установлен порядок определения размеров неустойки (штрафа, пени), подлежащих выплате поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчику за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств согласно контракту предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063.
Между тем, Правительством Российской Федерации 30.08.2017 г. принято постановление N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее также - Постановление N 1042).
Указанное постановление вступило в силу 09.09.2017 г., учитывая, что извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по обустройству линии наружного (уличного) освещения ул.Ленина-Асямова п.Зырянка Верхнеколымского улуса (района) было опубликовано на официальном сайте ЕИС 29.06.2018 г., то в данном случае подлежат применению положения Постановления N 1042.
Кроме того, материалами дела установлено, что проект контракта не содержит условия об ответственности заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, в нарушение частей 4, 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте контракта не установлен надлежащий порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, соответствующий требованиям действующего законодательства.
Довод жалобы признан обоснованным.
3. Довод в части неустановления порядка предоставления обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта в извещении о проведении электронного аукциона подлежит признанию обоснованным на основании следующего.
Частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, подлежащей указанию в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Кроме того, пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Между тем, согласно извещению о проведении электронного аукциона:
Размер обеспечения заявки |
25 500, 00 Российский рубль |
Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а так же условия банковской гарантии |
Обеспечение заявки |
Размер обеспечения исполнения контракта |
255 000, 00 Российский рубль |
Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта |
Обеспечение контракта |
При этом, пунктами 31, 39 Информационной карты аукционной документации установлено следующее.
Пункт 31 |
Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в электронном аукционе |
Участник электронного аукциона вносит денежные средства на лицевой счет участника закупки, открытый для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе на счете оператора электронной площадки. Участие в электронном аукционе возможно при наличии на лицевом счете участника закупки, открытом для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе на счете оператора электронной площадки, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по лицевому счету, в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренный пунктом 30 части II "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ". | |
Пункт 39 |
Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта |
Обеспечение исполнения контракта предоставляется участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, путем внесения денежных средств на расчетный счет Заказчика, указанный в документации об электронном аукционе или безотзывной банковской гарантией, выданной банком, включенным в перечень, указанный в пункте 6.3.5 части II "ИНСТРУКЦИЯ УЧАСТНИКАМ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ". Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником электронного аукциона самостоятельно. Участник электронного аукциона, с которым заключается контракт, размещает в ЕИС (на официальном сайте) документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника электронного аукциона с которым заключается контракт вместе с проектом контракта, подписанным указанным лицом. В случае, если участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, то предоставление обеспечения контракта не требуется. |
Таким образом, в нарушение пунктов 7, 8 статьи 42, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, заказчиком не установлены порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в электронном аукционе, порядок предоставления обеспечения исполнения контракта в извещении о проведении электронного аукциона.
Довод жалобы признан обоснованным.
Жалоба признана частично обоснованной.
При проведении внеплановой проверки установлено следующее.
1. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системезаказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что дополнительные требованияк банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаютсяПравительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 года N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 1005) утверждены дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Проанализировав положения аукционной документации, Комиссией установлено, что аукционная документация не содержит обязательного условия о том, что банковская гарантия должна соответствовать требованиям, утвержденным Постановлением Правительства N 1005, что нарушает часть 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
2.Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Материалами дела установлено, что заказчик установил в техническом задании аукционной документации следующие требования к подрядчику:
Требования к подрядчику:
1. В течение 5 (пяти) дней с момента подписания договора, предоставить Заказчику утвержденную проектно - сметную документацию на предстоящие работы.
2. Своими силами и средствами выполнить все работы в объёме и сроки, установленные договором, и сдать работы Заказчику по акту приема - передачи.
Как установлено выше, заказчиком предусмотрено право подрядчика привлечь к исполнению контракта субподрядчиком.
Таким образом, техническое задание аукционной документации и информационная карта аукционной документации содержат противоречивую информацию относительно требований к участнику закупки.
Заказчиком нарушены часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Строй Лес" на действия заказчикаИнспекции Федеральной налоговой службы по Алданскому району Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на текущий ремонт административного здания (извещение N 0316100007318000012) частично обоснованной в частирасчета размера пеней, составленного в соответствии с недействующим Постановлением Правительства N1063, неустановления порядка предоставления обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта в извещении о проведении электронного аукциона.
2. Признать заказчика Инспекцию Федеральной налоговой службы по Алданскому району Республики Саха (Якутия) нарушившим части 4, 7, 8 статьи 34, пункты 7, 8 статьи 42, часть 8.2. статьи 45, часть 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Инспекции Федеральной налоговой службы по Алданскому району Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Заместитель председателя комиссии: <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 20 июля 2018 г. N 06-734/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2018