Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_>- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
<_>- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙ ЛЕС" (далее также - ООО "СТРОЙ ЛЕС", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стройцентр" (далее также - ООО "Стройцентр", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Ремточстрой Инжиниринг" (далее также - ООО "Ремточстрой Инжиниринг", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Администрации муниципального района "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация МР "Хангаласский улус", заказчик): <_> (представитель по доверенности);
от уполномоченного учреждения Администрации муниципального района "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия) (далее также - МКУ "Управление по муниципальным закупкам" МР "Хангаласский улус", уполномоченное учреждение): <_> (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобы ООО "СТРОЙ ЛЕС", ООО "СТРОЙЦЕНТР", ООО "Ремточстрой Инжиниринг" на действия заказчика Администрации МР "Хангаласский улус", уполномоченного учреждения МКУ "Управление по муниципальным закупкам" МР "Хангаласский улус" при проведении электронного аукциона на строительство объекта "Детский сад на 240 мест в г. Покровск Хангаласского улуса (изв. N 0816300021518000062), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "СТРОЙ ЛЕС", ООО "СТРОЙЦЕНТР", ООО "Ремточстрой Инжиниринг".
Из текста жалобы ООО "СТРОЙ ЛЕС" следует, что:
1) В проект контракта должно быть включено условие о том, что заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт, если подрядчик, чье членство в СРО обязательно, будет исключен из нее.
2) В позиции 7 "Бетон тяжелый" заказчик требует: "крупность заполнителя 20 мм", "класс В3,5 (М50), В7,5 (М100), В25 (М350)". В ГОСТ 26633-2015 отсутствует показатель характеристики бетона с обозначением М100 или М50 или М200.
Также согласно ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые" такой характеристики как "крупность заполнителя" не существует.
3) В позиции 30 "Бруски" заказчик требует "толщиной 150 мм и более". Однако, в соответствии с ГОСТ 18288-87 брусок - это пиломатериал, толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
4) В позиции 54 "Гвозди строительные" заказчик требует: "Гвозди строительные с плоской головкой 1,6x50 мм, 1,8х60 мм". Согласно ГОСТ, максимальный размер гвоздей с плоской головкой может быть 1,6х50, в то время как заказчик требует 1,8х60.
5) В позиции 81 "Доски" заказчик требует "шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм и более". Однако, в соответствии с ГОСТ 18288-87 доска - это пиломатериал, толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины".
Из текста жалобы ООО "Стройцентр" следует, что:
1) действия заказчика, не установившего в документации об аукционе надлежащим образом объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
2) В проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлено условие о казначейском сопровождении контракта.
Из текста жалобы ООО "Ремточстрой Инжиниринг" следует, что неправомерно установлены требования подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика и уполномоченного учреждения поддержали письменные пояснения.
Из письменного пояснения уполномоченного учреждения следует, что уполномоченное учреждение с жалобами не согласно.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 30.06.2018 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 183 012 088,02 руб.;
4) на участие в закупке подано 4 заявки от участников закупки;
5) 2 участника закупки допущено к участию в электронном аукционе;
6) на момент рассмотрения дела дата проведения электронного аукциона не наступила;
7) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу
Комиссия считает жалобу ООО "СТРОЙ ЛЕС" необоснованной на основании следующего.
Довод в части того, что в проект контракта должно быть включено условие о том, что заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт, если подрядчик, чье членство в СРО обязательно, будет исключен из нее, признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Вышеуказанной нормой Закона о контрактной системе установлено право заказчика, а не обязанность включения условия о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта, следовательно, заказчик не обязан включать в проект контракта условие о том, что заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт, если подрядчик, чье членство в СРО обязательно, будет исключен из нее.
Довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Довод в части того, что в описании объекта закупки установлены показатели не в соответствии с ГОСТ 26633-2015, признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Пунктом 7 приложения N 2 "Требования к качеству и характеристикам товаров, используемых при выполнении работ" к аукционной документации установлено следующее:
"Бетон* тяжелый, крупность заполнителя 20 мм, класс В3,5 (М50), В7,5 (М100), В25 (М350)
Бетон тяжелый с плотной структурой на цементном вяжущем и плотных крупном и мелком заполнителях. Должен соответствовать требованиям ГОСТ 26633-2015. Класс прочности на сжатие В3,5, В7,5, В25. В качестве вяжущих материалов должен применяться цемент, соответствующий требованиям ГОСТ 10178-85. Обозначение цемента должно быть ПЦ-Д0; ПЦ-Д5; ПЦ-Д20; ПЦ-Д20-Б. В качестве мелкого заполнителя для бетона должен применяться природный песок; песок из отсевов дробления горных пород; смеси природного песка и песка из отсевов дробления горных пород; песок из доменных и ферросплавных шлаков черной металлургии. Мелкий заполнитель должен соответствовать требованиям ГОСТ8736-2014; ГОСТ 31424-2010; ГОСТ 5578-94. Песок должен быть крупный или средний или мелкий. Цемент с минеральными добавками или бездобавочный".
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru в настоящее время действует "ГОСТ 26633-2015. Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 17.03.2016 N 165-ст) (далее также - ГОСТ 26633-2015).
В тексте ГОСТ 26633-2015 отсутствует указание на маркировку класса бетона М50, М100, М350.
Вместе с тем, согласно пункту 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 по показателям качества бетоны подразделяют:
- по прочности: на классы прочности на сжатие: B3,5; B5; B7,5; B10; B12,5; B15; B20; B22,5; B25; B27,5; B30; B35; B40; B45; B50; B55; B60; B70; B80; B90; B100; B110; B120.
Таким образом, с учетом того, что описание объекта закупки в указанной заявителем части содержит показатель, соответствующий действующему ГОСТ, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика оспариваемой заявителем части нарушений требованиям Закона о контрактной системе.
Пунктом 4.7 "Заполнители" ГОСТ 26633-2015 предусмотрено следующее:
"4.7.1 Заполнители для бетона выбирают по зерновому составу, прочности, морозостойкости, плотности, содержанию пылевидных и глинистых частиц, наличию и содержанию вредных и посторонних загрязняющих примесей, радиационно-гигиенической характеристике и другим показателям качества по ГОСТ 8267 и ГОСТ 8736.
4.7.2 В качестве мелкого заполнителя для бетонов применяют природный песок по ГОСТ 8736, песок из отсевов дробления горных пород по ГОСТ 31424, их смеси, песок из доменных и ферросплавных шлаков черной металлургии по ГОСТ 5578, а также мелкозернистые золошлаковые смеси по ГОСТ 25592. Истинная плотность мелкого заполнителя должна быть в пределах от 2000 до 2800 кг/м3 включительно.
4.7.3 Содержание пылевидных и глинистых частиц в мелком заполнителе не должно быть более 3% по массе.
4.7.4 Содержание пылевидных и глинистых частиц в мелком заполнителе бетона класса B60 и выше не должно быть более 2% по массе.
4.7.5 В качестве крупных заполнителей для бетонов следует применять щебень, щебень из гравия и гравий из плотных горных пород по ГОСТ 8267, щебень из отсевов дробления плотных горных пород по ГОСТ 31424, щебень из доменных и ферросплавных шлаков черной металлургии по ГОСТ 5578, щебень из дробленого бетона и железобетона по ГОСТ 32495, щебень из шлаков ТЭЦ по ГОСТ 26644. Средняя плотность крупного заполнителя должна быть в пределах от 2000 до 3000 кг/м3 включительно".
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru в настоящее время действуют:
- "ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" (введен в действие Постановлением Госстроя РФ от 17.06.1994 N 18-43) (далее также - ГОСТ 8267-93);
- ГОСТ 31424-2010. Межгосударственный стандарт. Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2011 N 11-ст) (далее также - ГОСТ 31424-2010);
- "ГОСТ 5578-94. Щебень и песок из шлаков черной и цветной металлургии для бетонов. Технические условия" (введен в действие Постановлением Минстроя РФ от 12.04.1995 N 18-37) (далее также - ГОСТ 5578-94);
- "ГОСТ 32495-2013. Межгосударственный стандарт. Щебень, песок и песчано-щебеночные смеси из дробленого бетона и железобетона. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 30.12.2013 N 2396-ст) (далее также - ГОСТ 32495-2013).
Согласно разделу 3 "ОПРЕДЕЛЕНИЯ" ГОСТ 8267-93 в настоящем стандарте применены следующие термины.
Щебень из горных пород - неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью св. 5 мм, получаемый дроблением горных пород, гравия и валунов, попутно добываемых вскрышных и вмещающих пород или некондиционных отходов горных предприятий по переработке руд (черных, цветных и редких металлов металлургической промышленности) и неметаллических ископаемых других отраслей промышленности и последующим рассевом продуктов дробления.
Гравий из горных пород - неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью св. 5 мм, получаемый рассевом природных гравийно-песчаных смесей.
Согласно разделу 3 "Термины и определения" ГОСТ 31424-2010 в настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.5. Щебень из отсевов дробления: неорганический зернистый сыпучий материал с крупностью зерен более 5 мм, извлекаемый из отсевов дробления горных пород, гравия и валунов путем рассева.
Согласно разделу 3 "ОПРЕДЕЛЕНИЯ" ГОСТ 5578-94 в настоящем стандарте применяют следующие термины.
Щебень шлаковый - неорганический зернистый сыпучий материал с крупностью зерен св. 5 мм, получаемый дроблением шлаков черной (доменных и ферросплавных) и цветной металлургии.
Согласно разделу 3 "Термины и определения" ГОСТ 32495-2013 в настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Щебень из дробленого бетона: неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью свыше 5 мм, получаемый из дробленого бетона при разрушении зданий и сооружений, мостовых конструкций, покрытий из бетона в дорожном строительстве, а также старых покрытий взлетно-посадочных полос и перронов аэродромов, бетонных плит различного назначения и применяемый в качестве крупного заполнителя для бетонов и изготовления песчано-щебеночных смесей.
Таким образом, обжалуемый показатель предусмотрен действующими ГОСТ.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод в части того, что в описании объекта закупки установлены показатели не в соответствии с ГОСТ 18288-87, признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Пунктом 30 приложения N 2 "Требования к качеству и характеристикам товаров, используемых при выполнении работ" к аукционной документации установлено следующее:
"Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, толщиной 150 мм и более, II сорта".
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" (далее также - ГОСТ 18288-87) устанавливает термины и определения понятий в области лесопильного производства, обязательны для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
Пунктом 20 ГОСТ 18288-87 дано определение термину "Брусок": пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
Между тем, из письменных пояснений уполномоченного учреждения следует, что необходимость использования именно такого товара с такими характеристиками обусловлена проектно-сметной документацией, а именно в позиции 210 Ведомости потребных ресурсов к локальной смете N 02-01-01 на общестроительные работы: "Бруски обрезные хвойных пород длиной: 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 150 мм и более, II сорта".
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод в части того, что в описании объекта закупки установлены показатели не в соответствии с ГОСТ 4028-63, признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Пунктом 54 приложения N 2 "Требования к качеству и характеристикам товаров, используемых при выполнении работ" к аукционной документации установлено следующее:
"Гвозди строительные с плоской головкой 1,6x50 мм, 1,8х60 мм
Гвозди должны быть изготовлены из низкоуглеродистой стальной термически необработанной проволоки без покрытия. Заостренная часть гвоздя должна иметь круглое; квадратное сечение. На стержне гвоздя допускаются продольные лыски с поперечными рисками от подающего ножа, четырехстороннее смятие, незначительные насечки и следы от разъемных матриц, под головкой гвоздя диаметрально расположенные наплывы металла".
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru в настоящее время действует "ГОСТ 4028-63. Гвозди строительные. Конструкция и размеры" (утв. Госстандартом СССР от 06.08.1963 N 567) (далее также - ГОСТ 4028-63).
ГОСТ 4028-63 содержит справочное приложение "ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МАССА ГВОЗДЕЙ", в котором имеется указание на размер гвоздей d l, мм: 1,8 60. Следовательно, данный размер предусмотрен ГОСТ 4028-63.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод в части того, что в описании объекта закупки установлены показатели не в соответствии с ГОСТ 18288-87, признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" (далее также - ГОСТ 18288-87) устанавливает термины и определения понятий в области лесопильного производства, обязательны для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
Пунктом 21 ГОСТ 18288-87 дано определение термину "Доска": пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.
Пунктом 81 приложения N 2 "Требования к качеству и характеристикам товаров, используемых при выполнении работ" к аукционной документации установлено следующее:
"Доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм и более, II сорта, III сорта".
Следовательно, положения аукционной документации позволяют участникам закупки в составе первой части заявки представить значение показателей "толщина", "ширина", соответствующие ГОСТ 18288-87.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Жалоба ООО "СТРОЙ ЛЕС" подлежит признанию необоснованной.
Комиссия считает жалобу ООО "Стройцентр" необоснованной на основании следующего.
Довод в части того, что действия заказчика, не установившего в документации об аукционе надлежащим образом объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Правительством Российской Федерации 15.05.2017 г. принято Постановление N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570).
Постановлением N 570 установлен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Пунктом 2 Постановления N 570 установлено следующее:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Пунктом 29 "Возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам" части I "ОБЩИЕ УСЛОВИЯ АУКЦИОНА" аукционной документации установлено, в том числе следующее:
"б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в муниципальный контракт исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 (пятнадцать) % (процентов) цены муниципального контракта".
Между тем, извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" 30.06.2018 года.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод в части того, что в проекте контракта документации об электронном аукционе не установлено условие о казначейском сопровождении контракта.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов.
Подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 года N 1552 "Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" установлено, что казначейское сопровождение осуществляется в отношении целевых средств, предоставляемых на основании: государственных контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг для обеспечения федеральных нужд (за исключением государственных контрактов, заключаемых в рамках реализации государственного оборонного заказа, подлежащих исполнению на отдельных счетах, открытых в уполномоченных банках в соответствии с Федеральным законом "О государственном оборонном заказе", и государственных контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), заключаемых на сумму более 100000 тыс. рублей.
Вместе с тем, пунктом 16 части I "ОБЩИЕ УСЛОВИЯ АУКЦИОНА" аукционной документации установлено банковское сопровождение контракта в соответствии с постановлением администрации МР "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия) от 19.05.2015 года N 143 (в редакции постановления администрации МР "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия) от 29.06.2018 года N 193), постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов".
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
Жалоба ООО "Стройцентр" подлежит признанию необоснованной.
Комиссия считает жалобу ООО "Ремточстрой Инжиниринг" необоснованной на основании следующего.
В своей жалобе заявителем утверждается, что в документации об электронном аукционе установлены излишние требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, показателей технологических процессов их изготовления, а также результатов испытаний таких товаров.
Из анализа части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Между тем, заявителем не представлено доказательств того, что установленные позициям показатели товаров, используемых при выполнении работ, являются показателями технологических процессов их изготовления, а также результатами испытаний таких товаров.
Относительно позиций 98, 110, 187 пунктом 23 части I "ОБЩИЕ УСЛОВИЯ АУКЦИОНА" аукционной документации предусмотрено, что все физико-механические показатели и характеристики товаров, указанные в Приложении N2 "Требования к товарам (материалам)" и помеченные "*", следует указывать в соответствии с представленными показателями товара и в соответствии с вышеуказанными ГОСТами.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Жалоба ООО "Ремточстрой Инжиниринг" подлежит признанию необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью аукционной документации.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 11.2 проекта контракта установлено следующее:
"Срок действия обеспечения исполнения Контракта до 01 марта 2020 года (включительно).
Денежные средства, внесенные Генеральным подрядчиком в качестве обеспечения исполнения Контракта, возвращаются Генеральному подрядчику при условии надлежащего исполнения всех своих обязательств по настоящему Контракту в течение 5 (пяти) банковских дней со дня получения Муниципальным заказчиком соответствующего письменного требования Генерального подрядчика по истечении срока действия обеспечения исполнения Контракта при условии подписания Муниципальным заказчиком Акта приемки законченного строительством объекта (N КС-11). Денежные средства возвращаются на банковский счет, указанный Генеральным подрядчиком в этом письменном требовании. (В случае предоставления Генеральным подрядчиком обеспечения исполнения Контракта в форме внесения денежных средств)".
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени" календарный день - это период времени продолжительностью двадцать четыре часа. Календарный день имеет порядковый номер в календарном месяце.
При этом понятие "банковский день" в действующем законодательстве не раскрывается.
В связи с вышеизложенным, действия заказчика, включившего в проект контракта условие о сроке возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, исчисляемых во временных единицах, не предусмотренных действующим законодательством, признаются нарушающими часть 27 статьи 34, часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Стройцентр" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "СТРОЙ ЛЕС" необоснованной.
3. Признать жалобу ООО "Ремточстрой Инжиниринг" необоснованной.
4. Признать заказчика Администрацию муниципального района "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия) нарушившей часть 27 статьи 34, часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Выдать заказчику Администрации муниципального района "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
6. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 20 июля 2018 г. N 06-775/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2018