Резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 20 июля 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее - Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии: Б.Б. Точиев - руководитель Управления;
Члены комиссии: А.А. Аушев - ведущий специалист-эксперт Управления; М.М. Халмурзиев - государственный инспектор Управления;
в отсутствии представителей общества с ограниченной ответственностью " Перспектива" (далее - Заявитель),
уполномоченного органа - Администрация Малгобекского муниципального района (далее - Уполномоченный орган);
заказчика - муниципальное казенное учреждение культурно- досуговый центр Малгобекского муниципального района
все стороны дела о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, до начала рассмотрения заявлений и ходатайств не поступало;
рассмотрев жалобу Заявителя на действия (бездействие) Заказчика при проведении процедуры закупки способом электронного аукциона N0314300003818000002 на строительство сельского дворца культуры с/п Аки-Юрт (далее - Закупка) выразившиеся в нарушении норм Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и проведя внеплановую проверку в соответствии со статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе
УСТАНОВИЛА:
Уполномоченным органом единой информационной системе в сети Интернет по размещению информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение и документация о проведении Закупки.
Согласно жалобе, при осуществлении закупки допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе к содержанию аукционной документации:
1) В извещении о проведении Закупки не указана информация о членстве участников закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
2) В извещении о проведении Закупки не указана информация о порядке предоставления обеспечения заявки;
3) В документации о Закупке отсутствует информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснения положений документации;
4) В документации о Закупке неверно установлена обязанность привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 29.05.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 29 571 730 ,00 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 18.07.2018 09:00;
5) дата проведения аукциона в электронной форме - 23.07.2018.
По доводам жалобы Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в числе прочего, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В пункте 17 Информационной карты в составе аукционной документации (требования к участникам, установленные в соответствии со ст.31 Федерального закона N 44-ФЗ) установлены требования, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, информация о требовании к участнику закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не указана в извещении о проведении Закупки, в силу чего Комиссией Управления довод жалобы Заявителя признан обоснованным.
2. Согласно части 8 статьи 42 закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в числе прочего, следующая информация:
-размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе, заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В документации и в проекте контракта в составе аукционной документации Заказчиком установлен размер обеспечения исполнения контракта и порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению.
Вместе с тем, в ходе изучения извещения о проведении Закупки Комиссией Управления установлено, что, в нарушение части 8 статьи 42 закона о контрактной системе, в нем отсутствует информация о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, вследствие чего довод жалобы Заявителя Комиссией Управления признан обоснованным.
3. Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в числе прочего, следующую информацию:
- порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
В соответствии с пунктом 10.1 документации о Закупки, Любой участник закупки, вправе направить запрос о разъяснении положений документации.
В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос уполномоченному органу, заказчику.
Согласно пункту 10.2 документации о Закупки, В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса на разъяснение положений документации заказчик/уполномоченный орган размещает разъяснение положений документации с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Разъяснение положений документации не должно изменять ее суть.
В пункте 25 Информационной карты электронного аукциона установлено, что участник закупки вправе направить не более трех запросов о разъяснении положений документации об электронном аукционе оператору электронной площадки, указанной в п.24 Информационной карты аукциона, не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок. В течение двух дней с момента поступления запроса заказчику разъяснения документации об электронном аукционе будут размещены в единой информационной системе (на официальном сайте).
В пункте 21 Информационной карты электронного аукциона установлено, что дата и время окончания срока подачи заявок является 18.07.2018 г. 09 ч 00 мин.
Исходя из вышеизложенного, Комиссией Управления установлено, что аукционная документация содержит информацию о порядке предоставления участникам аукциона разъяснений положений аукционной документации, а также дату окончания срока подачи заявок, которая позволяет, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, определить даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений аукционной документации.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в документации о Закупке содержится формальное нарушение требований Закона о контрактной системе в части неустановления в документации о закупке даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о Закупке, в соответствии с чем довод жалобы Заявителя признан обоснованным
4. Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе, Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 Типовых условий контрактов приведено следующее:
"Привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме __________ процентов от цены контракта (объем привлечения устанавливается заказчиком в виде фиксированных процентов и должен составлять не менее 5 процентов от цены контракта)".
По смыслу вышеизложенного, устанавливать в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций является правом Заказчика, при этом, согласно Типовым условиям контрактов, объем привлечения должен составлять не менее 5 процентов от цены контракта, то есть Заказчик вправе установить размер больше 5 процентов.
Вместе с тем, в пункте 28 информационной карты в составе аукционной документации не приведена информация, содержащаяся в жалобе Заявителя и указана в следующем виде:
28 |
Преимущества, предоставляемые в соответствии со статьями 28 - 30 Федерального закона N 44-ФЗ |
Не предусмотрено |
Заявитель на рассмотрение жалобы по существу не явился, иных документов и информацию, подтверждающих обоснованность довода жалобы не представил.
Исходя из вышеизложенного, Комиссией Управления довод жалобы Заявителя признан необоснованным.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия Управления выявила следующее.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, в пункте 19.4 проекта контракта в составе аукционной документации указано, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере 1/300 действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Комиссией Управления также установлено, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения победителя Закупки, так как в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 11 декабря 20 15 года N37) с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определённому на соответствующую дату.
На основании вышеизложенного, учитывая, что выявленные нарушения не повлияли на результат определения победителя Закупки и руководствуясь статьей 99 и статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушения частей 4 и 5 статьи 34, части 8 статьи 42, пункта 6 части 5 статьи 63 и пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
5. В соответствии со статьи 106 Закона о контрактной системе направить настоящее решение Заявителю, Заказчику.
Председатель Комиссии: Б.Б. Точиев
Члены комиссии: М.М. Халмурзиев
А.А. Аушев
Настоящее решение (предписание) может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с административным регламентом утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА, УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КОНКУРСНОЙ, АУКЦИОННОЙ ИЛИ КОТИРОВОЧНОЙ КОМИССИИ, ОПЕРАТОРА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)" заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) контролирующего органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 20 июля 2018 г. N 151-З/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2018