Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
1. 2. |
|
|
3. |
|
|
рассмотрев жалобу ООО "ОПТ - СНАБ" на действия Заказчика - МКУ "Служба единого балансодержателя" Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0360300109718000016 "Выполнение строительно-монтажных работ по модернизации системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов с. Александров Гай Александрово-Гайского района Саратовской области с установкой индивидуальных источников тепла, газового и отопительного оборудования",
УСТАНОВИЛА:
29.06.2018 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "ОПТ - СНАБ" (далее - Заявитель, Общество) на действия Заказчика МКУ "Служба единого балансодержателя" Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0360300109718000016 "Выполнение строительно-монтажных работ по модернизации системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов с. Александров Гай Александрово-Гайского района Саратовской области с установкой индивидуальных источников тепла, газового и отопительного оборудования" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что документация об Аукционе утверждена с нарушением норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заявитель о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, на рассмотрение не явился.
Представитель Заказчика, присутствующий на рассмотрении жалобы, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую проверку, Комиссия Саратовского УФАС России пришла к следующим выводам.
15.06.2018 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки были размещены извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе.
Заказчиком данного Аукциона является МКУ "Служба единого балансодержателя" Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 372 933,38 рубля.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик установил короткий срок выполнения работ, так как выполнить работы в установленный графиком выполнения работ срок невозможно.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно п. 1.3 проекта контракта срок выполнения работ: в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с даты заключения Контракта. Подрядчик имеет право выполнить работы досрочно.
При этом, Закон о контрактной системе не устанавливает правила формирования сроков - Заказчик устанавливает срок, исходя из своих потребностей.
Кроме того, на участие в Аукционе было подано 3 заявки участников закупки, которые выразили согласие на участие в Аукционе на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе.
Заявитель на рассмотрение жалобы явку своих представителей не обеспечил, а также не представил доказательств невозможности выполнения работ в указанный срок.
При таких обстоятельствах довод жалобы является необоснованным.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в документации об Аукционе не установил размеры штрафов в соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее Постановление Правительства N 1042).
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Постановлением Правительства N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Согласно п.2 Правил размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)).
Согласно п.1 ч.1 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем: проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Согласно п.4 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
На рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что данный Аукцион проводился Заказчиком не для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
При этом, п.4 Правил устанавливает размеры штрафа исключительно в случае факта неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Таким образом, учитывая, что Заказчиком не установлено преимущество для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, необходимость установления размеров штрафов в соответствии с п.4 Правил отсутствует.
В связи с чем довод жалобы признается необоснованным.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в документации об Аукционе не установил размеры штрафов в соответствии с п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства N 1042.
Согласно п. 5 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
На рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что объявленный Аукцион на выполнение строительно-монтажных работ по модернизации системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов с. Александров Гай Александрово-Гайского района Саратовской области с установкой индивидуальных источников тепла, газового и отопительного оборудования не предполагает увеличение подрядчиком цены контракта от начальной (максимальной) цены контракта, документацией об Аукционе предусмотрена начальная (максимальная) цена контракта и победителем признается участник, максимально снизивший цену, а не предложивший наиболее высокую за право заключения контракта.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 06.07.2018 N0360300109718000016-2 участие в Аукционе принимало 3 участника, вследствие чего начальная (максимальная) цена контракта была снижена на 27.62 %, таким образом, довод жалобы является не состоятельным.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлена ответственность для подрядчика в соответствии с п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства N 1042.
В соответствии с п. 6 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что в перечне работ, подлежащих выполнению, отсутствуют обязательства, которые не имеют стоимостного выражения, в связи с чем в Проекте контракта отсутствует ответственность поставщика за невыполнение данного вида обязательств.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в проекте контракта не устанавливает перечень документов, которые должен предоставить подрядчик после заключения контракта с субподрядчиком, а также срок оплаты таких работ.
Согласно ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В п. 2.4.7 проекта контракта установлено: Подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее 15% от цены Контракта (в соответствии со статьей 30 Федерального закона N44-ФЗ). Привлечение Подрядчиком субподрядчиков, соисполнителей из числа указанных категорий свыше установленного объема, является исключительным правом Подрядчика.
В соответствии с ч. 7 ст. 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" утверждены прилагаемые типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Частью 2 Типовых условий установлено, что в срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем представить заказчику:
а) декларацию о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (при наличии печати);
б) копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, соисполнителем, заверенную поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Вместе с тем, в нарушение ч. 7 ст. 30 Закона о контрактной системе, Заказчиком в документации об Аукционе не установлен перечень документов, которые Подрядчик обязан предоставить Заказчику со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Из жалобы Заявителя следует, что в проекте контракта не указан срок действия контракта, что приводит к невозможности предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим срок действия контракта.
Согласно п.11.3 проекта контракта 11.3. настоящий Контракт составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному экземпляру для каждой Стороны. Настоящий Контракт вступает в силу с момента подписания его всеми Сторонами. Прекращение действия Контракта возможно по исполнению Сторонами своих обязательств.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 1.3 проекта контракта указан срок выполнения работ: в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с даты заключения Контракта. Подрядчик имеет право выполнить работы досрочно.
В пункте 3.5 проекта контракта установлено: оплата за выполненные работы производится безналичным расчетом путем перечисления Заказчиком денежных средств на указанный в Контракте расчетный счет Подрядчика в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня подписания Сторонами Актов о приемке выполненных работ по форме КС-2, Справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.
Согласно п. 4.1 проекта контракта в срок, указанный в п. 1.3 настоящего Контракта, Подрядчик передает уполномоченному Заказчиком лицу Акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, Справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и иные документы, необходимые для приемки работ.
В соответствии с п. 4.3 проекта контракта заказчик в течение 3 (трех) календарных дней со дня получения документации, указанной в пункте 4.1 настоящего Контракта, обязан направить Подрядчику подписанные Акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, Справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 или мотивированный отказ.
Таким образом, вышеперечисленные условия проекта контракта, содержат конкретные сроки выполнения работ, приемки и оплаты работ, что позволяет определить срок действия контракта, а также срок действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В связи с чем, довод жалобы признается необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч.22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ОПТ - СНАБ" на действия Заказчика - МКУ "Служба единого балансодержателя" Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0360300109718000016 "Выполнение строительно-монтажных работ по модернизации системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов с. Александров Гай Александрово-Гайского района Саратовской области с установкой индивидуальных источников тепла, газового и отопительного оборудования" обоснованной в части не установления в проекте контракта перечня документов, которые Подрядчик обязан предоставить Заказчику со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 7 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: |
_____________________ (подпись) |
|
Члены Комиссии: |
_____________________ (подпись) |
|
|
_____________________ (подпись) |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 5 июля 2018 г. N 223-18/гз
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2018