Резолютивная часть объявлена 25 июля 2018 года Изготовлено в полном объеме 30 июля 2018 года |
г.Курск |
||
Состав Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
|
Председатель Комиссии |
|
|
Член Комиссии |
||
|
Член Комиссии |
||
Заявитель |
Курский филиал АО "Страховое общество газовой промышленности" (далее - Курский филиал АО "СОГАЗ") |
||
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
(по доверенности, личность удостоверена) |
||
Заказчик
|
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Курской области" |
||
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
(по доверенности, личность удостоверена) |
||
Способ определения поставщика |
Запрос котировок |
||
Закупка N |
0144100011718000033 |
||
Объект закупки |
Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) |
||
Начальная (максимальная) цена контракта |
232 785,48 рублей |
Доводы жалобы:
По мнению заявителя, котировочной комиссией заказчика, в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), по результатам рассмотрения и оценки котировочных заявок принято необоснованное решение об отклонении котировочной заявки Курский филиал АО "СОГАЗ", от участия в запросе котировок.
В письменных пояснениях, представленных заказчиком в материалы дела, а также в ходе рассмотрения дела, представители заказчика не согласились с доводами жалобы заявителя, указали, что котировочная комиссия заказчика действовала в соответствии с требованиями ФЗ "О контрактной системе...".
По результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок, протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок:
- дата размещения извещения - 04.07.2018 г.;
- дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 11.07.2018 г.;
- на участие в запросе котировок поступило 5 заявок;
- по результатам рассмотрения первых частей аукционных заявок, аукционной комиссией было принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе трем участникам, в том числе подателю жалобы - Курскому филиалу АО "СОГАЗ";
- на дату рассмотрения дела заказчиком заключен государственный контракт, с участником, признанным котировочной комиссией заказчика победителем электронного аукциона.
Как установлено ч.7 ст.78 ФЗ "О контрактной системе...", котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 - 7 (за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона) части 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок N8 от 11.07.2018 г., котировочной комиссией заказчика принято решение отказать в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки N15 (заявитель) по следующему основанию:
"На основании части 7 ст.78 Федерального закона от 05.04.2013 г N44 ФЗ " О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заявка не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, а именно: стоимость услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств рассчитана с заниженными коэффициентами. Так, в заявке участник запроса котировок представил согласие на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО).
Исходя из содержания документации запроса котировок, цена государственного контракта должна быть рассчитана с учетом Указания Банка России от 19.09.2014 г. N3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указание Банка России).
Ссылка на обязательное применение Указания Банка России при расчете цены государственного контракта является правомерной ввиду содержания статьи 8 (Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию) и статьи 9 (Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов) Федерального закона от 25.04.2002 г. N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон об ОСАГО),
Следовательно, участник, как страховщик, не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Указанием Банком России в соответствии со статьей 8 Федерального закона об ОСАГО.
Однако, предложенная участником запроса котировок цена государственного контракта ниже, чем в случае надлежащего применения Указания Банка России, с учетом проверенной отделением по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу по запросу ФГКУ "УВО ВНГ России по Курской области" (исх. N21002/826 от 05.06.2018 г.) минимальной возможной цены государственного контракта по страхованию ответственности владельца транспортных средств (исх. NТ059-14-8/12345 от 09.07.2018 г.), нарушает установленный порядок определения базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО, их структуру, а также формулу для расчета страховой премии.
Действия участника запроса котировок в данном случае нельзя расценивать иначе, чем злоупотребление правом (статья 10 (Пределы осуществления гражданских прав), Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), направленным на ограничение конкуренции путем занижения цены государственного контракта, которая должна быть определена на основании Указания Банка России, и, соответственно, участник действует с прямым нарушением требований, установленных абзацем вторым пункта 2 статьей 954 (Страховая премия и страховые взносы) ГК РФ, в котором указано: "В предусмотренных законом случаях размер страховой премии определяется в соответствии со страховыми тарифами, установленными или регулируемыми органами страхового надзора.", частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе, устанавливающей обязательность ценовой добросовестной ценовой конкуренции между участниками закупок.
В указанной выше связи по такому ценовому предложению государственный контракт с участником запроса котировок не может быть заключен.
Рассмотрев указанную причину отказа в допуске к участию в запросе котировок, Комиссия отмечает, что котировочной комиссией заказчика не указаны какие именно коэффициенты и по каким именно автотранспортным средствам из перечня, приведенного в извещении о проведении закупки, занижены участником.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам ОСАГО осуществляет Банк России. На членов комиссии по закупкам, а также на членов комиссий контрольных органов в сфере закупок такие полномочия не возложены.
При таких обстоятельствах, определить правильность расчета минимальной цены контракта, рассчитанной заказчиком, а также цены контракта, предложенной участниками определения поставщика, Комиссия не вправе.
Вместе с тем, Комиссия принимает во внимание следующие обстоятельства.
Как следует из пояснений Заказчика, заказчиком при формировании извещения о проведении запроса котировок были определены начальная (максимальная) цена контракта, а также "минимальная возможная цена государственного контракта", на основании Федерального закона от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств", Положения Банка России от 19.09.2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и Указания Банка России от 19.09.2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере страхования и гражданско-правовой ответственности.
Указанные расчеты, по мнению самого заказчика, проверены отделением по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу по запросу ФГКУ "УВО ВНГ России по Курской области".
В связи с чем, по мнению заказчика, участниками закупки не могла быть предложена цена заключения контракта, ниже, чем "минимальная возможная цена государственного контракта", рассчитанная заказчиком и проверенная Орловским отделением ЦБ РФ.
При этом, сведения об указанной "минимальной возможной цене государственного контракта", заказчиком в составе аукционной документации не размещены, также заказчиком не установлено требование о том, что участниками запроса котировок не может быть предложена цена, меньшая, чем "минимальная возможная цена государственного контракта".
Вместе с тем, как пояснили представители Курского филиала АО "СОГАЗ", разница между ценой контракта, рассчитанной заказчиком и предложенной в заявке Курского филиала АО "СОГАЗ", обусловлена следующими обстоятельствами:
При расчете "минимальной возможной цены государственного контракта" по данной закупке, заказчиком принимались во внимание значения "коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - КБМ), действующие на дату осуществления расчета заказчиком (05.06.2018 г.).
Цена, предложенная Курским филиалом АО "СОГАЗ", рассчитана участником в соответствии со значениями КБМ, содержащимися в автоматизированной информационной системе обязательного страхования по транспортным средствам (далее - база РСА), на дату составления и подачи котировочной заявки - 10.07.2018 г.
Как пояснили представители заявителя, значения КБМ по двум автомобилям из перечня технического задания извещения о проведении запроса котировок заказчика, изменились, в сторону уменьшения, в связи с чем, цена заключения контракта, предложенная Курским филиалом АО "СОГАЗ", ниже минимально возможной цены, рассчитанной заказчиком.
В подтверждение указанного довода, Курским филиалом АО "СОГАЗ" представлены распечатки сведений базы РСА о расчете КБМ каждого автомобиля из перечня, установленного заказчиком.
Учитывая изложенное, Комиссия отклоняет довод заказчика о том, что расчет "минимальной возможной цены государственного контракта" заказчика проверен отделением по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу, в связи с чем, цена контракта не может быть ниже рассчитанной заказчиком, по следующим обстоятельствам:
- согласно представленных заказчиком "запроса об уточнении расчета минимально возможной цены контракта" от 05.06.2018 г. N21002/926, а также ответа на указанное обращение от 09.06.2018 г. исх.NТО59-14-8/12435 отдела Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в г.Орел Центрального банка РФ, указанным отделом Службы ЦБ РФ проверены только минимальные размеры базовых ставок страховых тарифов, использованные для расчета страховой премии заказчиком. Соответствие значений КБМ, использованных заказчиком, значениям, указанным в базе РСА, отделом Службы ЦБ РФ, не проверялось.
- расчет минимально возможной страховой премии (минимальной возможной цены государственного контракта), осуществлялся заказчиком не позднее 05.06.2018 г., тогда как котировочные заявки подавались участниками с 04.07.2018 г. по 11.07.2018 г.
- заказчиком не опровергнут довод Курского филиала АО "СОГАЗ" об уменьшении значений КБМ для двух автомобилей заказчика, на дату подачи котировочных заявок.
При таких обстоятельствах, указанная в протоколе рассмотрения и оценки котировочных заявок причина отклонения котировочной заявки Курского филиала АО "СОГАЗ" - "стоимость услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств рассчитана с заниженными коэффициентами", не находит своего подтверждения материалами дела.
Часть 7 ст.78 ФЗ "О контрактной системе_" содержит исчерпывающий перечень оснований для отклонения заявок на участие в запросе котировок.
Заявка Курского филиала АО "СОГАЗ", соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, предложенная в заявке цена услуги не превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок.
В соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", у котировочной комиссии заказчика отсутствуют полномочия по контролю за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам ОСАГО.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что принятое котировочной комиссией заказчика решение об отклонении котировочной заявки Курского филиала АО "СОГАЗ", является необоснованным, противоречит требованию ч.7 ст.78 ФЗ "О контрактной системе...".
Учитывая изложенное, на основании результатов проведения внеплановой проверки определения поставщика, материалов, имеющихся в деле, руководствуясь статьей 99, статьей 106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Курского филиала АО "СОГАЗ" обоснованной.
2. Признать котировочную комиссию заказчика - Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Курской области" нарушившей требования ч.7 ст.78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В связи с тем, что по результатам запроса котировок заказчиком заключен государственный контракт, в соответствии с ч.22 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 25 июля 2018 г. N 183
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2018