Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_>- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
<_>- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ЮрАгент" (далее также - ООО "ЮрАгент", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Нерюнгринской районной администрации (далее также - Администрация, заказчик): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного учреждения Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района" (далее также - МКУ "Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района", уполномоченное учреждение): не явились, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "ЮрАгент" на действия заказчика Нерюнгринской районной администрации, уполномоченного учреждения МКУ "Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района" при проведении электронного аукциона на приобретение квартиры (изв. N 0816300017018000224), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ЮрАгент".
Из текста жалобы ООО "ЮрАгент" следует, что:
1) аукционная документация содержит необоснованное требование о том, что участник закупки должен являться собственником жилого помещения.
2) извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация содержат разночтения относительно требований к участникам закупки.
3) аукционная документация содержит неправомерное требование к обязательному наличию выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
4) аукционная документация содержит требование к обязательному наличию разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделки купли-продажи приватизированной квартиры в случаях, если долей в продаваемом жилом помещении (квартире) обладает несовершеннолетний гражданин (Семейный кодекс РФ), между тем, срок предоставления указанного документа заведомо невыполним.
5) в муниципальном контракте неправомерно предусмотрено следующее условие: "Представить в течение 2-х дней после проведения аукциона (а в случае, если он единственный участник - в течение 2-х дней после приема заявок) заказчику к осмотру жилое помещение (квартиру) на предмет соответствия требованиям, указанным в аукционной документации, о чем составляется акт предварительного осмотра и (или) акт осмотра жилого помещения, подписанный сторонами".
6) в аукционной документации не прописана подсудность в случае если поставщик физическое лицо (не Индивидуальный предприниматель), так как физлица не подсудны арбитражному суду согласно ст.27 АПК РФ.
7) аукционная документация в нарушение статьи 96 Закона о контрактной системе содержит положения, препятствующие предоставлению банковской гарантии.
Из письменного пояснения уполномоченного учреждения следует, что уполномоченное учреждение с жалобами не согласно.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 28.06.2018 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 167 727,76 руб.;
4) на момент рассмотрения дела срок рассмотрения первых частей заявок не истек;
5) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "ЮрАгент" частично обоснованной на основании следующего.
Довод в части того, что аукционная документация содержит необоснованное требование о том, что участник закупки должен являться собственником жилого помещения, признан необоснованным на основании следующего.
Пунктом 30 "Требования к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством РФ" раздела I.3 "Информационная карта аукциона" аукционной документации установлено, в том числе следующее:
"- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (в силу положений статьи 209, части 1 статьи 549 Гражданского кодекса РФ, а также части 1 статьи 57 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ участник закупки должен являться собственником жилого помещения - документы, подтверждающие соответствие участника закупки или копии этих документов".
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предметом данной закупки является приобретение квартиры.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) к жилым помещениям относятся:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.
Согласно статье 18 ЖК РФ право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с частью 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
С учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации, при проведении закупки по приобретению квартиры (или жилого помещения), в качестве товара, находящегося в гражданском обороте, законодательством предусмотрено наличие права собственности, которое для участия в электронном аукционе должно подтверждаться соответствующими документами.
Следовательно, участник закупки, не являющийся собственником жилого помещения и не имеющий правоустанавливающие документы на данное помещение, не может быть признан соответствующим требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 27 Закона о контрактной системе участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
В статье 60 Закона о контрактной системе указаны особенности документооборота при проведении электронного аукциона: документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.
Согласно части 1 статьи 61 Закона о контрактной системе для обеспечения доступа к участию в электронных аукционах оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников такого аукциона.
Следовательно, участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке и предоставивший обеспечение заявки на участие в таком аукционе, вправе участвовать во всех таких аукционах, проводимых на этой электронной площадке.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки следующие документы: копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени этого участника - юридического лица (решение о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым данное лицо обладает правом действовать от имени этого участника без доверенности для получения аккредитации (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность на осуществление от имени такого участника соответствующих действий, заверенная его печатью (при наличии печати) и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица.
Также, в соответствии с частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
В случае оформления собственником жилого помещения нотариальной доверенности на представителя, представитель и собственник не теряют права участия в электронном аукционе.
Представитель действует не от своего имени, а от имени представляемого. Действия представителя приравниваются к действиям представляемого (так как представитель действует от имени представляемого). В результате действий представителя гражданские права и обязанности возникают, изменяются или прекращаются непосредственно у представляемого (собственника жилого помещения). Представитель организует отношения (связь в правах и обязанностях) представляемого с третьими лицами.
Следовательно, представитель совершает сделки от имени другого лица (представляемого) и не может являться отдельным участником электронного аукциона, ввиду того, что представитель выступает не от собственного имени, а от имени, представляемого (собственника жилого помещения).
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных норм законодательства о контрактной системе, участником электронного аукциона, независимо от того, кем будет подана заявка на участие в электронном аукционе собственником или его представителем, должен являться собственник жилого помещения.
В соответствии с частью 3 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.
Частью 2 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 настоящего Кодекса.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом.
Статьей 288 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Право собственности, согласно статье 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам.
Из вышеуказанного следует, что правомочия по отчуждению имущества принадлежат исключительно собственнику имущества.
При этом стоит учесть, что в соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущества, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению.
Согласно статье 44.2 "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" от 11.02.1993 года N 4462-1 по просьбе лица, обратившегося за совершением нотариального действия, нотариус может совершить нотариальное действие путем изготовления нотариального документа в электронной форме, при этом Удостоверительная надпись на нотариальном документе, изготовленном в электронной форме, или свидетельство, выданное нотариусом в электронной форме, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.
При этом, функционал электронной площадки не имеет возможности удостоверить сделки в нотариальном порядке.
Таким образом, требование о том, что участник закупки должен являться собственником жилого помещения, не противоречит нормам действующего законодательства.
Довод в части того, что извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация содержат разночтения относительно требований к участникам закупки, признан необоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
Вместе с тем, в ЕИС размещено также извещение о проведении электронного аукциона в файле doc, в котором установлены следующие требования к участникам закупки:
"1. Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ):
1.1. соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (в силу положений статьи 209, части 1 статьи 549 Гражданского кодекса РФ, а также части 1 статьи 57 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ участник закупки должен являться собственником жилого помещения - документы, подтверждающие соответствие участника закупки или копии этих документов:
1) правоустанавливающие документы:
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости,
- договор приватизации (купли-продажи, дарения, мены, ренты, долевого строительства, свидетельство о праве на наследство по закону, свидетельство о праве на наследство по завещанию);
2) разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделки купли-продажи приватизированной квартиры в случаях, если долей в продаваемом жилом помещении (квартире) обладает несовершеннолетний гражданин (Семейный кодекс РФ);
3) документ, удостоверяющий личность;
4) свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории РФ (ИНН), на каждого, кто имеет долю в продаваемом жилом помещении (квартире);
5) согласие (либо нотариально заверенная копия) супруга (-и) участника на передачу жилого помещения (квартиры) (если жилое помещение (квартира) приобреталась в период брака) или заявление (без нотариального заверения) о том, что на момент приобретения жилого помещения (квартиры) участник в браке не состоял (пункт 3 статьи 35 Семейного кодекса РФ);
6) технический паспорт на жилое помещение (квартиру) (статья 29 Жилищного кодекса РФ, пункты 1.7.2., 1.7.3. Постановления Гос. комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" от 27.09.2003 N 170).
В регистрационную палату кроме вышеперечисленных документов предоставляются:
1) справки об отсутствии задолженности по коммунальным и другим платежам (жилищно-коммунальные услуги, теплоэнергия, электроэнергия, телефон, интернет и т.д.), а также акт проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, подписанный представителем управляющей компании;
2) справку Форма N3 на продажу квартиры (о составе семьи);
1.2. непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
1.3. неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
1.4. отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
1.5. отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
1.5.1. участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
1.6. отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
1.7. участник не должен являться офшорной компанией.
2. Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ):
- отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица".
Также пунктом 30 "Требования к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством РФ" раздела I.3 "Информационная карта аукциона" аукционной документации установлено следующее:
"- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (в силу положений статьи 209, части 1 статьи 549 Гражданского кодекса РФ, а также части 1 статьи 57 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ участник закупки должен являться собственником жилого помещения - документы, подтверждающие соответствие участника закупки или копии этих документов:
1) правоустанавливающие документы:
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости,
- договор приватизации (купли-продажи, дарения, мены, ренты, долевого строительства, свидетельство о праве на наследство по закону, свидетельство о праве на наследство по завещанию);
2) разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделки купли-продажи приватизированной квартиры в случаях, если долей в продаваемом жилом помещении (квартире) обладает несовершеннолетний гражданин (Семейный кодекс РФ);
3) документ, удостоверяющий личность;
4) свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории РФ (ИНН), на каждого, кто имеет долю в продаваемом жилом помещении (квартире);
5) согласие (либо нотариально заверенная копия) супруга (-и) участника на передачу жилого помещения (квартиры) (если жилое помещение (квартира) приобреталась в период брака) или заявление (без нотариального заверения) о том, что на момент приобретения жилого помещения (квартиры) участник в браке не состоял (пункт 3 статьи 35 Семейного кодекса РФ);
6) технический паспорт на жилое помещение (квартиру) (статья 29 Жилищного кодекса РФ, пункты 1.7.2., 1.7.3. Постановления Гос. комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" от 27.09.2003 N 170).
В регистрационную палату кроме вышеперечисленных документов предоставляются:
1) справки об отсутствии задолженности по коммунальным и другим платежам (жилищно-коммунальные услуги, теплоэнергия, электроэнергия, телефон, интернет и т.д.), а также акт проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, подписанный представителем управляющей компании;
2) справку Форма N3 на продажу квартиры (о составе семьи);
- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
- участник не должен являться офшорной компанией.
- отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки".
Следовательно, извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация не содержат разночтений относительно требований к участникам закупки.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Довод в части того, что аукционная документация содержит неправомерное требование к обязательному наличию выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, признан необоснованным на основании следующего.
Пунктом 30 "Требования к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством РФ" раздела I.3 "Информационная карта аукциона" аукционной документации установлено, в том числе следующее:
"- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (в силу положений статьи 209, части 1 статьи 549 Гражданского кодекса РФ, а также части 1 статьи 57 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ участник закупки должен являться собственником жилого помещения - документы, подтверждающие соответствие участника закупки или копии этих документов:
1) правоустанавливающие документы:
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости,
- договор приватизации (купли-продажи, дарения, мены, ренты, долевого строительства, свидетельство о праве на наследство по закону, свидетельство о праве на наследство по завещанию)".
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 64 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Предметом данной закупки является приобретение квартиры.
Как это установлено ранее в решении, аукционной документации установлено, что участник закупки должен являться собственником жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Форма выписки, состав сведений, включаемых в нее, а также требования к ее формату в электронной форме определяются в соответствии со статьей 62 настоящего Федерального закона.
Таким образом, требование о предоставлении участниками закупки выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости установлено правомерно.
При этом частью 4 статьи 62 Закона N 218-ФЗ установлено, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и предоставленные на основании запроса о предоставлении сведений, независимо от способа их предоставления являются актуальными (действительными) на момент выдачи органом регистрации прав или многофункциональным центром сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. На основании одного запроса о предоставлении сведений предоставляется один документ, в виде которого предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.
Вместе с тем, Закон N 218-ФЗ не содержит ограниченной относительно актуальности/срока действия самой выписки из Единого государственного реестра недвижимости.
Довод в части того, что заведомо невыполним срок предоставления разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделки купли-продажи приватизированной квартиры в случаях, если долей в продаваемом жилом помещении (квартире) обладает несовершеннолетний гражданин, признан необоснованным на основании следующего.
Пунктом 30 "Требования к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством РФ" раздела I.3 "Информационная карта аукциона" аукционной документации установлено следующее:
"- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (в силу положений статьи 209, части 1 статьи 549 Гражданского кодекса РФ, а также части 1 статьи 57 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ участник закупки должен являться собственником жилого помещения - документы, подтверждающие соответствие участника закупки или копии этих документов:
1) правоустанавливающие документы:
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости,
- договор приватизации (купли-продажи, дарения, мены, ренты, долевого строительства, свидетельство о праве на наследство по закону, свидетельство о праве на наследство по завещанию);
2) разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделки купли-продажи приватизированной квартиры в случаях, если долей в продаваемом жилом помещении (квартире) обладает несовершеннолетний гражданин (Семейный кодекс РФ)".
Согласно части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона.
Пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 167 727,76 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Извещением о проведении электронного аукциона установлены дата и время окончания подачи заявок 09.07.2018 09:00.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 28.06.2018 года.
Таким образом, извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС в соответствии с частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку довод жалобы об установлении даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе без учета сроков получения документов, требуемых в составе вторых частей заявок предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участников закупки, положение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.
В своей жалобе заявитель указывает сроки получения документов (справка о состоянии расчетов по налогам и сборам, выписка из Единого государственного реестра недвижимости, разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделки купли-продажи приватизированной квартиры) в соответствующих органах, при этом данные сроки являются максимальными предельными сроками, в пределах которых могут быть выданы указанные документы.
Между тем, заявителем не представлено доказательств того, что получение справки о состоянии разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделки купли-продажи приватизированной квартиры невозможно в более краткие сроки, входящие в установленный период.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Довод в части того, что в муниципальном контракте установлены некорректные условия, признан обоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Разделом I.3. "Информационная карта аукциона" аукционной документации установлено следующее:
47 |
Требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара |
- Вторичное жильё в домах каменной застройки. - Качество должно соответствовать стандартам, установленным к жилым помещениям в соответствии с действующим законодательством и требованиями аукционной документации. - На момент подписания муниципального контракта, продавец гарантирует, что данное жилое помещение пригодно для проживания, находится в удовлетворительном санитарно-техническом состоянии в соответствии с техническим заданием. - Продавец в течение 2-х дней после проведения аукциона (а в случае, если он единственный участник - в течение 2-х дней после приема заявок) предоставляет заказчику к осмотру жилое помещение (квартиру) на предмет соответствия требованиям, указанным в аукционной документации, о чем составляется акт предварительного осмотра и (или) акт осмотра жилого помещения, подписанный сторонами. Требования, предъявляемые к жилому помещению (квартире), указаны в Технической части аукционной документации |
Пунктом 22.1 приложения 1 "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" к проекту контракта установлено следующее:
"Представить в течение 2-х дней после проведения аукциона (а в случае, если он единственный участник - в течение 2-х дней после приема заявок) заказчику к осмотру жилое помещение (квартиру) на предмет соответствия требованиям, указанным в аукционной документации, о чем составляется акт предварительного осмотра и (или) акт осмотра жилого помещения, подписанный сторонами".
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Между тем, Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки совершать действия, указанные в пункте 22.1 проекта контракта и пункте 47 раздела I.3 "Информационная карта аукциона" аукционной документации, до заключения контракта.
Заказчиком нарушены часть 3 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод в части того, что в аукционной документации не прописаны условия о подсудности в случае если поставщик физическое лицо (не индивидуальный предприниматель), признан необоснованным на основании следующего.
Пунктом 8.3 проекта контракта установлено следующее:
"В случае не достижения взаимного согласия, споры по настоящему Контракту передаются на рассмотрение по подсудности Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)".
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, заявителем в материалы дела не представлено доказательств того, что обжалуемые действия заказчика нарушают права и законные интересы ООО "ЮрАгент", поскольку заявитель является юридическим, а не физическим лицом.
Довод в части того, что аукционная документация содержит положения, препятствующие предоставлению банковской гарантии, признан обоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Пунктом 10.1 проекта контракта установлено следующее:
"Настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения обязательств Сторонами".
Пунктом 12.5 проекта контракта установлено следующее:
"Контракт вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует до 30 июня 2017 года".
Между тем, извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 28.06.2018 года.
Следовательно, положения проекта контракта содержат противоречивые сведения относительно срока действия контракта и не позволяют определить срок действия банковской гарантии.
Заказчиком нарушены часть 1 статьи 34, часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Жалоба заявителя подлежит признанию частично обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ЮрАгент" частично обоснованной в части того, что аукционная документация содержит положения, препятствующие предоставлению банковской гарантии, в муниципальном контракте установлены некорректные условия.
2. Признать заказчика Нерюнгринскую районную администрацию/уполномоченное учреждение Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района" нарушившими часть 3 статьи 33, часть 1 статьи 34, пункт 1 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику, уполномоченному учреждению предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 июля 2018 г. N 06-741/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2018