Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России И.Р.Хасанов,
члены Комиссии:
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д.Аблаева,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России М.В.Наумович
при участии представителей интересов:
- Муниципальное казенное учреждение "ЖКХ-РЕСУРС" Сакского района Республики Крым (далее - Заказчик) - Юпикова А.В.(по доверенности), Шаповал Я.М.(по доверенности);
- Общество с ограниченной ответственности "Перспектива" (далее - Заявитель) - представители на заседание Комиссии не явились,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Строительство автомобильной дороги общего пользования местного значения ул.Кирова с. Уютное Сакского района Республики Крым" (извещение N0875300038918000060) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при утверждении документации о Закупке соблюдены положения Закона о контрактной системе.
Комиссия Крымского УФАС России при рассмотрении жалобы Заявителя установила следующее.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Раздела II.II. "Единые требования к участникам закупки" документации о Закупке участник аукциона должен быть индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которое являются членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, установленных ч. 2.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
Пунктом 3 Раздела II.II. "Единые требования к участникам закупки" документации о Закупке установлены дополнительные требования к участникам аукциона, а именно установлено требование к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) и Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям": наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих предмету закупки работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении Закупки не установлены вышеуказанные требования к участникам закупки, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона, данное бездействие Заказчика содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства N 570 установлены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570), установлено, что возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке.
При этом документация об Аукционе не содержит указания на виды работ по строительству объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.
Таким образом, бездействие Заказчика, не установившего виды работ по строительству объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, нарушает часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена в разделе V "Инструкция по заполнению заявок на участие в аукционе в электронной форме" документации о Закупке и размещена на 3 листах.
Инструкция имеет неоднозначное толкование значений показателей товаров (материалов), имеет ряд дублирующих значений одно и того же показателя, не является однозначно понятной и не помогает заполнять заявки в соответствии с требованиями документации.
Так в инструкции установлено:
"2.В случае применения заказчиком в техническом задании слов (знаков): "не менее", "не ниже"," ", "не ранее" - участником предоставляется значение равное или превышающее указанное; "не более", "не выше","
", "не позднее" - участником предоставляется значение равное или менее указанного; "менее", "ниже", " < " , "позднее" - участником предоставляется значение меньше указанного; - "более", "выше", "свыше", " > ", "ранее" - участником предоставляется значение превышающее указанное; "до" - участником предоставляется значение меньше указанного, за исключением случаев, когда указанное значение сопровождается словом "включительно" либо используется при диапазонном значении; "от" - участником предоставляется указанное значение или превышающее его; "наличие", "отсутствует", "не предусмотрено", "соответствует" участник подтверждает установленный параметр и не вправе изменять указанные характеристики или дополнительно предоставляет описание указанного значения с применением конкретных показателей; "указать", "указывается участником" - участник в данном случае указывает требуемое значение, информацию в соответствии с установленным параметром.
В случае применение заказчиком в техническом задании перечислений характеристик через союз "и", знак ","- участник указывает характеристики всех перечисленных значений. В случае, если характеристика товара указана с использованием нескольких значений, требования применяются к каждому значению.
При использовании союзов "или", "либо" - участники выбирают одно из значений. При использовании "и (или)" - участник предлагает несколько показателей или один (на свой выбор); в случае, если после наименования показателя заказчиком установлен знак ":", то требования к значению показателя товара являются не изменяемыми и указываются в заявке в неизменном виде, даже не смотря на наличие других взаимоисключающих значения показателя слов и (либо) знаков исключений.
В случае применения заказчиком в техническом задании значений с помощью слов или символов:
"от... до... " , "-", "_", то это означает, что участник закупки в заявке должен указать крайние значения диапазона (показателя), которые установлены техническим заданием, с использованием слов "в диапазоне и "от " и "до", что считается указанием конкретного диапазонного показателя товара*; со словами "диапазон может быть расширен" - участником представляется диапазон не менее указанных значений в рамках, равных показателям верхней и нижней границы диапазона, либо значения расширяющие границы диапазона; если в Техническом задании устанавливается диапазонный показатель, наименование которого сопровождается словами "диапазон должен быть не менее от... - до", или "диапазон должен быть не более от...- до...", участником закупки должен быть предложен товар с конкретными значениями верхнего и нижнего предела показателя, соответствующим заявленным требованиям, но без сопровождения словами "диапазон должен быть не менее", "диапазон должен быть не более"; с помощью слов "свыше ... до... ", "более_ до _", "выше _ до _", то это означает, что участник закупки в заявке должен указать крайнее левое значение, превышающее указанное, крайнее правое значение диапазона (показателя) равное или менее указанного, с использованием слов символов "_-_", что считается указанием конкретного диапазонного показателя товара*; cимвол "", применяемый при описании значений показателей товаров, означает минимальное и максимальное значения пределов допуска (отклонения) по требуемым Заказчиком значениям, в заявке участник должен указать конкретные значения допуска, соответствующее минимальным и максимальным значениям, установленным документацией с указанием слов " от до ", за исключением случая, если после наименования показателя заказчиком установлен знак ":";
В случае применения заказчиком союзов "или", знаков ";" , "/" при описании значений показателя товара (материала) означает, что заказчику требуется товар только с одним из указанных значений, участник должен определить одно конкретное неизменяемое значение и указать его в своей заявке; применение заказчиком символа "\", при перечислении показателей, означает, что участник указывает крайне левое значение показателя, за исключением случая, если после наименования показателя заказчиком установлен знак ":";
При предоставлении участниками конкретных значений показателей, товарного знака, фирменного наименования необходимо исключить употребление знаков, слов и словосочетаний (в том числе применения таких слов и словосочетаний в других грамматических, морфологических формах): "или", "либо", "и (или)", "должен быть", "должен иметь", "должна быть", "должна иметь", "должны быть", "типа", "должны иметь", "должна иметься", "имеется", "требуются", "должны иметься", "должен иметься", "имеет", "предусмотрено", "должно", "требуется", "должен", "должна", "должны", "обязан", "желательно", "может", "в основном", "и другое", "в пределах", "необходимо", "ориентировочно", "не более", "не менее", "не ранее", "не уже", "не хуже", "не выше", "не ниже", "не позднее", "не ранее", "до", "от", "более", "менее", "выше", "ниже", "позднее", "ранее", "возможность", "включительно", "эквивалент", "<", ">", "<", ">", "", "
". При использовании заказчиком в техническом задании описании предмета закупки, конкретных значений показателей и их значений вышеуказанных терминов, участник исключает применение указанных знаков, слов и словосочетаний в любых формах, кроме случая наличия после наименования показателя знаков, указанных в настоящей инструкции.
*- исключением является показатель "фракция", в этом случае необходимо указать значение показателя в виде неизменного диапазона значений с учетом указанных слов, в соответствии с государственным стандартном, т.е. в исходной (первоначальной) форме.
Значения показателя (параметра), включенного в знак "()", участник указывает без изменений.
Во всех других случаях и словах (знаках) в значениях показателей, не установленных в инструкции, требования к показателям товаров, установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения о значениях показателей, точно соответствующие требованиям, установленным в техническом задании настоящей документации".
Исходя из требований технического задания, следует, что большинство описываемых значений не указывалось при описании объекта закупки, соответственно, не относится к данной Закупке, вводит в заблуждение участников Закупки.
Также в инструкции Заказчик не определил, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя), в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
При этом, неоднозначность толкования инструкции приводит к необоснованному отклонению заявок участников.
Так, например, согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в электронном аукционе на строительство автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Кирова с. Уютное Сакского района Республики Крым от 20.07.2018 г. заявка N2 была отклонена по следующим основаниям:
"В позиции "Кабель силовой", Технического задания при составлении первой части заявки предоставлены не соответствующие показатели: "сеч.:4х16 кв.мм". Требование установленное заказчиком: "сеч.:4х16 кв.мм/5х16 кв.мм". Согласно части, V Инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе "В случае применения заказчиком союзов "или", знаков ";" , "/" при описании значений показателя товара (материала) означает, что заказчику требуется товар только с одним из указанных значений, участник должен определить одно конкретное неизменяемое значение и указать его в своей заявке; применение заказчиком символа "\", при перечислении показателей, означает, что участник указывает крайне левое значение показателя, за исключением случая, если после наименования показателя заказчиком установлен знак ":"", что является нарушением п.2 ч.4. ст. 67 Федерального закона "несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе".
Согласно требованиям к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, необходим кабель силовой сеч.:4х16 кв.мм/5х16 кв.мм.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки в случае применения заказчиком союзов "или", знаков ";" , "/" при описании значений показателя товара (материала) означает, что заказчику требуется товар только с одним из указанных значений, участник должен определить одно конкретное неизменяемое значение и указать его в своей заявке.
Таким образом, участник применил указанное описание инструкции, комиссия Заказчика при рассмотрении заявки применила другой раздел инструкции, согласно которому в случае, если после наименования показателя заказчиком установлен знак ":", то требования к значению показателя товара являются не изменяемыми и указываются в заявке в неизменном виде, даже не смотря на наличие других взаимоисключающих значения показателя слов и (либо) знаков исключений.
Представители Заказчика указали, что необходимо было указать оба значения показателя.
При этом инструкция по заполнению первой части заявки не содержит разъяснений каким образом заполнять первую часть заявки при наличии совокупности символов "/" и ":", в самом значении показателя также не указано, что данные должны быть указаны в неизменном виде.
При этом представители Заказчика не смогли пояснить, чем вызвана необходимость указания символа "/", при возможности перечислений характеристик через союз "и", знак ",".
Согласно инструкции по заполнению первых частей заявок в случае применение заказчиком в техническом задании перечислений характеристик через союз "и", знак ","- участник указывает характеристики всех перечисленных значений.
Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком составлено техническое задание, а также инструкция по заполнению заявки, таким образом, чтобы потенциальные участники допустили технические ошибки при заполнении заявки, что и отражено в протоколе рассмотрения первых частей заявок.
Неустановление Заказчиком в документации об аукционе, надлежащей инструкции, а также установление инструкции, не позволяющей однозначно определить порядок заполнения заявки, является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.30, 3.34, 3.35 Административного регламента от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Р. Хасанов
Члены Комиссии: Т.Д.Аблаева
М.В.Наумович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 25 июля 2018 г. N 06/2475-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2018