Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
рассмотрев жалобу ООО "Фармацевт" на действия Заказчика ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 5" при проведении электронного аукциона N 0360300056818000104 "Поставка лекарственных средств аптечного производства",
УСТАНОВИЛА:
09.07.2018 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Фармацевт" (далее - Заявитель, Общество) на действия Заказчика ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 5" при проведении электронного аукциона N 0360300056818000104 "Поставка лекарственных средств аптечного производства" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что документация об Аукционе утверждена с нарушением норм законодательства о контрактной системе.
Заявитель о времени и месте уведомлен надлежащим образом, не явился.
Представитель Заказчика и член Единой комиссии, присутствующий на рассмотрении жалобы, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
22.06.2018 в Единой информационной системе в сфере закупок были размещены извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе.
Заказчиком данного Аукциона является ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 5" (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 96 561,24 рубль.
Из жалобы Заявителя следует, что документация об Аукционе не содержит требования к участникам закупки о необходимости наличия лицензии на оптовую торговлю, так как указанная в документации об Аукционе лицензия на изготовление, хранение, перевозку, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения не включает возможность осуществления оптовой торговли лекарственными средствами.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В пункте 21 "Требования к участнику закупки, установленные в соответствии с п.1 ч.1 ст. 31 Федерального закона. Перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с п.1 ч.1 ст. 31 Федерального закона" раздела 7 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе указано: Требуется наличие действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения; хранение лекарственных средств для медицинского применения; перевозка лекарственных средств для медицинского применения; отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения) на основании Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 г. N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". Копия лицензии предоставляется в составе второй части заявки.
В соответствии с п. 47 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) установлено, что фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Согласно содержащимся в статье 4 Закона об обращении лекарственных средств понятиям:
- организация оптовой торговли лекарственными средствами - организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;
- аптечная организация - организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (далее - Положение).
Положение устанавливает порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (далее соответственно - медицинские организации, обособленные подразделения медицинских организаций), ветеринарные организации, и индивидуальными предпринимателями.
Приложение к Положению содержит перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения:
1. Оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения;
2. Хранение лекарственных средств для медицинского применения;
3. Хранение лекарственных препаратов для медицинского применения;
4. Перевозка лекарственных средств для медицинского применения;
5. Перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения;
6. Розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения;
7. Отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения;
8. Изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения.
Согласно ч. 1 ст. 52 Закона об обращении лекарственных средств фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии со ст. 54 Закона об обращении лекарственных средств оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам надлежащей дистрибьюторской практики и правилам надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.12.2010 N 1222н "Об утверждении правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения" утверждены Правила оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения.
Согласно ч. 5 указанных Правил оптовой торговле подлежат лекарственные средства, зарегистрированные в Российской Федерации в установленном порядке.
Согласно п. 1 ч. 5 ст. 13 Закона об обращении лекарственных средств государственной регистрации не подлежат: лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, которые имеют лицензию на фармацевтическую деятельность, по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, ветеринарных организаций.
Согласно ч. 1 ст. 56 Закона об обращении лекарственных средств изготовление лекарственных препаратов аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляется по рецептам на лекарственные препараты, по требованиям медицинских организаций, ветеринарных организаций в соответствии с правилами изготовления и отпуска лекарственных препаратов, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В разделе 8 "Техническая часть" документации об Аукционе содержатся требования к техническим характеристикам товаров "Диагностическое средство - Флакон 100 мл, Состав: азопирам 0,5, этанол 100 мл. Остаточный срок годности товара должен составлять не менее 12 месяцев от установленного срока годности на момент поставки товара" в количестве 55 фл., "Вазелин - Для наружного применения (флакон) 50г Состав: вазелин. Остаточный срок годности товара должен составлять не менее 10 дней от установленного срока годности на момент поставки товара" в количестве 25 фл., "Вода - Флакон 400 мл Состав: вода стерильная. Остаточный срок годности товара должен составлять не менее 30 дней от установленного срока годности на момент поставки товара", в количестве 135 фл., "Йод+Калия йодид+Вода* - Флакон 50 мл, Состав: йод 0,5г, калия йодид 1,0г, вода очищенная до 50 мл. Остаточный срок годности товара должен составлять не менее 10 дней от установленного срока годности на момент поставки товара" в количестве 15 фл., "Калия йодид - Раствор для наружного применения 3%(флакон)50 мл, Состав: калия йодид 1,5г-50 мл. Остаточный срок годности товара должен составлять не менее 10 дней от установленного срока годности на момент поставки товара" в количестве 45 фл., "Кальция хлорид - Раствор для наружного применения 5%(флакон)50 мл, состав: кальция хлорид 2,5г-50 мл. Остаточный срок годности товара должен составлять не менее 10 дней от установленного срока годности на момент поставки товара" в количестве 45 фл., "Магния сульфат - Раствор для наружного применения 5%(флакон)50 мл, состав: магния сульфат2,5г-50 мл. Остаточный срок годности товара должен составлять не менее 10 дней от установленного срока годности на момент поставки товара" в количестве 45 фл., "Натрия бромид - Раствор для наружного применения 3%(флакон)50 мл, состав: натрия бромид 1,5г-50 мл. Остаточный срок годности товара должен составлять не менее 10 дней от установленного срока годности на момент поставки товара" в количестве 45 фл., "Натрия цитрат - Раствор для лабораторных работ стерильный 5%(флакон)10 мл.состав: натрия цитрат 0,5г-10 мл. Остаточный срок годности товара должен составлять не менее 30 дней от установленного срока годности на момент поставки товара" в количестве 90 фл., "Прокаин - Раствор 2%(флакон) 100 мл, состав: прокаин 2г, вода очищенная 100 мл. Остаточный срок годности товара должен составлять не менее 10 дней от установленного срока годности на момент поставки товара" в количестве 45 фл., "Водорода пероксид - Раствор для наружного применения 30%(флакон) 250 мл, Состав: водорода Пероксид. Остаточный срок годности товара должен составлять не менее 10 дней от установленного срока годности на момент поставки товара" в количестве 100 фл., "Водорода пероксид - Раствор для наружного применения 6%(флакон) 400 мл, состав: водорода пероксид 33% 72г-400 мл. Остаточный срок годности товара должен составлять не менее 10 дней от установленного срока годности на момент поставки товара" в количестве 75 фл., "Динатриевая соль этилендиамин тетрауксусной кислоты* - Раствор для наружного применения стерильный 5%(флакон) 10 мл, Состав: динатриевая соль этилендиамин тетрауксусной кислоты0,5г-10 мл. Остаточный срок годности товара должен составлять не менее 30 дней от установленного срока годности на момент поставки товара" в количестве 90 фл., "Диагностическое средство - Флакон 100 мл, состав: фенолфталеин 1,0г,этанол 100 мл. Остаточный срок годности товара должен составлять не менее 12 месяцев от установленного срока годности на момент поставки товара" в количестве 80 фл., "Аминофиллин - Раствор для наружного применения 5% флакон 100 мл, состав: аминофиллин 5г, вода очищенная 100 мл. Остаточ-ный срок годности товара должен составлять не менее 10 дней от установленного срока годности на момент поставки товара" в количестве 45 фл., "Серебро коллоидальное, глицерол, вода очищенная - Раствор для наружного применения, Колларгол + Глицерин + Вода очищенная краска для тонометрии. Состав: колларгол 1 г + вода очищенная 10 кап. + глицерин 10 кап.; флакон 10 мл., не стерильно. Остаточный срок годности товара должен составлять не менее 10 дней от установленного срока годности на момент поставки товара" в количестве 3 фл.
На рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что данные товары не являются зарегистрированными лекарственными средствами и изготавливаются в аптечных организациях.
Кроме того, в Государственном реестре лекарственных средств вышеуказанные товары с указанной дозировкой и указанных пропорциях отсутствуют.
Таким образом, наличие лицензии на оптовую торговлю для участия в Аукционе не требуется, в связи с чем довод жалобы является необоснованным.
Довод Заявителя о том, что поставка лекарственных препаратов в медицинские организации является договором оптовой поставки, признается несостоятельным ввиду следующего.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки" квалифицируя правоотношения сторон необходимо исходить из признаков договора поставки, предусмотренных статьей 506 Гражданского Кодекса Российской Федерации, независимо от наименования договора, названия его сторон либо обозначения способа передачи товара в тексте документа. При этом под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать, в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.).
Согласно п. 54 ст. 4 Закона об обращении лекарственных средств требование медицинской организации, ветеринарной организации - документ установленной формы, который выписан медицинским или ветеринарным работником, имеющим на это право, и содержит в письменной форме указание аптечной организации об отпуске лекарственного препарата или о его изготовлении и об отпуске для обеспечения лечебного процесса в медицинской организации, ветеринарной организации.
Так как закупаемые лекарственные препараты являются препаратами аптечного изготовления и не подлежат государственной регистрации, то, следовательно, поставляются Заказчику по требованиям-накладным, которые передаются Заказчиком аптечной организации для изготовления и отпуска для обеспечения лечебного процесса в медицинской организации.
Заказчик, осуществляя данную закупку на поставку препаратов аптечного производства, является конечным потребителем, так как не осуществляет перепродажу лекарственных препаратов, а использует их в иных целях, предусмотренных ст. 506 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а именно приобретает товары для обеспечения своей деятельности в качестве лечебного учреждения, что исключает оптовую продажу.
В связи с вышеизложенным довод Заявителя признается необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Фармацевт" на действия Заказчика ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 5" при проведении электронного аукциона N 0360300056818000104 "Поставка лекарственных средств аптечного производства" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: |
_____________________ (подпись) |
|
|
Члены Комиссии: |
_____________________ (подпись) |
|
|
|
_____________________ (подпись) |
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 13 июля 2018 г. N 240-18/гз
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2018