Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<__________..>,
в присутствии представителейФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик, ФКУ Упрдор "Южный Байкал") - <_>(доверенность от 01.12.2017 N82),<_>(доверенность от 13.06.2018 N23),
в отсутствиепредставителей ООО "Ремточстрой Инжиниринг"(далее - Заявитель, Общество),о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало,
рассмотрев жалобуООО "Ремточстрой Инжиниринг" (вх.N4452 от 13.07.2018)на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по установке систем видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения), номер закупки 0302100003018000059(далее - Аукцион)и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент).
установила:
Заявитель в жалобе указывает, что отдельные положения документации об электронном аукционе и действия Заказчика не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, а также нарушают права участников.
1. Заявитель полагает, что установленное Заказчиком требование к расстоянию от края проезжей части (при наличии обочины - отбровки земляного полотна) до комплекса, установленного сбоку от проезжей части, нарушает положения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе поскольку данный показатель можно определить только методом испытаний. При этом Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки.
2. Заявитель считает, что Заказчик, разместив в Единой информационной системе в сфере закупок техническое задание в формате PDF,искусственно ограничивает количество участников закупки.
При этом указывает в жалобе на нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 N147 и приказа Минэкономразвития России от 14.12.2010 N21н в части запрета на шифрование и защиты иными средствами файлов, которые не позволяют ознакомиться с их содержанием без дополнительных программных средств, а также требований приказа Минэкономразвития России от 16.11.2009 N470 в части отсутствия возможности поиска и копирования фрагментов текста, что по мнению Заявителя не позволяет сформировать заявку на участие в данном аукционе.
Просит приостановить закупку, провести проверку, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений.
Заказчик не согласен с доводами Заявителя, считает, что документация об аукционе соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе. Представил письменные пояснения согласно отзыву на жалобу от 19.07.2018 N 2355/09.
Заказчик, ознакомившись с доводами Заявителя полагает, что они не находят своего объективного подтверждения, носят голословный характер и фактически обусловлены неверным толкованием положений законодательства контрактной системе.
1. В соответствии с требованиями статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, согласно которым описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Описание объекта закупки осуществлялось с учетом потребности Заказчика и необходимости нормальной работы стационарных многоцелевых комплексов автоматической фотофиксации нарушений при их размещении на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения, находящихся в исключительном ведении (на праве оперативного управления).
Так, согласно пунктов 6.8 и 6.9 ГОСТ Р57145-2016, стационарные технические средства автоматической фотовидеофиксации (их отдельные элементы) устанавливают сбоку от проезжей части (в том числе на разделительной полосе), над проезжей частью, в/под дорожное покрытие.
Расстояние от края проезжей части (при наличии обочины - отбровки земляного полотна) до стационарного технического средства автоматической фото-видеофиксации, установленного сбоку от проезжей части, должно быть не менее 0,5 м. При этом оно должно размещаться на максимально возможном (с учетом местных условий) расстоянии от края проезжей части.
Таким образом, выбранный Управлением диапазон от 0,5 до 5 м. соответствует требованиям ГОСТ Р 57145-2016, поскольку обеспечивает как минимальное расстояние, так и максимально возможное, тем самым создает условия для нормального функционирования комплекса и фотофиксации нарушений. Более того, данный диапазон соответствует техническим характеристикам большинства средств фотофиксации нарушений, предлагаемых на рынке.
Более того, для установления диапазона расстояния не требуется проведение каких-либо испытаний, поскольку в данном случае ведется речь лишь о требованиях к размещению комплекса, а не к его техническим характеристикам.
2. По поводу размещения документации об электронном аукционе в единой информационной системе в сфере закупок в формате PDF, Заказчик указывает следующее.
Порядок функционирования единой информационной системы в сфере закупок урегулирован Правилами функционирования единой информационной системы в сфере закупок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N1414.
Пунктом 17 указанных Правил предусмотрено, что при размещении электронных документов в единой информационной системе или обмене электронными документами в процессе взаимодействия единой информационной системы и иными информационными системами применяются единые форматы электронных документов. Указанные форматы электронных документов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
Такие форматы установлены пунктом 1.2 Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок, утвержденного приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 N26н: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Требования об обеспечении возможности копирования фрагментов текста, содержащегося в размещаемых файлах, указанными нормативными правовыми актами не установлены.
Формат файлов PDF является стандартным межплатформенным форматом файлов, позволяющим осуществлять обмен готовыми для печати документами, который создается при сканировании бумажных форм документов сканерами различных производителей, в соответствии со спецификацией Adobe Portable Document Format, при этом при сканировании PDF файл создается без защиты.
В данном виде документы в формате PDF позволяют осуществлять ознакомление, печать и копирование общедоступными средствами.
При этом, фактическое восприятие информации, размещенной Управлением в единой информационной системе в сфере закупок, Управлением не ограничено; ознакомление с содержанием размещенных файлов доступно без дополнительных программных и технологических средств.
Сама по себе необходимость заполнения заявок для участия в аукционе путем самостоятельного набора незначительного количества таблиц и текста не свидетельствуют о невозможности составить и своевременно подать заявку.
Кроме этого, довод Заявителя о создании преимущественного положения для участия ограниченному кругу лиц, которые имеют доступ к техническому заданию в открытом формате, ничем не подтвержден и носит голословный характер.
На основании вышеизложенного просят признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и изучения, представленных сторонами документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
29июня2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Аукциона N0302100003017000059. Начальная (максимальная) цена контракта - 135 000 000,00 рублей.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанные значения показателей представлены Приложении N3 к документации об аукционе.
Довод Заявителя о том, что показатель расстоянияот края проезжей части (при наличии обочины - отбровки земляного полотна) до комплексаможно определить только методом испытаний, что вынуждает участников закупки иметь товар в наличии в момент подачи заявки, признан Комиссией Бурятского УФАС России необоснованным в силу следующего.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Пунктом 6.9 ГОСТ Р 57145-2016 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила применения" установлено, что расстояние от края проезжей части (при наличии обочины - отбровки земляного полотна) до стационарного технического средства автоматической фотовидеофиксации, установленного сбоку от проезжей части, должно быть не менее 0,5 м. При этом оно должно размещаться на максимально возможном (с учетом местных условий) расстоянии от края проезжей части.
Также указанный показатель предусмотрен в технических описаниях средств фотофиксации нарушений, предлагаемых на рынке.
Для установления диапазона расстояния не требуется проведение каких-либо испытаний, поскольку в данном случае оспариваемый показатель определяет точку размещения комплекса при его установке подрядчиком.
Таким образом, заказчик не обязывает участников закупки иметь товар в наличии на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе.
2. В соответствии с пунктом 17 Правилфункционирования единой информационной системы в сфере закупок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N1414при размещении электронных документов в единой информационной системе или обмене электронными документами в процессе взаимодействия единой информационной системы и иными информационными системами применяются единые форматы электронных документов. Указанные форматы электронных документов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно пункту 1.2 Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок, утвержденного приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 N26н, в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещаемого в единой информационной системе файла не должен превышать 50 Мб.
29 июня 2018 года одновременно с извещением о проведении Аукциона в Единой информационной системы в сфере закупок Заказчиком размещенадокументация об Аукционе в формате архивного файла RAR, который содержит файлы форматов DOC, XLSи PDF.
Довод Заявителя о нарушении Заказчиком законодательства о размещении информации на официальных сайтах не нашел своего подтверждения, так как файл "Приложение N3 Требования к товару.pdf" не зашифрован, не защищен иными средствами, доступен для ознакомления с его содержанием без дополнительных программных средств, и более того, обеспечивает возможность поиска и копирования фрагментов текста.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Бурятского УФАС России,
решила:
Признать жалобу ООО "Ремточстрой Инжиниринг"необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 20 июля 2018 г. N 04-50/399-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2018